Двигатели ЗТД в трехцилиндровом исполнении являются членами единого унифицированного ряда с серийными двигателями 5ТДФ, 6ТД-1 и 6ТД-2Е.
Украина легкие машины не разрабатывала и не производила (за исключением машины транспортной легкобронированной - МТЛБ, ХТЗ).
С 2009 года на опытном производстве ХКБМ и позднее на мощностях заоода им. Малышева началось производство первого отечественного БТР с новой компоновкой, БТР-4.
Особенностями БТР-4, обеспечивающими его превосходство в своем классе является удачный и по ряду параметров превосходящий все аналоги комплекс вооружения на основе боевого модуля БМ-7 «Парус» и
Новый двигатель 3ТД.
Исторические факты по истории создания и особенностях этого двигателя будет рассказано ниже.
История -
В начале 60-х в Харькове создавалось семейство двигателей на базе 5ТДФ для машин
легкой весовой категории (БТР, БМП и др.) и тяжелой весовой категории (танки, 5ТДФ, 6ТД).
Кроме объективных причин в создании семейства двухтактных оппозитных дизелей 3ТД в середине 60-х годов были допущены ошибки. Идея 3-цилиндрового двигателя проверялась на базе 5-цилиндрового, в котором были заглушены два цилиндра. При этом газовоздушный тракт, агрегаты наддува не были согласованы. Естественно, была увеличенной и мощность механических потерь.
К сожалению, такая же ситуация была и в других отраслях ВПК - одновременно шли разработки различных КБ в ракетостроении, авиастроении, при этом среди них не выбирались лучшие, а производились параллельно аналогичные изделия разных Конструкторских Бюро (КБ).
Подобная политика стала началом конца отечественной экономики, и причиной отставания в танкостроении, усилия вместо того, чтобы объединится в «единый кулак» распылялись на параллельные разработки конкурирующих КБ.
Развитие -
Легкие машины (ЛБМ), выпускавшиеся в 60…80-х годах прошлого столетия, имеют двигатели устаревшей конструкции, обеспечивающие удельную мощность в пределах 16-20 л.с./т. Современные машины должны иметь удельную мощность 25-28 л.с./т, что позволит увеличить их маневренность.
В 90-е, 2000-е годы актуальной стала модернизация ЛБМ – БТР-70, БТР-50, БМП-2.
В этот период проводились испытания данных машин показавшие высокие характеристики нового двигателя, но, вместе с тем на хранении и в производстве на территории Украины после распада СССР находилось большое количество двигателей УТД-20С1.
Генеральный конструктор по танкостроению Украины М.Д. Борисюк (ХКБМ) для модернизации этих машин решил использовать имеющиеся серийные двигатели - СМД-21 УТД-20 и немецкий «Deutz».
На каждое транспортное средство устанавливались свои двигатели, не имеющие унификации друг с другом, и с двигателями, уже находящимися в армии. Причина - для ремонтных заводов Министерства обороны выгодно использовать имеющиеся на складах заказчика двигатели позволяющих снизить стоимость работ.
Но такая позиция лишала работы ГП «Завод имени В.А. Малышева» и, прежде всего, агрегатный завод.
Такая позиция оказалось неоднозначной – с одной стороны экономия, с другой – потери перспективы.
Стоит отметить, что в ХКБМ по отношению к 3ТД был высказан ряд претензий (по шуму и дымности), который были приняты и устранены.
Время расставило все по местам -
Указанные двигатели имеют единую конструктивную схему:
- двухтактный цикл;
- горизонтальное расположение цилиндров;
- высокую компактность;
- низкую теплоотдачу;
- возможность использования при температурах окружающей
среды от минус 50 до плюс 55 °С; - малое снижение мощности при высоких температурах
окружающей среды; - многотопливность.
С целью снижения дымности при пуске и на переходных режимах на двигателе ЗТД установлена закрытая топливная аппаратура и существенно уменьшен расход масла. Снижение шума обеспечено за счет уменьшения максимального давления сгорания и уменьшения зазора в паре «поршень-цилиндр» на двигателях мощностью 280 и 400 л.с, а также снижения размаха крутильных колебаний
Снижение расхода масла на двигателях ЗТД достигнуто благодаря следующим факторам:
- снижения количества цилиндров;
- применения поршня с чугунным корпусом вместо алюминиевого сплава;
- увеличения удельного давления маслосъемного кольца на
стенку цилиндра.
Наименование | Двигатели | |||
параметров | ЗТД-1 | ЗТД-2 | ЗТД-3 | ЗТД-4 |
Мощность, л.с. | 280 | 400 | 500 | 600 |
Частота вращения, мин"1 | 2600 | |||
Удельный расход топлива, г/зллл | 165 | |||
Диаметр цилиндра, мм | 120 | |||
Ход поршня, мм | 2x120 | |||
Чисто цилиндров | 3 | |||
Рабочий объем, л | 8,15 | |||
Литровая мощность, л.с./л | 34,4 | 49 | 613 | 73,6 |
Степень сжатия | 17,5 | 16,5 | 15 | 14 |
Максимальное давление сгорания, МШ | 113 | 123 | 12,8 | 133 |
Масса, кг | 850 | 850 | 800 | 800 |
Удельная масса, кг/л.с. | 3,03 | 2,1 | 133 | |
Габариты, мм: длина | 1231 | 1231 1182 | 1182 | |
ширина | 955 | |||
высота | 581 | |||
Габаритная мощность, л.с./м3 | 410 | 585 762 | 915 |
+ урок истории - Великая Отечественная Война выиграна благодаря УНИФИКАЦИИ, экономика СССР - уничтожена благодаря отсутствию унификации и параллельным разработкам и производству (в т.ч. «танков аналогов» Т-72 и Т-80).