andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

Материал по ситуацию с двигателями для российскийх танков

Материал по ситуацию с двигателями для российскийх танков опубликовал А. Хлопотов на ЯДзен Gur Khan attacks!
Учитывая то, что в самой демократической стране яндекс заблокирован текст приводится ниже –


В 2011 году в блоге «Gur Khan attacks!» мною было опубликовано несколько актуальных материалов "Пламенное сердце русских танков" на тему дизельных двигателей для отечественной бронетехники. С мощными танковыми дизелями у нас всегда были проблемы. Однако в то время ситуация не внушала особых опасений, была надежда на скорый расцвет этого направления. Однако время шло, а результатов как не было, так и нет. Ныне, по-моему, сугубо личному мнению, ситуация с «боевыми» дизелями у нас совсем критическая. Но что скажут специалисты?

Двигатель «Чайка» для русских танков будущего
М.Г. Гранкин, Р.В. Якимушкин, Д.С. Агафонов, Е.Л. Филинков
Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева в г. Омске

Введение
Одним из важнейших боевых свойств образцов БТВТ наряду с боевой эффективностью, огневой мощью, защищенностью и командной управляемостью является подвижность [1].
Маневренный характер боевых действий, возрастающая роль передвижений войск, в том числе в ходе маршей на большие расстояния, особенно на поле боя, актуализируют задачу по увеличению показателей подвижности БТВТ.
Результаты и их обсуждение
Подвижность характеризуется совокупностью свойств, обуславливающих пригодность образца БТВТ соответствовать заданным тактико-техническим требованиям (далее - ТТТ).
Вполне очевидно, что эти свойства должны отражать наиболее важные особенности образца, проявляющиеся при его движении, в связи с чем подвижность оценивают тремя частными свойствами [2]:
— быстроходностью, характеризующейся способностью машины в кратчайшее время достичь указанной точки на местности;
— автономностью как свойством машины, определяющим длительность непрерывного движения;
— проходимостью, обеспечивающей возможность машине двигаться в указанную точку по кратчайшему пути.
Численные значения показателей свойств, характеризующих подвижность основных послевоенных отечественных образцов, представлены в таблице 1.



Как видно из приведенных данных, удельные мощности за последние 40 лет на отечественных образцах БТВТ возросли почти в два раза (от 13,6 л.с./т до 27 л.с./т).
Столь существенное увеличение удельной мощности позволило повысить максимальные скорости движения по грунтовым дорогам с твердым покрытием с 50 км/ч до 70 км/ч. Еще более значительно возросли средние скорости движения по грунтовым дорогам (с 22-25 км/ч до 40-45 км/ч). Однако оперативно-тактические условия ведения боевых действий могут потребовать от танковых подразделений совершения маршей своим ходом на большие расстояния, в короткие сроки, при суточных переходах не менее 400-500 км. Это, в свою очередь, потребует увеличения средней скорости движения до 40-45 км / час, что соответствует средней скорости одиночного танка (50-55 км / час) по совокупности дорожно-грунтовых условий (ДГУ). Такие средние скорости движения могут быть достигнуты при увеличении показателя удельной мощности до 35-45 л.с./т. Для обеспечения возможности столь существенного повышения удельной мощности предстоит решить ряд сложных технических задач:
Во-первых, необходимо увеличить мощность моторно-трансмиссионной установки (далее - МТУ) без значительного повышения ее объемно-массовых показателей;
Во-вторых, усовершенствовать агрегаты подвески и ходовой части;
Наконец, в-третьих, по возможности ограничить рост массы объектов.
Согласно существующим положениям значительное сокращение массы объектов БТВТ может быть достигнуто за счет снижения объема моторно-трансмиссионного отделения (далее - МТО). Объем МТО современных отечественных танков составляет 2,6 - 3,44 м3. Этим в значительной степени объясняется меньшая величина забронированного объема корпуса наших танков. Меньшее значение объема МТО на отечественных танках (Т-62, Т-72 и Т-90) было достигнуто в основном за счет поперечного расположения двигателя относительно оси машины. Существенное уменьшение габаритов МТО было также достигнуто путем использования более плотной компоновки МТУ и совершенствования конструкции ее составных частей. В танке Т-64А создание МТО с объемом 2,6 м3 оказалось возможным благодаря установке специального танкового двигателя мощностью 700 л.с. с горизонтальным расположением цилиндров, что позволило разместить системы охлаждения и воздухоочистки непосредственно над ним.
Анализ научных исследований свидетельствует о том, что при использовании традиционных для отечественного танкостроения конструктивных решений с повышением мощности двигателей до 1500 л.с. объем МТО возрастает до 4,0-4,6 м3 [3]. Для сохранения объема МТО около 3 м3 требуется решить ряд сложных технических задач, связанных с созданием малогабаритной СУ и трансмиссии.
По данным работ, наиболее рациональным путем решения этих задач является применение в СУ двигателей с двумя уровнями мощности [4-6] и совершенствование систем двигателя. При использовании СУ с газотурбинным двигателем (ГТД) задача создания малогабаритного МТО решается более просто, однако, в этом случае необходим поиск новых технических решений по сокращению расхода топлива.
Основу парка БТВТ Российской армии и ряда зарубежных стран составляют танки типа Т-72 и их модификации с дизельными двигателями производства ОАО «Челябинский тракторный завод» В-46-6 (780 л.с.) и В-84 МС (840 л.с.), которые для своего времени имели наиболее высокие показатели.
При модернизации на танки типа Т-72 устанавливался дизель В-92С2 стендовой мощностью 1000 л.с.
Для реализации необходимого уровня подвижности был разработан более мощный двигатель, который получил название В-92С2Ф «Прорыв» стендовой мощностью 1130 л.с. (рис. 1).




Несмотря на глубокую модернизацию, В-92С2Ф максимально унифицирован по сравнению с предшественниками, выполнен в тех же габаритных размерах и может устанавливаться в МТО танка без дополнительных доработок.
В практике мирового поршневого двигателестроения наметились три основных направления развития:
1) использование высоких степеней форсирования двигателей при сравнительно низких величинах коэффициентов компактности;
2) использование при разработке двигателей новых схем и оригинальных конструкций;
3) применение компоновочных схем двигателей с высоким значением коэффициента компактности при умеренной степени форсирования.
Применительно ко второму направлению развития при реализации проекта «Армата» Челябинским ГСКБ «Трансдизель» под руководством
В. Мурзина разработан новый, совершенный двигатель, получивший название А-85-3А, (рис. 2)

Дальнейшие перспективы развития двигателей данного семейства представлены в таблице 2.



Примечания к таблице:
ТК с ОТ — турбокомпрессор с осевой турбиной;
ТК с ЦТ — турбокомпрессор с центробежной турбиной;
ОНВ — охладитель наддувочного воздуха.


Четырёхтактный, выполненный по Х-образной схеме, 12-цилиндровый с газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением воздуха дизель жидкостного охлаждения А-85-3А имеет размерность 15/16, степень сжатия — 11, мощность двигателя — 1200 л.с. (при 2000 мин-1) и резерв по форсированию до 1800 л.с. [7].
В настоящее время в рамках государственного контракта на ООО «ЧТЗ -УРАЛТРАК» разрабатываются базовые образцы модельного ряда высокооборотных V-образных дизельных двигателей специального назначения в мощностном диапазоне от 750 до 1500 кВт для перспективных образцов автомобильной техники и гусеничных машин средней и тяжелой категории по массе, специальных колесных машин и транспортно - технологических средств, шифр «Чайка» [8 ].



Основной целью ОКР является создание перспективного базового образца высокооборотного V-образного дизельного двигателя специального назначения мощностью от 750 до 1500 кВт для перспективных изделий спецтехники, обеспечивающего достижение современных и перспективных требований по техническому уровню совершенства дизельных двигателей, а также конкурентоспособность по отношению к ведущим за рубежным аналогам .
Заключение
Проведенный анализ тенденции развития отечественных образцов БТВТ их СУ позволяет сформулировать следующие выводы:
-в соответствии с ТТТ, предъявляемыми к перспективным отечественным образцам БТВТ, требования к подвижности должны обеспечиваться максимальными скоростями движения 75 — 80 км/ч, средними скоростями — до 55 км/ч;
- реализация требуемых показателей подвижности возможна при увеличении удельной мощности объектов до 35 — 45 л.с./т за счет существенного форсирования, а также кратковременного форсирования (применения двух уровней мощности), совершенствования конструкции СУ и трансмиссий;
- основные усилия специалистов при создании СУ перспективных образцов БТВТ направлены на увеличение эффективной мощности (до 1500 кВт ) и повышение компактности двигателей и их систем, что позволит улучшить показатели, характеризующие подвижность образцов БТВТ;
- в отечественном двигателестроении сформировалось два направления развития перспективных двигателей:
форсирование и оптимизация параметров двигателей «классических схем», создание двигателей новых схем и оригинальных конструкций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Богданов, С.Н. Силовые установки вооружения и военной техники: учебник / С.Н. Богданов. - Москва: ВАБТВ, 1994. - 490 с.
2. Теория и конструкция танка. Основы системы управления развитием ВГМ. - Москва: Машиностроение, 1982. - 212 с.
3. Методика обоснования ТТТ к силовым установкам танков и БМП: Отчет. - воинская часть 68054, 1989. - 42 с.
4. Методические материалы по обоснованию потребных значений удельной мощности и запаса хода. Отчет. - воинская часть 68054, 1989 - 47 с.
5. Петров, В.А. Кратковременное форсирование танкового дизеля с газотурбинным наддувом / В.А. Петров, А.С. Порватов // Вестник бронетанковой техники. - 1983. - № 6. - С.27-29.
6. Исследование путей увеличения уровня подвижности образцов БТВТ / М.Г. Гранкин [и др.] // Наука и военная безопасность. - 2018. - № 2 (13). - С.16-21.
7. Двигатель танка «Армата» [Электрон.ресурс]. - Режим доступа: http:/youinf.ru/dvigatel-tankat14-armata/. - (Дата обращения: 09.12.2018)
8. Улучшение показателей маневренности гусеничных машин транспортно-тягового класса путем сокращения переходного режима: Отчет. - Омск: ОАБИИ, 2018. - 82 с.
Гранкин Максим Геннадьевич - адъюнкт кафедры двигателей;
Якимушкин Роман Васильевич - адъюнкт кафедры боевых гусеничных, колесных машин и военных автомобилей;
Агафонов Денис Сергеевич - адъюнкт кафедры двигателей;
Филинков Евгений Леонидович - старший офицер строевого отделения. Омский автобронетанковый инженерный институт.




Журнал «Наука и военная безопасность». 2018. № 4 (15)


Tags: 6ТД-2, Арамата, В-46, В-92
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments