Интервью с генеральным директором Государственного предприятия «Завод им. В.А. Малышева» Александром Хланем о перспективах развития предприятия и его продуктовой линейки.
Александр Хлань, Генеральный директор ГП «Завод им. В.А. Малышева»
Прошлый год Государственное предприятие «Завод им. В.А. Малышева», входящее в состав ГК «Укроборонпром», закончило с рекордной суммой реализованной продукции - более 2 млрд. грн. Для понимания масштаба этой цифры - это в 14 раз больше, чем в 2014, когда завод закончил год с товарооборотом около 150 млн. грн. Контракт с Таиландом отработан - заводу осталось сдать заказчику несколько боевых машин, в перспективе - при наличии потребности у заказчика - изготовление «Оплот» для Вооруженных Сил Украины.
Успешное завершение целого ряда заказов как в интересах Министерства обороны Украины, так и иностранных заказчиков, а также подписанные контракты на 2018 г. способствовали расширению производства. «Мы возобновляем линии легкой бронированной техники - планируем выпуск БТР-3 и БТР-4», - в том числе, отметил генеральный директор ГП «Завод им. В.А. Малышева» Александр ХЛАНЬ о предстоящих задачах предприятия.
Новые возможности
- Александр Владимирович, в марте 2018 крайняя партия боевых машин «Оплот» успешно выдержала испытания в присутствии заказчиков и отправлена в Таиланд. Сегодня «Завод им. В.А. Малышева» имеет контракт на ремоторизацию танков для Пакистана. Вместе с этим нужно создавать новую кооперацию, получить новые цены на каждую цепочку производства, утвердить эту цену у военных. Успеваете все сделать?
Сегодня у нас есть четкая стратегия развития предприятия в течение этого переходного периода. Переходным я называю его ввиду завершения контракта для Таиланда, мы должны выйти на плановые загрузки по другим направлениям. Есть большой спрос на наши танковые двигатели, на моторно-трансмиссионные отделения. Но, чтобы увеличить количество этой продукции, необходимо иметь другой уровень технического обеспечения. И государство в этом году нам дало разрешение на техническое переоснащение. Поэтому сейчас мы покупаем станки именно для увеличения пропускной способности двигателестроения. Я считаю, что переоснащение - большой успех нашего завода. Это в первую очередь свидетельствует о понимании со стороны руководства ГК «Укроборонпром» и государства важности тяжелой индустрии, ведь мы не можем позволить потерять танкостроение. И я благодарен за то, что мы усилим станочным парком площадку под строительство двигателей и продолжим работать уже в новом ритме с более стабильным качеством и новым количеством.
- Насколько увеличится количество произведенной продукции с новым оборудованием?
- Планируем увеличить ориентировочно в 5 раз. После этого уже можем говорить о серийном производстве. Однако мы должны учесть спрос на продукцию, поэтому ко всему следует подходить очень взвешенно.
- То есть, это позволит расширить узкое место с точки зрения двигателестроения. А именно - по количеству нужных изделий?
- Не только расширить, но и убрать человеческий фактор ошибки. У нас действительно работают уникальные специалисты - но на устаревших станках. Поэтому сейчас мы покупаем качественное зарубежное современное оборудование для изготовления коленвалов, гильз, поршня и блока двигателя.
- А как насчет литейного производства?
- В следующем году будем проделывать литье. Это проблемный для нас вопрос, потому что мы не можем войти в кооперацию по изготовлению отдельных узлов с другими предприятиями. Даже если это и будет дешевле. Наш блок цилиндров - это ноу-хау. Мы должны удержать его как интеллектуальную собственность. Передача литья другому может принести завода убытки. По крайней мере, так считают спецслужбы. Из-за этого должны все делать на заводе. Поэтому литейное производство надо тоже обязательно модернизировать - без этого никак.
- Когда планируете выйти на новый темп производства?
- В конце следующего года. То оборудование, которое мы заказываем, специфическое, изготавливается специально для нас. Сама процедура закупки проходит многоуровневый контроль, ведь речь идет об ответственных расходах государственных средств. Производителям нужно около года, чтобы его изготовить, смонтировать, запустить и провести наладку. А еще надо учесть литейное производство. Нам же нужна качественная техника, поэтому литье запускаем в начале следующего года, чтобы выйти на новый уровень. Мы должны все предусмотреть, чтобы не возникло дисбаланса в комплектации. Поэтому конец следующего года - оптимальный срок.
- Какой показатель станет признаком того, что результат переоборудования завода можно считать положительным?
- Полный выход из банкротства. Так как увеличение количества проданной продукции - это увеличение прибыли, что позволит нам получить ресурс для полного конечного выхода из банкротства.
- По закупке оборудования ситуация понятна. А как насчет металлов, используемых в производстве корпусов, цилиндров, подшипников? Завод зависит от поставок комплектующих, и этот вопрос надо решать. У вас есть поставщики из Европы. Однако этот процесс требует легитимизации, если новые материале применяются в нашей технике в образцах, документация на которые уже принята. Что будете делать?
- Здесь есть два пути. ГП «ХКБМ им. А.А. Морозова» отвечает за общую интеграцию всех механизмов в комплектном боевом изделии. Например, если это танк или БТР. Если говорим о производстве двигателей, то это «Харьковское конструкторское бюро двигателестроения» и наш завод - как основная практическая база.
У нас сегодня запущены две программы. Первая - в рамках НИОКР, которые мы получили от Министерства обороны относительно импортозамещения по двигателям и энергоагрегатам.
Вторая программа - проведение испытаний тех же двигателей с новыми комплектующими на стендах. В том числе - и под экспортные контракты, где сразу на двигателе испытываются новые жидкости и комплектующие и тому подобное. Испытания идут на полный моторесурс. Такие испытания проводятся на заводе. Там целая комиссия, где есть и мы, и ХКБД, и «ХКБМ им. А.А. Морозова», представители заказчика - военные из Министерства обороны. В течение двух месяцев узнаем, соответствует ли двигатель требованиям заказчика при новой кооперации.
Это нам крайне необходимо, так же, как и Министерству обороны. Нужна четкая, прозрачная коммерция - что и где мы будем заказывать и чтобы все детали были одинакового качества. Потому менять поставщика в процессе производства никак нельзя. Мы должны убедиться, что любой наш двигатель выдержит полный гарантийный период.
- Я правильно понимаю, что вы нашли всех необходимых поставщиков?
- Да, все, что узкого направления, мы нашли. Вот недавно пришли к нам зарубежные подшипники. Мы сейчас должны подтвердить, что они выдержат весь жизненный цикл. Там на самом деле не очень много изменений, однако они все ключевые и важные. Понимаете, именно с этой работы, из этих важных моментов в двигателестроении и начнется реальное переоснащение. А потом уже будем покупать станки, делать одну линию корпусов, линию башни, независимые линии, трехкоординатные порталы, которые сразу по конвейеру подают корпус, и во всех плоскостях начинается обработка.
Загрузить на полную
- В августе стало известно, что на «Заводе им. В.А. Малышева» начали собирать первый экспериментальный корпус БТР-4. При условии успешных результатов испытаний завод получит разрешение на производство и сможет начать серийный выпуск корпусов. А ведь раньше вы этим никогда не занимались ...
- Да, мы никогда не делали корпуса БТР. Этим занимался «Лозовской кузнечно-механический завод». Ранее мы только собирали БТР, а сейчас участвуем и в сварке. А тот корпус БТР-4, который в августе начали собирать, уже полностью готов. Сейчас начинаются испытания его на герметичность днища, «дождевания», отстрел на полигоне. После этого приглашаем комиссию и начинаем серийно изготавливать корпуса БТР-4.
- Комиссия из военного ведомства необходима, чтобы легитимизировать этот процесс?
- Да. Они делают вывод о нашей способности, потому что первый корпус уже готов. А корпус БТР-3 начнем делать через месяц-полтора после «четверки».
- Работаете с нашей сталью?
- С нашей, исключительно украинского производства. Да, ее труднее обрезать. Однако это наша сталь, это рабочие места. Потому как БТР-3 и БТР-4, так и «Оплот» делаем из украинской стали.
- То есть слухи о закупке стали для корпусов из-за границы не имеют оснований?
- Я считаю, что с нашей сталью мы достойно выполнили контракт, никаких замечаний не было. Есть все карточки обстрелов, которые подтверждают, что эта сталь не пробивается. У нас все налажено: обработка швов, геометрия корпуса. За эти два года результат положительный. Поэтому надо продолжать работать вот и все.
- Кстати, о результате. Если брать во внимание «Оплот», то там еще много чего надо сделать перед тем, как начинать сварку корпусов ...
- На самом деле нет. Я хочу поговорить со всеми ведомствами, чтобы мы уже запускали корпусное производство. Почему? Потому что ОКР в «ХКБМ им. А.А. Морозова» уже есть, значит «Оплот» полностью будем делать. А если его будут делать, то отличаться он будет только «начинкой» - корпус останется тот же. Мы предлагаем делать корпуса и башни на склад, а когда будет техническое решение, начнем доукомплектовывать танки. И тогда уже первые машины будут значительно быстрее.
- И завод будет загружен.
- Именно так. У нас есть квалифицированные сварщики именно на эти работы. Я постоянно даю им переквалификацию. Я стараюсь загружать их работой и давать перспективы будущего на ГП «ЗИМ», чтобы предупредить отток высококвалифицированных специалистов за границу. Они проходят все тесты и получают сертификаты, которые могут работать с материалами различной толщины. Потому что это также имеет значение.
- Цифры по двигателям, которые вы назвали, производство корпусов ... Это и программа максимум, которую завод состоятельной выполнить в сегодняшних условиях?
- Это оптимальная программа на это межсезонье, в тот переходный период, о котором я говорил в начале нашего разговора. Мы каждый год стараемся держаться на уровне по финансовым показателям и производственной программе. И этот темп я бы хотел сохранить. В прошлом году увеличили зарплату на 40%, в этом на 15%, у нас партия «Оплот» перешла на этот год. Это должно быть стандартом.
Источник - https://defence-ua.com/index.php/statti/5774-oleksandr-khlan-u-nas-ye-chitka-stratehiya-rozvytku-pidpryyemstva
По теме:
T-84 «Объект 478ДУ9»
БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ СЕРИИ БТР-3
БТР-4Е
Бронетехника Украины: итоги, потенциал, перспективы (1991-2006)
Модернизированный Т-64БВ БМ "Булат"
Размышления на тему «Оплот» и Т-90