andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

26 сентября 1940 скончался конструктор танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин




21 ноября 1898 - 26 сентября 1940.
26 сентября 1940 скончался конструктор танка Т-34 Михаил Ильич Кошкин. За 9 месяцев до начала войны, через 6 месяцев после испытательного пробега, во время которого он заболел воспалением легких.


Первый главный конструктор танка Т-34, начальник КБ танкостроения Харьковского паровозостроительного завода имени Коминтерна. Герой Социалистического Труда.


10 февраля 1940 года изготовлены два первых Т-34 и начаты их испытания. На 17 марта в Москве назначается показ танков членам правительства, с этой целью организуется танкопробег Харьков — Москва. Учитывая важность мероприятия, Михаил Кошкин сам отправляется на новых машинах как ответственный представитель завода.
Пробег Харьков — Москва — Харьков подорвал здоровье Михаила Кошкина, простуда и переутомление привели к заболеванию пневмонией.
26 сентября 1940 года в санатории «Занки», проходя реабилитационный курс лечения, легендарный конструктор умер
За гробом главного конструктора шел весь завод. Похоронили Михаила Ильича на тогдашнем центральном харьковском кладбище — Первом городском, располагавшемся на Пушкинской улице за студенческим городком «Гигант». Но просуществовать могиле суждено было недолго. В 1941 году во время бомбардировки Харькова немецкой авиацией она была уничтожена.



Путь бессмертия



«Работать не вдогонку, а на обгон» — этот девиз Кошкина в сочетании с его методом ра­ботать рывками, вскакивая, как говорится, «в последний вагон», был типичным яааением для всего советского периода XX века. Вырабатывался авральный стиль производственной жизни.
И был результат. 5 марта 1940 года ранним утром из ворот харьковского завода в сторону Москвы начался очередной рывок: ушли два танка А-34. Много романтического написано об этом танковом походе. Фильм в 1960-х годах сняли «Главный конструктор» с плакатным красавцем — актёром в роли Кошкина. Вся страна «на ура» приняла фильм о первых при­ключениях «тридцатьчетвёрки». Она в войну стала народной героиней, ею восхищались, всему хорошему о ней верили. А тогда, в начале сорокового, вслед уходящим в Москву тан­кам полз злопыхательский шепоток:

  • Сырые машины пошли. Более тысячи километров — переход нешуточный. He дой­дут. Опозорится КБ.

  • Неймётся Кошкину. Орлена хочет. Уж и немолод, должен понимать — пахнет прова­лом. Собирался поставить танки на платформы, и за одну ночь доехали бы они до Москвы. Почему передумат? Приказ партии был идти вместе с танками.

Ешё был слух, что сам Сталин в Кремле ждёт два танка, которые должны прийти сами.
Среди легенд о «тридцатьчетвёрке» есть и сущая правда: Кошкин сам решил идти сво­им ходом, чтобы в пути проверить возможности новой модификации танка. Он был не­здоров, простужен, но Михаил Ильич никогда не обращал внимания на «такие пустяки».
Для пробега предусмотрели автомобильное сопровождение с ремонтной бригадой. He обходилось без приключений. В пути, под посёлком Яковлево, там, где через три года «тридцатьчетвёрка» будет в кровь биться с новыми немецкими танками, случилась серьёз­ная поломка. Из Москвы к месту поломки приезжал зам. наркома Горегляд. Починились, дошли до столицы. И два танка-путешественника прошли в Подмосковье незабываемые испытания. О них тоже есть легенда, как танк взял брод на реке Наре.
Ешё легенда: после испытаний в полночь один из танков пришёл в Кремль и стал на Ивановской площади. Вышел Сталин. Ему помогли взобраться на танк. Он исчез в люке, вскоре появился и произнес:

  • Это будет ласточка в танковых войсках.

Фраза про ласточку обошла все средства массовой информации.
Кто-то. уже в наши дни. неизвестно с чьих слов, описывал, как Сталин той ночью на Ивановской площади морщился, слыша беспрерывный кашель больного Кошкина. Было такое или нет, неизвестно, но есть одна историческая подробность, обнаруженная в архивах Желтовым и даюшая основание думать, что Сталин хорошо помнил самого Кошкина, что помогло восстановить историческую справедливость. Впрочем, не будем забегать вперёд.
Вернувшийся из Москвы Кошкин буквально рухнул в болезнь. Его старательно лечи­ли, подняли на ноги, отправили в санаторий «Занки», куда не зарастала конструкторская тропа. Коллеги возили ему только позитивную информацию, он хотел правды, сердился, уверен был. что встанет и вернётся в КБ.
Перед смертью Михаил Ильич чувствовал себя хорошо. Все ждаш его возвращения, поэтому горькая весть была принята с особой болью.
Заводская многотиражка, посвящённая памяти Михаила Ильича, напечатала среди других отдельно строки Николая Алексеевича. Вот они.
«...С первых дней прихода в конструкторское бюро Михаил Ильич проявил себя как опытный конструктор и прекрасный организатор.
Сразу же определилась тематика, и мы принялись за дело. Тов. Кошкин, руководя ра­ботой бюро, одновременно занимался созданием опытного цеха и внедрением новой про­дукции в серийное производство.
Своей энергией и решением он зажигал. Тов. Кошкин всегда давал нам правильное на­правление в работе и был очень требовательным. Если в срок не выполнишь задание — не налейся ни на что. Ни дружба, ни хорошие взаимоотношения не спасут. Требовательный к себе, он требовал и от товарищей точного выполнения порученного дела.
Знающий конструктор, Михаил Ильич Кошкин никогда не отказывался учиться у опытников. Он прислушивался к их голосу, учился сам и учил других. Такие товарищи, как Вишневский, Захаров и Перельштейн. встречали у тов. Кошкина поддержку, чуткое и вни­мательное отношение.
Я помню, как сейчас, было получено срочное задание на установку важного механизма. Михаил Ильич сам продвигал этот вопрос и за полтора месяца ( по тогдашнему времени ре­кордный срок) проделал огромную работу вместе с тт. Молоштановым и Таршиновым.


Отрывок из книги  Николай Кучеренко. Пятьдесят лет в битве за танки СССР
Tags: Завод им. Малышева, История, Т-34
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments