andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

ОКБТ КИРОВСКОГО ЗАВОДА — 87 лет

(Ниже текст поздравления на 50-летие из ВБТТ №1,  1982)


Особое конструкторское бюро по танкострое­нию на производственном объединении «Кировский завод» было создано в связи с организацией серий­ного производства танков по решению Сов­наркома от 19 января 1932 г.
В конце первой пяти­летки, когда в нашей стране было налажено про­изводство высококачественных сталей, проката, броневого листа и цветных металлов, завод начал выпуск танка Т-28. В исключительно сжатые сроки было изготовлено 10 таких машин, и уже 1 мая 1933 г. они участвовали в военном параде на Крас­ной площади.
Затем развернулись работы по созда­нию многобашенного танка СМК с противоснаряд- ным бронированием. Многие оригинальные реше­ния этой машины: торсионная подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, новая широкая гусеница были использованы в конструкции перво­го в мире однобашенного тяжелого танка КВ.

Создание КВ явилось крупным шагом в развитии отечественного танкостроения, высоко оцененным Партией и Правительством — в 1940 г. Кировский завод был награжден орденом Красного Знамени. Уже к концу первого полугодия 1941 г. Красная Армия получила 636 танков КВ-1 и КВ-2.

В трудные годы Великой Отечественной войны танковое КБ вело напряженную работу над проек­тами новых боевых машин для Красной Армии. Разрабатывался тяжелый танк с 85-мм пушкой и тяжелые самоходные орудия на его базе. Осенью 1941 г. часть Кировского завода эвакуируется из осажденного Ленинграда в г. Челябинск. Здесь, совместно с коллективом ЧТЗ, в кратчайшие сроки организуется серийное производство тяжелых тан­ков. В 1942 г. усилия КБ были направлены на их модернизацию (КВ-1C), а также установку на танк новых видов вооружения.
В это грозное время создаются специальные боевые машины: самоход­ная установка КВ-7, огнеметный танк КВ-8, танк КВ-9 со 122-мм гаубицей. Самоходная установка КВ-7 обладала высокой скорострельностью и воз­можностью ведения залпового огня.

С января 1943 г. был освоен выпуск самоходно­го артиллерийского орудия КВ-14 (СУ-152), став­шего грозой немецких танков на Курской дуге.
В этот же период КБ разрабатывает новый тяже­лый танк ИС-1 с 85-мм пушкой, принятый на во­оружение осенью 1943 г. В связи с возросшим объемом опытных работ из состава челябинского Кировского завода в этом же году выделился опытный завод «100».
В конце 1943 г. был создан модернизированный тяжелый танк ИС-2, сочетавший мощное вооруже­ние (122-мм пушка) с усиленной броневой защи­той. Вскоре было налажено серийное производст­во танков ИС-2, и в 1944 г. фронт получил 2 210 та­ких машин.
Боевые машины танкового КБ принимали уча­стие во всех основных битвах

Великой Отечествен­ной войны и были высоко оценены Советским пра­вительством. За успехи в создании боевой техники в военное время большая группа конструкторов была удостоена Государственной премии СССР и награждена орденами и медалями.
В 1945—1946 гг. основная часть конструкторов танков вернулась в Ленинград и продолжала рабо­ту на Кировском заводе в составе филиала завода «100», который в 1949 г. был преобразован в на­учно-исследовательский институт — ВНИИ-100, принявший активное участие в укреплении оборон­ной мощи и развитии народного хозяйства СССР.

В конце 40-х гг. был разработан удостоенный Государственной премии трелевочный трактор КТ-12.

В 1949 г. ЦК партии и Советское правительство поставили задачу — создать поколение новых бое­вых машин. В результате работ, развернутых на ЧK3, ЧТЗ, во ВНИИ-100 и других организациях, Советская Армия получила тяжелый танк Т-10, плавающий танк ПТ-76 и плавающий бронетранс­портер БТР-50П.

В 1951 г. из ВНИИ-100 был выделен конструк­торский коллектив — ОКБТ, который в составе ЛКЗ успешно продолжал работы по созданию тя­желых самоходных орудий, установок для пуска ракет и машин специального назначения.

В 60-х гг. развернулись работы по применению на танке газотурбинного двигателя. В результате творческого сотрудничества ОКБТ с научно-произ­водственным объединением им. В. Я. Климова, с  ВНИИтрансмаш, конструкторским бюро им. А. А. Морозова и другими предприятиями от­расли был создан современный основной танк. Ра­бота по созданию и освоению в производстве ново­го танка была удостоена Ленинской премии. Было также разработано отмеченное Государственной премией 203-мм самоходное артиллерийское ору­дие, принятое на вооружение в 1976 г.
Конструкторы ОКБТ внесли большой вклад в оснащение сельского хозяйства мощными тракто­рами, необходимость в которых возникла в связи с освоением целинных земель.

Выполняя постанов­ления Коммунистической партии и Советского правительства, в 1960 г. они приступили к разра­ботке нового колесного трактора с дизелем мощ­ностью 215 л. с. Через два года был создан опытный образец К-700, а еще через год — выпущена уста­новочная партия этих машин. В мае 1980 г. с глав­ного конвейера Кировского завода сошел 200-тысяч­ный трактор семейства «Кировец». Работа по соз­данию трактора также была удостоена Ленинской премии. Одновременно создавалась опытная пар­тия тракторов К-710 с двигателем 500 л. с. Одна из таких машин возглавила праздничную колонну трудящихся Кировского завода 1 мая 1981 г.

Велик вклад ОКБТ в народное хозяйство и укрепление обороноспособности нашей Родины. За 50 лет конструкторской деятельности им создано около 40 серийных машин. Непрерывно растет на­учно-технический потенциал бюро. В последние годы разработано большое количество разнообраз­ных стендов, автоматизированная обработка экспе­риментальных данных, повысился уровень научно- исследовательских и опытно-конструкторских ра­бот. ОКБТ имеет тесные научные связи с отрасле­выми институтами, вузами и НИИ Академии наук и Министерства обороны СССР. В настоящее вре­мя перед коллективом ОКБТ стоят большие, слож­ные и ответственные задачи по выполнению кон­структорских работ по танковой и тракторной те­матике. Коллектив ОКБТ прилагает все свои силы для претворения в жизнь решений XXVI съезда партии и указаний Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева.

Танки ОКБТ КИРОВСКОГО ЗАВОДА:
Танк «Объект 287»
ОБТ Т-80 и Т-80Б
ОБТ Т-80У
Модернизация Т-80УЕ-1 и Т-80УА
Проект танка «Объект 225» и «Объект 226»
Объект 292
Объект 299


Tags: История, Спецмаш
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt октябрь 25, 2018 19:47 86
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments