andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

10 Апреля. Родился Николай Александрович Шомин

Поле ухода по состоянию здоровья с должности А.А. Морозова были две кандидатуры –
Н.А. Шомин  и Е.А. Морозов.
С мая 1976 года по май 1990 Н.А. Шомин возглавлял харьковское танковое КБ.

Нижний ряд: слева направо: Е.А. Морозов, Д.А. Шестак (начальник опытной базы), Н.А.Шомин, А.А. Абрамов, А.М. Кретов (секретарь партбюро ХКБМ). Источник.

При нем шло развитие Т-64Б (см «Кедр» - альтернатива Т-80У), на основе которого в дальнейшем был создан «Объект 478» и его модификации, будущий Т-80УД, начались разработки перспективного танка Объект 490А «Боксер» выполненный в двух модификациях. В дальнейшем работы над его развитием – Объект «477». При его руководстве не прекращались поиски перспективной концепции компоновки танка в рамках вариантов проекта «490», разработанного в варианте с 2 и 3 операторами (см. - Объект 490 и Объект 490 «Перспектива 2001»)
К нему у некоторых ветеранов отрасли весьма неоднозначное отношение, связано это прежде всего с временной «победой» сторонников газотурбинного танка.

Из журнала Вестник бронетанковой техники –
10 апреля 1983 года исполнилось 60 лет со дня рождения Николая Александровича Шомина – ак­тивного участника Великой Отечественной войны, генерал-майора-инженера лауреата Ленинской пре­мии, начальника и главного конструктора Харьков­ского конструкторского бюро по машиностроению им. А. А. Морозова.
Вся жизнь и творческая деятельность Н. А. Шомина связана с танками. Он окончил Харьковское танко­вое училище. Выпуск из училища совпал с началом Великой Отечественно войны. На второй день войны Н. А. Шомин вместе с другими выпускниками учи­лища получил на Харьковском заводе им. Комин­терна новый танк Т-34 и отбыл на фронт, где в чис­ле других воинов, принял на себя первый удар немецко-фашистских захватчиков. Он воевал на Западном фронте, под Москвой, на Курской дуге, участвовал в боях за освобождение Крыма. За бое­вые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны Н. А. Шомин награжден тремя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и медалями. Он прошел путь от механи­ка-водителя до заместителя командира батальона, познав все тонкости и особенности боевого приме­нения бронетанковой техники.
В 1944 году командование послало Н. А. Шомина на учебу в Военную академию бронетанковых войск, которую он закончил в 1949 году с отличием. После окончания академии Н. А. Шомин направля­ется в танковое конструкторское бюро Уралвагон­завода, где прошел все ступени конструкторской деятельности и в 1964 году был назначен главным конструктором по разработке специального изделия. В 1968 году Н. А. Шомин назначается заместителем главного конструктора, а в 1976 году – начальни­ком и главным конструктором Харьковского конст­рукторского бюро по машиностроению им. А. А. Морозова.
За время работы в конструкторских бюро Н. А. Шо­мин проявил себя способным конструктором и ор­ганизатором, сумевшим нацелить коллектив на решение сложных технических задач. Он непрерыв­но совершенствовал свои инженерные знания и за­щитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук.
Важным этапом в творческой деятельности Н. А. Шомина было активное участие в постановке на производство и совершенствовании танка Т-64А, создание которого ознаменовало крупную качественную ступень в послевоенном танкостроении.
За большой личный вклад в создание и совершен­ствование бронетанковой техники Н. А. Шомин награжден орденами Ленина и Октябрьской рево­люции. В 1978 году ему присуждена Ленинская премия.
Много внимания Н. А. Шомин уделяет пропаганде научно-технических достижений в танкостроении, являясь членом редколлегии журнала «Вестник бронетанковой техники» автором многих статей в этом журнале.
Свой юбилей Николай Александрович Шомин встретил в расцвете творческих сил, продолжая успешно работать над проблемными вопросами бронетанковой техники.



По теме:
Воспоминания:
ДОРОГИ И ПОЛИГОНЫ ИСПЫТАНИЙ ХАРЬКОВСКИХ ТАНКОВ
Воспоминания ветерана КБ-60М
О моей работе в ХКБМ. В.И. Гошков, д.т.н.
Определяем участников создания броневого щита СССР
К 110–й годовщине со Дня рождения Александра Александровича Морозова
Проект «ЭТА». Электро-механическая трансмиссия перспективного советского танка «Молот» изд. 477

Дневники:
ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова
ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова. Часть 2
ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»)
Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 87
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments