andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

Тайная слава "газонокосильщика"


Тайная слава "газонокосильщика"

Если у нас в Беларуси, стране с богатейшими танковыми традициями, когда-нибудь будет свой настоящий, толковый музей бронетехники, то в нем обязательно должно найтись место этапному в мировом танкостроении танку - Т-64, который стал родоначальником целого семейства советских, российских и украинских машин третьего поколения: Т-72, Т-80, Т-90, Т-84. А рядом с Т-64 в музее должны быть фотографии генерал-майоров С.Ахромеева и В.Беликова, полковника Ф.Тищенко, подполковников А.Семиренко, В.Пивеня, Д.Фечина и В.Кузина, капитана Г.Рукавицына, старших лейтенантов В.Ивченко, Ф.Сафиуллина, В.Пиксайкина и Н.Артемчука, старшины В.Бондаря... Они первыми осваивали норовистую "шестьдесятчетверку", которая делала свои первые шаги в войсках именно на белорусской земле.

А начиналось все осенью 1964 года. В мало доселе кому известном на Западе военном городке Печи, что под Борисовом, происходили события, за которыми напряженно, с замиранием сердца следили в штабах, как тогда говорили, "вероятного противника" Советского Союза. Озабоченно терли виски ведущие танковые конструкторы. Растерянно разводили руками аналитики. Не смыкали глаз, пытаясь добыть хоть какую-нибудь информацию, разведчики.

И было от чего призадуматься. Неожиданно, как черт из табакерки, выскочил, грозно посвистывая своим уникальным турбопоршневым двигателем, сверхсекретный советский супертанк - "объект 432". Ни один его бронированный конкурент еще со времен легендарного Т-34 не привлекал к себе столь пристального внимания и не оказал такого серьезного влияния на развитие мирового танкостроения, как этот, получивший у наших танкистов прозвище "газонокосильщик", а на Западе - "songster", то есть "певчая птица". Зловещие трели этой "птички" многие годы не давали покоя и делали весьма тревожным сон мировых танковых стратегов. Справедливости ради надо сказать, что и нашим танкистам в связи с поступлением на вооружение "газонокосильщика" диванная болезнь отнюдь не грозила. Скучать им "объект 432" не давал, ох как не давал! Беспокойный был танк, хлопотный.

Пройдет время, и появятся многочисленные исследования и статьи западных танковых спецов, которые будут сплошь пестреть словами "сенсация", "русское чудо", "прорыв в будущее"... Кстати, и для наших людей это выдающееся достижение отечественных конструкторов, инженеров, технологов долгие годы оставалось тайной за семью печатями. Как и имена главных конструкторов танка - гениального Александра Александровича Морозова, за плечами которого уже были легендарные машины Т-34 и Т-54, и его ученика и последователя Николая Александровича Шомина.

В 1967 году, 35 лет тому назад, после испытаний в Беларуси "объект 432" - танк Т-64 был принят на вооружение Советской Армии и стал дорогим подарком "советскому народу, правительству и ЦК КПСС к 60-летию Октябрьской революции". Народ, правда, об этом подарке и не догадывался, а вот партия и правительство оценили его достойно - Ленинской премией.

Много воды утекло с тех пор, но и до сего дня история "газонокосильщика" полна слухов и небылиц, чему способствовала чрезвычайно плотная завеса тайны вокруг Т-64, который состоял на вооружении только Советской Армии и никогда не поставлялся за рубеж. Не доверили его даже нашим союзникам - танкистам стран Варшавского Договора. Первый и единственный (!) бенефис "певчей птицы" перед широкой публикой состоялся во время парада на Красной площади в честь сорокалетия Победы - 9 мая 1985 года. Танк к тому времени сходил с конвейера уже 21 год! Кстати, диктор, комментировавший парад, и тогда не назвал его. Не написала об участии в параде танков Т-64 и ни одна газета. Зрители, увы, также ничего не заметили: внешне танк очень похож на широко известный Т-72.

А свои первые, еще далеко не праздничные марши опытные Т-64 совершали на танковом полигоне под Борисовом. Но не ищите рассказов об этих, порой полных драматизма, событиях в книгах или самых солидных энциклопедиях. Молчит об этом и многостраничный фолиант по истории Краснознаменного Белорусского военного округа. Цензура и секретность сделали свое дело: пусто...

И, к сожалению, никому и ничего сегодня не говорят фамилии Рукавицын, Ивченко, Бондарь, Сафиуллин, Пиксайкин... А ведь они были первыми. ПЕРВЫМИ, кто сел за рычаги самого таинственного советского танка послевоенной поры.

"Нет, это не танк, это просто ВДНХ какая-то!"

Эта фраза неожиданно прозвучала и повисла в воздухе во время первого показа опытного "объекта 432" руководству партии и правительства в подмосковной Кубинке. Все молча, напряженно смотрели на Никиту Сергеевича Хрущева. Шел 1962 год, и тогдашний руководитель страны, безнадежно заболевший ракетоманией, танки не очень-то жаловал. Но как человека увлекающегося и далеко не глупого его влекло ко всему новому и необычному. А уж новинок в "выставку достижений народного хозяйства", коим был новый танк, вложили предостаточно. Расчет сделали верный - Хрущев одобрительно закивал головой, а после того как ему доложили, что рядом с "объектом 432" в мире и поставить нечего, покинул смотрины в приподнятом настроении. "В случае чего" теперь у него за пазухой была и бронированная "кузькина мать", которой можно было "пощекотать в носу у Запада". Понравилось Хрущеву и то, что на базе нового танка было разработано несколько образцов этаких ракетных танков-коротышек с очень низким, в рост человека, силуэтом. Дабы потрафить ракетным интересам Никиты Сергеевича, бронированных коротышек вооружили вместо орудий пусковыми устройствами противотанковых управляемых ракет "Лотос", "Рубин" и "Тайфун". Правда, в серию эти танки-ракетометы не пошли. А вот с "объектом 432" Хрущева не обманули - он действительно превосходил все имевшиеся тогда в мире танки. Новейший американский М60 безнадежно уступал морозовскому "объекту". Особый восторг вызывало и то, что один из вариантов "объекта 432" - Т-64Т разрабатывался как первый в мире образец "реактивного" танка - в качестве силовой установки на нем применили вертолетный газотурбинный двигатель ГТД-3ТЛ. Для ракетных коротышек предлагалась силовая установка аж из двух ГТД-350 от вертолета Ми-2. В серию "гусеничные вертолеты" не пошли, но за Т-64Т в мировом танкостроении навечно закрепилось место первого танка с газотурбинным двигателем.

А на конвейере Харьковского завода транспортного машиностроения запустили в серию "объект 432" с не менее уникальным "сердцем" - двухтактным турбопоршневым дизелем с горизонтальным расположением цилиндров и встречно (!) движущимися поршнями мощностью в 700 "лошадок". В процессе эксплуатации он проявил особый норов и потребовал от танкистов чрезвычайно бережного и уважительного отношения к себе. Танк Морозова с самого начала задумывался как совершенно оригинальный и не похожий ни на какой другой в мире.

Но не во всех высоких кабинетах идеи Морозова были восприняты с радостью, новизна танка многих просто шокировала. Однако были у "газонокосильщика" и горячие сторонники. Среди них - могущественный Дмитрий Федорович Устинов, талантливый инженер-оружейник, бывший нарком и министр вооружений, будущий министр обороны СССР. Как технически высокообразованный человек он был просто в восторге от значительно опередивших свое время конструкторских находок, реализованных в Т-64. Нравилось ему и то, что экипаж танка сократился до трех человек, сделав вновь актуальной песню его молодости о трех веселых друзьях-танкистах. Отлично зная масштабы советских танковых войск, Устинов лучше других отдавал себе отчет в том, сколько танковых экипажей он сохранит на случай войны. Хорошо также было известно, что, будучи министром вооружений, он "зарубил" перспективный штурмовик Ил-102 только за то, что у него был экипаж из двух человек, а не из одного, как планировалось. А в серию запустили одноместный Су-25... К слову, сокращение танкового экипажа было достигнуто Морозовым за счет того, что он впервые в мире установил на свой танк автоматический механизм заряжания пушки, сделав танкиста-заряжающего лишним. Аналогичное устройство появилось на западных танках только через 30 (!) лет. Ретрограды-традиционалисты яростно набросились тогда на Морозова, считая, что механизм заряжания - это какая-то блажь, излишество. Время расставило все по своим местам. Впервые на Т-64 была установлена и могучая 115-миллиметровая гладкоствольная пушка, которую впоследствии заменили на еще более "крутую" - калибром в 125 мм. Кстати, она до сих пор остается самой мощной в мире танковой пушкой. Впервые в мире на Т-64 была применена и комбинированная многослойная броня с использованием керамики, что делало танк неуязвимым для кумулятивных снарядов. Скептики и тут прошлись по Морозову: "С ума сошел, в броню глины какой-то натолкал и мнит себя королем танкостроения". Но испытания показали, что многослойный танковый "лоб" эквивалентен 450-миллиметровой броне! Броня "шестьдесятчетверки" на дальности 1.000 метров "держала" удар снаряда любого танка мира. В свою очередь, пушке "газонокосильщика" был по зубам любой потенциальный противник. Кроме мощных мускулов и брони, наша "птичка" имела и прекрасное зрение. Впервые на отечественном танке установили стереоскопический прицел-дальномер, позже замененный на лазерный. В совокупности с двухплоскостным стабилизатором пушки и другими "наворотами" танк позволял наводчику эффективно гасить любую цель с первого выстрела. На поздних модификациях "газонокосильщика" время поражения противника было просто фантастическим - 8 - 10 секунд!

Танк Т-64 был буквально слеплен из новинок: от гусениц до башни. Гусеницы у него были особенные, ажурные - мелкозвенчатые с параллельными резино-металлическими шарнирами. Вкусил Морозов от горе-критиков и за них, вкусил по полной программе. А сегодня аналогичные гусеницы стоят на всех современных западных и российских танках. Эта гусеница не забивалась грязью, уверенно чувствовала себя в сыпучем и мокром грунте, хорошо "держала" дорогу, обеспечивая небывалую плавность хода. По шоссе танк мог "летать" со скоростью легкового автомобиля - 70 км/час! Хотя, говорят, были лихие ездоки, которые втайне от начальства "ловили кайф" и от более жутких для танка скоростей передвижения. Об уникальных особенностях "летающего" танка можно рассказывать до бесконечности. Танк удивляет даже в мелочах: уникальные опорные катки и поддерживающие ролики с внутренней (!) амортизацией, дистанционно (!) управляемый зенитный пулемет, сгораемая зарядная гильза, эжекционная система охлаждения двигателя... Даже выхлопные газы и те работали на танк - "прибивали" пыль за его кормой в целях маскировки. В модификации Т-64Б танк впервые в отечественном танкостроении получил "длинную руку": способность стрелять управляемыми ракетами через ствол. Комплекс управляемого ракетного вооружения 9К112 "Кобра" способен был "ужалить" противника очень больно и нанести повреждения, говоря языком медиков, несовместимые с жизнью.

Танк Т-64 23 года сходил с конвейера Харьковского завода транспортного машиностроения имени В.Малышева. За это время в дружной "транспортной" семье "газонокосильщиков" под ружье встало более 8 тысяч этих машин в восьми основных модификациях. Все это время секретный Т-64 находился в тени своего меньшего брата - широко известного Т-72, сделанного на основе всего лучшего, что было у "газонокосильщика", и широко экспортировавшегося за рубеж. Даже в авторитетную Книгу рекордов Гиннесса и то вкралась ошибка. Там в разделе "Танки" говорится, что "танком с самым тяжелым вооружением в мире с 1972 года является советский Т-72, оснащенный 125-миллиметровой скорострельной пушкой". Пожалеем и поправим несведущих иностранцев. Этот танк называется Т-64А, и год другой - 1969-й. Что ни говори, а тайны хранить мы умели. Пребывая долгие годы в режиме строжайшей секретности, "газонокосильщик" был своеобразной лабораторией, на базе которой были опробованы многие новшества, впоследствии реализованные в танках Т-72, Т-80, Т-90, Т-84, также прочно вошедшие в мировое танкостроение. И по сей день 4.300 "газонокосильщиков" отнюдь не портят строй в российских танковых частях. Не отказались от них и в Украине. Конечно, годы берут свое и танк стареет. Но есть один показатель, по которому ему до сих пор принадлежит пальма первенства. Ни один зарубежный танк не в состоянии победить Т-64 в одном из специфических видов танковых соревнований - подводном вождении. Особенности конструкции двигателя позволяют танку "гулять" под водой на глубине до 5 метров долго и без всяких ограничений. Движок не только не греется, но и допускает повторный запуск на глубине в случае он заглохнет, что для других двигателей - смертельный номер: гидроудар и - "финита ля комедия"... А Т-64 - настоящий водяной король, "подводная лодка" на гусеницах...

Секретная рота Рукавицына

Возможно, именно наличие огромного количества водных препятствий и стало основной причиной того, что первые "объекты 432" были направлены в Беларусь. Хотя, скорее всего, сыграло роль то обстоятельство, что наша республика по праву считалась самой танковой (по количеству танковых частей с ней не могла сравниться ни одна республика Советского Союза), а 47-я гвардейская Ровенская ордена Ленина, Краснознаменная, ордена Суворова учебная танковая дивизия - знаменитая "учебка "Печи" под Борисовом", которой командовал тогда генерал-майор С.Ахромеев (будущий Маршал Советского Союза), была лучшей в танковых войсках. Именно здесь в 1964 году в обстановке строжайшей секретности, под бдительным недремлющим оком военных контрразведчиков и началась подготовка к освоению нового чудо-танка. Говорят, что свою роль в том, чтобы новые танки попали именно в Печи, сыграл и бывший командующий войсками Белорусского военного округа, а в то время заместитель министра обороны СССР по боевой подготовке генерал армии В.Пеньковский. Право первому в учебной дивизии приступить к освоению "объекта 432" было доверено 178-му Рижскому Краснознаменному полку, которым командовал подполковник Алексей Семиренко (будущий генерал-полковник, первый заместитель командующего войсками КБВО). Первая десятка танков должна была поступить осенью 1964 года в первую учебную роту капитана Геннадия Рукавицына из третьего танкового батальона подполковника Дмитрия Фечина. Особисты, проверив до седьмого колена весь руководящий состав роты, дали "добро" на то, чтобы командирами взводов в отличной роте Рукавицына остались старшие лейтенанты Николай Артемчук, Владимир Ивченко, Файдас Сафиуллин и Виктор Пиксайкин. Старшина роты тоже был один из лучших в "учебке" - Владимир Бондарь. Особая роль в "отряде испытателей" новых танков отводилась спецам-сверхсрочникам из батальона обеспечения учебного процесса, которые должны были в качестве инструкторов обучать будущих танкистов. Одного из таких суперспецов - старшего сержанта сверхсрочной службы Кузнецова, у которого не стеснялись учиться даже генералы, помнят в Печах до сих пор. Дабы лучше и быстрее освоить новый танк, решено было отправить спецов на три месяца прямо на харьковский завод. Там они участвовали и в сборке первых "объектов" на конвейере. Белорусов встретили радушно, беседовал и знакомил с танками сам генеральный...

В начале сентября 1964 года по железной дороге в Печи прибыл вроде бы обычный эшелон: вагоны и 10 платформ, на которых громоздились какие-то огромные деревянные ящики. Никому и в голову не пришло, что ящиками "зашиты" новые танки. Под покровом ночи "объекты" перегнали в парк. Вот тогда-то Печи впервые и услышали этот непонятный свист - звук работающего двигателя танка.

Дивизией тогда командовал гвардии генерал-майор В.Беликов (в будущем генерал армии). С поступлением уже первых танков в 263-й гвардейский Краснознаменный ордена Суворова полк этой дивизии для танкистов начались горячие, беспокойные деньки. Уж очень занозистые оказались у них двигатели. Зампотеху полка гвардии подполковнику Владимиру Кузину эти харьковские дизели стали, что кость в горле. В Полоцке разбили свой постоянный лагерь инженеры-доработчики с завода, а сами двигатели возили на соседний аэродром - самолетами! Благо замена двигателя занимала всего часов восемь, так как он не требовал центровки. Проблема с движками зашла так далеко, что вместе с танком с завода отправляли и запасную часть - новый опломбированный двигатель! Однако процесс перевооружения уже был запущен. Кроме трех полков 37-й дивизии на Т-64 перевооружались еще три полка в 29-й дивизии в Слуцке и один танковый полк в 120-й гвардейской мотострелковой под Минском. Пошли танки и в 41-ю гвардейскую танковую дивизию на Украине, а затем и в другие части. Но тучи над "газонокосильщиками" все сгущались. Потоком шли рекламации из войск: недоработки, частые отказы, сложность и дороговизна эксплуатации... Первый заместитель главкома Сухопутных войск генерал армии Петр Лащенко, который возглавлял технический совет и ведал заказами новых вооружений, предложил создать на основе Т-64 более простую, дешевую и удобную в эксплуатации машину. За это в Нижнем Тагиле взялся Валерий Венедиктов - однокашник по академии одного из главных конструкторов танка Т-64 Николая Шомина. Так появился на свет самый массовый танк конца XX века - Т-72. Он получил другие двигатель, гусеницу, опорные катки, автомат заряжания... Но продолжалось освоение в войсках и танка Т-64. Поворотным в судьбе "газонокосильщиков" в Белоруссии стал 1972 год. Как вспоминает сегодня генерал-майор в отставке Федор Тищенко (в 1966 - 1969 годах заместитель командира 37-й дивизии по техчасти, а с 1972 года - начальник бронетанковой службы Белорусского ВО), в тот памятный год министр обороны СССР маршал А.Гречко поднял по тревоге 37-ю танковую дивизию в Полоцке и приказал ей впервые совершить марш с севера на юг Белоруссии. До этого хаживали обычно с востока на запад. И был в том свой резон: войска Белорусского военного округа - это второй стратегический эшелон, и чтобы поддержать вступивший в дело первый стратегический в Германии, нужна была солидная маршевая подготовка. А марша-то и не получилось - дивизия "рассыпалась": танки, как корчи, торчали без движения на обочинах дорог по всему маршруту. Отказы двигателя, большой расход масла, проблемы с пунктами заправки... Задачу не выполнили. Запахло крутым маршальским гневом... Командующий округом генерал Третьяк с подготовленным Тищенко докладом о недостатках "шестьдесятчетверок" стремглав бросился в Москву: дайте другие танки. Выслушали, поверили и дали. Новые Т-72 стали поступать сначала для испытаний, а затем и на вооружение в Белоруссию начиная с 1973 года. Генерал-майора Тищенко за внедрение танка Т-72 удостоили ордена Ленина. А в 1973 году в Москве маршал И.Якубовский проводил техническую конференцию по танкам Т-64 и Т-72, где и собирались окончательно похоронить "газонокосильщик". Перед полковником Тищенко поставили задачу: выступить с докладом и разгромить Т-64 в пух и прах. Он этого делать не стал, лишь отметил имеющиеся недостатки - и все. Как чувствовал, что "певчая птица" окончательно свои крылья еще не сложила. Грянул апрель 1976 года - министром обороны СССР стал Д.Устинов, который всегда патронировал "шестьдесятчетверку" и считал Т-72 шагом назад в советском танкостроении. Ох и досталось на орехи всем "могильщикам" танка Т-64! В частности, был отправлен в "райскую группу" - группу генеральных инспекторов (читай - в отставку) и генерал армии П.Лащенко...

В 1976 году впервые пошел поток "газонокосильщиков" в Группу советских войск в Германии, полноводными ручейками потекли они и по танковым частям на Украине, где на Яворовском полигоне однажды взметал пыль траками Т-64Б и автор этих строк.

А что до секретов "газонокосильщика", то тайну его брони "проел" не кумулятивный снаряд западной пушки, а Ее Величество немецкая марка. В последние месяцы существования Западной группы войск, когда за бесценок распродавалось все и вся и вдруг стали появляться "политические" беженцы среди солдат и офицеров умиравшей на глазах всего мира доблестной Советской Армии, "сдали" за валюту не только Т-64, но и более новый Т-80. Особо "отличился" командир танкового полка подполковник М.Колесников, который сбежал к сладкой немецкой марке, прихватив с собой даже несколько танковых снарядов и ракет.

Автор публикации: Николай КАЧУК

http://sb.by/post/17211/
Tags: Т-64
Subscribe

promo andrei_bt октябрь 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments