andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

3ТД

Достижение года серийное производство – 3ТД.
Двигатели ЗТД в трехцилиндровом исполнении являются чле­нами единого унифицированного ряда с серийными двигате­лями 5ТДФ, 6ТД-1 и 6ТД-2Е.
В мире имеется огромное количество легких колесных и гусеничных машин производства России, США, Англии, Германии, Франции, Швейцарии и других стран.
Украина легкие машины не разрабатывала и не производила (за исключением машины транспортной легкобронированной - МТЛБ, ХТЗ).
С 2009 года на опытном производстве ХКБМ и позднее на мощностях заоода им. Малышева началось производство первого отечественного БТР с новой компоновкой, БТР-4.
Особенностями БТР-4, обеспечивающими его превосходство в своем классе является удачный и по ряду параметров превосходящий все аналоги комплекс вооружения на основе боевого модуля БМ-7 «Парус» и
Новый двигатель 3ТД.
 
Исторические факты по истории создания и особенностях этого двигателя будет рассказано ниже.

История -
В начале 60-х в Харькове создавалось семейство двигателей на базе 5ТДФ для машин
легкой весовой категории (БТР, БМП и др.) и тяжелой весовой категории (танки, 5ТДФ, 6ТД).
Это создание единого семейства двигателей на базе 5ТДФ для танка, БМП, БТР не устраивало Тагил и сочувствующих им военных. А так же Д.Ф. Устинова, т.к. ставило «крест» на ГТД…
Кроме объективных причин в создании семейства двухтактных оппозитных дизелей 3ТД в середине 60-х годов были допущены ошибки. Идея 3-цилиндрового двигателя проверялась на базе 5-цилиндрового, в котором были заглушены два цилиндра. При этом газовоздушный тракт, агрегаты наддува не были согла­сованы. Естественно, была увеличенной и мощность механи­ческих потерь.
Основным препятствием для создания унифицированного семейства двигателей в 60-70-е годы было отсутствие в стране четкой программы развития двигателестроения, руководство «металось» между различными концепциями дизелей и ГТД. В 70-е годы с приходом к руководству страны Л. И. Брежнева ситуация еще более усугубилась, началось параллельное производство танков с разными двигателями – Т-72 и Т-80, которые по своим характеристикам являлись «танками-аналогами» уже производящегося Т-64. Речь про унификацию двигателей танка, БМП и БТР уже не шла.
К сожалению, такая же ситуация была и в других отраслях ВПК  - одновременно шли разработки различных КБ в ракетостроении, авиастроении, при этом среди них не выбирались лучшие, а производились параллельно аналогичные изделия разных Конструкторских Бюро (КБ).
Подобная политика стала началом конца отечественной экономики, и причиной отставания в танкостроении, усилия вместо того, чтобы объединится в «единый кулак» распылялись на параллельные разработки конкурирующих КБ.
 
Развитие -
Легкие машины (ЛБМ), выпускавшиеся в 60…80-х годах прошлого столетия, имеют двигатели устаревшей конструкции, обеспе­чивающие удельную мощность в пределах 16-20 л.с./т. Современные машины должны иметь удельную мощность 25-28 л.с./т, что позволит увеличить их маневренность.
В 90-е, 2000-е годы актуальной стала модернизация ЛБМ – БТР-70, БТР-50, БМП-2.
В этот период проводились испытания данных машин показавшие высокие характеристики нового двигателя, но, вместе с тем на хранении и в производстве на территории Украины после распада СССР находилось большое количество двигателей УТД-20С1.
Генеральный конструктор по танкостроению Украины М.Д. Борисюк (ХКБМ) для модернизации этих машин решил использовать имеющиеся серийные двигатели - СМД-21 УТД-20 и немецкий «Deutz».
На каждое транспортное средство устанавливались свои двигатели, не имеющие унификации друг с другом, и с двигателями, уже находящимися в армии. Причина - для ремонтных заводов Министерства обороны выгодно исполь­зовать имеющиеся на складах заказчика двигатели позволяющих снизить стоимость работ.
Но такая позиция лишала работы ГП «Завод имени В.А. Малышева» и, прежде всего, агрегатный завод.
Такая позиция оказалось неоднозначной – с одной стороны экономия, с другой – потери перспективы.
Стоит отметить, что в ХКБМ по отношению к 3ТД был высказан ряд претензий (по шуму и дымности), который были приняты и устранены.
 
Время расставило все по местам -
Двигатели ЗТД в трехцилиндровом исполнении являются чле­нами единого унифицированного ряда с серийными двигате­лями 5ТДФ, 6ТД-1 и 6ТД-2.
Указанные двигатели имеют единую конструктивную схему:
  • двухтактный цикл;
  • горизонтальное расположение цилиндров;
  • высокую компактность;
  • низкую теплоотдачу;
  • возможность использования при температурах окружающей
    среды от минус 50 до плюс 55 °С;
  • малое снижение мощности при высоких температурах
    окружающей среды;
  • многотопливность.
 
С целью снижения дымности при пуске и на переходных режимах на двигателе ЗТД установлена закрытая топливная аппаратура и существенно уменьшен расход масла. Снижение шума обеспечено за счет уменьшения максимального давления сгорания и уменьшения зазора в паре «поршень-цилиндр» на двигателях мощностью 280 и 400 л.с, а также снижения размаха крутильных колебаний
Снижение расхода масла на двигателях ЗТД достигнуто благодаря следующим факторам:
  • снижения количества цилиндров;
  • применения поршня с чугунным корпусом вместо алюми­ниевого сплава;
  • увеличения удельного давления маслосъемного кольца на
    стенку цилиндра.
В результате принятых мер относительный расход масла на двигателях ЗТД приближается к расходу на двигателях народно­хозяйственного назначения.
 
НаименованиеДвигатели
параметровЗТД-1ЗТД-2ЗТД-3ЗТД-4
Мощность, л.с.280400500600
Частота вращения, мин"12600
Удельный расход топлива, г/зллл165
Диаметр цилиндра, мм120
Ход поршня, мм2x120
Чисто цилиндров3
Рабочий объем, л8,15
Литровая мощность, л.с./л34,44961373,6
Степень сжатия17,516,51514
Максимальное   давление   сгорания, МШ11312312,8133
Масса, кг850850800800
Удельная масса, кг/л.с.3,032,1133
Габариты, мм:           длина12311231         11821182
ширина955
высота581
Габаритная мощность, л.с./м3410585           762915
Итог
В 2011 году налажено (впервые в истории отечественного танкостроения) производство единого унифицированного (для ЛБМ и танков) ряда двигате­лей 3ТД унифицированных с 6ТД и 6ТД-2.

+ урок истории - Великая Отечественная Война выиграна благодаря УНИФИКАЦИИ, экономика СССР - уничтожена благодаря отсутствию унификации и параллельным разработкам и производству (в т.ч. «танков аналогов» Т-72 и Т-80).
Tags: 3ТД, 6ДН12/2х12, 6ТД-2, 6ТД-3
Subscribe
promo andrei_bt октябрь 25, 2018 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments