andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

30 апреля 1937 г. Родился Николай Карпович Рязанцев.

Николай Карпович Рязанцев родился 30 апреля 1937 года в рабочем поселке Шахта 5/6 имени Димитрова (Донецкая область). В 1954 году, сдав все шесть вступительных экзаменов на «отлично», поступил в Харьковский политехнический институт (ныне – Национальный технический университет «ХПИ») на энергомашиностроительный факультет, специальность «Двигатели внутреннего сгорания» (ДВС). В этот период кафедрой ДВС заведовал выдающийся ученый в области тепловых двигателей, основатель научной школы двигателестроения профессор Николай Матвеевич Глаголев, принимавший непосредственное участие в создании легендарного танкового дизеля В-2.

В 1965 году Н. К. Рязанцев переходит в конструкторский отдел танковых двигателей (отдел 63), который вскоре получил самостоятельный статус и стал именоваться «Харьковское конструкторское бюро по двигателестроению» (ХКБД). В те годы на ЗиМ разворачивалось производство нового основного танка Т-64, созданного под руководством легендарного Главного конструктора бронетанковой техники Александра Александровича Морозова. Сердцем этой боевой машины стал новый дизель 5ТДФ, отличавшийся новаторскими конструкторскими решениями (двухтактный цикл с эффективной системой газообмена; горизонтальное расположение цилиндров; двухсторонний отбор мощности; система наддува, обеспечивающая хорошую приемистость и пусковые свойства и др.). Н. К. Рязанцев оказался в центре работ по доводке конструкции и совершенствованию этого двигателя. В 1968 году он назначается начальником сектора, в 1969-м – заместителем начальника отдела, а в 1970-м – начальником отдела поршневой группы. Именно в этот период совместно с ведущими организациями страны выполнен огромный объем работ по повышению надежности цилиндропоршневой группы, что в дальнейшем предопределило высокие технико-экономические показатели нового танкового дизеля.

В 1973 году Николай Карпович назначен Главным конструктором ХКБД. Параллельно с работами по доводке дизеля 5ТДФ, под его руководством в кратчайшие сроки отделом перспективного проектирования был создан четырехтактный дизель 12ЧН15/16 мощностью 1500 л. с., который предполагалось устанавливать на новые перспективные танки. Этим отделом в то время руководил выпускник ХПИ 1962 года Валентин Николаевич Зайончковский, впоследствии – Главный конструктор ЗиМ по тепловозным дизелям. Важнейшей задачей ХКБД было также создание на базе 5ТДФ нового форсированного танкового дизеля 6ТД-1 мощностью 1000 л. с. Был выполнен огромный комплекс работ по разработке конструкторской и технологической документации, изготовлению опытных образцов, проведению стендовых испытаний. Испытаны в реальных изделиях в различных климатических условиях новые образцы дизелей, что позволило в 1983 году принять на вооружение танк Т-64Б1М с двигателем 6ТД-1. Благодаря этому новому двигателю удалось увеличить среднюю скорость танка на 19–35 %, сократить время разгона до 50 км/ч почти в 2 раза, увеличить запас хода на 6–32 %.



Tags: 5ТДФ, 6ДН12/2х12, 6ТД-2, 6ТД-3, История
Subscribe

Posts from This Journal “6ТД-2” Tag

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments