andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

85 лет со дня рождения Владимира Бутова




25.10.1934-6.11.1999
25 октября 1934 родился Владимир Иванович Бутов, место рождения Ровеньки, Воронежская (ныне Белгородская) область. 6 ноября 1999 года бывший генеральный конструктор Челябинского тракторного завода умер и похоронен на Цинковом (Успенском) кладбище.
По отцовской линии – правнук богатого купца и мецената Василия Петровича Бутова, дом и лавка которого находились недалеко от Свято-Троицкого Храма в районе базарной площади. Учился в Ясеневской семилетней и Ровеньской средней школах, с отличием окончил среднюю школу в 1951 году. Отец Иван Васильевич хотя и вернулся с фронта в победном 45-м, не дожил до нового, 1946 года – скончался от последствий тяжелых ранений.
Первый ученик в классе, заядлый книгочей, разносторонний спортсмен, член райкома комсомола – это все о нем, выпускнике средней школы Владимире Бутове. Парнишка грезил дальними странами, мечтал поступить в мореходное училище, и окружающие не сомневались, что у него это получится. Но тут в судьбу юноши вмешался нелепый случай.
На первенстве района по шахматам в финале зеленый юнец обыграл самого военкома. Тот не нашел ничего лучше, как отомстить за поражение изощренным способом – под надуманным предлогом не дал парню направление на поступление в мореходку. Хрустальная мечта разбилась о шахматную доску. А ведь Володя так мечтал о капитанском мостике, преодолении штормов и покорении океанов. Досадная осечка заставила задуматься о другой профессии: на следующий год Бутов поступил в Харьковский политехнический институт на машиностроительный факультет, специальность «двигатели внутреннего сгорания». И здесь Владимир быстро заслужил репутацию светлой головы у преподавателей и студентов. Друзья ценили его и за смелость, умение отстаивать свою точку зрения, много лет спустя вспоминая, как Володя Бутов не побоялся пойти к декану, чтобы добиться разрешения на пересдачу экзамена для однокурсника. В противном случае пареньку грозило отчисление из института.
Окончил Харьковский политехнический институт (1957), инженер-механик по специальности «двигатели внутреннего сгорания». Распределился в Челябинск.
В 1957—1958 гг. — инженер-испытатель Челябинского Кировского завода.
После нескольких лет работы инженером-испытателем в СКБ-75 Бутова переводят на должность инженера-исследователя с повышением оклада.
В 1958—1997 гг. — инженер-исследователь, старший инженер-исследователь, руководитель группы, начальник бюро.
Самой яркой страницей в конструкторской биографии Бутова стала разработка нового семейства дизелей 2В: в 16-ти, 12-ти, 8-ми и 6-ти цилиндровом исполнении по ряду параметров превосходящих, а по удельной мощности и весогабаритным показателям не уступающих лучшим зарубежным образцам (Х-образного (16-ти, 12-ти и 8-ми цилиндровые дизели) и оппозитного (6-ти цилиндровый дизель) расположения цилиндров).
Также участвовал Владимир Иванович в модернизации семейства В2. Всего было создано более 35 модификаций этого типа дизелей, причем их мощность выросла на 40%, превысив 1000 л.с.
В 1973 году заместитель главного конструктора, в 1981—1999 гг. — генеральный конструктор головного СКБ по двигателям ОАО «Челябинский тракторный завод», коллектив под его руководством приступает к работам по применению газотурбинного наддува в дизелях семейства В2. В начале 60-х годов они создают опытные образцы турбопоршневых танковых двигателей В-36Ф мощностью 640 л.с. и В-27 в 700 л.с. На базе последнего рождаются еще более совершенные боевые дизели В-61 и В-61Ф. В то время таких двигателей не имели военно-гусеничные машины ни одной армии мира. А впоследствии, когда Бутов стал генеральным конструктором, эти работы завершились постановкой в серию турбопоршневого двигателя В-58 и его модификаций для колесных шасси ракетных установок.
Но не только военные разработки интересовали Владимира Ивановича. По его инициативе были созданы и прошли стендовые испытания опытные модификации тракторного двигателя В-30 с турбонаддувом для промышленных тракторов класса 15 тонн. Разработаны и изготовлены опытные образцы двигателя для трактора ДЭТ-250 с гидромеханической трансмиссией (исследована и реализована силовая характеристика с постоянной мощностью в двигателе В-42).
За выдающиеся заслуги в создании транспортных двигателей Бутову В.И. в 1985 году присвоено звание Героя Социалистического Труда, за заслуги в области изобретательской деятельности (Бутов автор 73 изобретений, из которых свыше 50 внедрены в серийное производство) награжден орденом «Знак Почёта» и медалью «За добросовестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Разработано им семейство мини-дизелей водяного охлаждения размерностью 9,2/8,8 и мини-дизель воздушного охлаждения В2Ч 8,2/7,8 для мини-трактора класса 0,2.
В конце 1981 года Владимир Бутов становится преемником Ивана Яковлевича Трашутина – генеральным конструктором ГСКБ «Трансдизель». К этому времени он – уже признанный в стране специалист в области конструирования и исследования транспортных двигателей.
Тренированный мозг генерального конструктора работал непрерывно. Возвращаясь с работы и обсуждая по дороге с коллегами особенности новых двигателей, он мог неожиданно остановиться и начать рисовать возможные варианты компоновки узлов.
Обстановка вынудила Владимира Ивановича в 1997 году уйти с предприятия «по собственному желанию». Жил с супругой Таисей Демьяновной, дочерью Еленой и внучкой Настей. Он никогда не приносил домой с работы плохого настроения, - вспоминала его дочь Елена, он любил петь, читать, увлекался живописью, занимался резьбой по дереву. Находясь где-нибудь на природе, он непременно находил различные причудливые корни, ветки деревьев, из которых потом изготавливал необыкновенные предметы, своеобразные предметы искусства.


По теме: - Анализ и систематизация материалов по уровню развития отечественных и иностранных танковых двигателей и определение направлений их развития (5ТДФ, 6ТДФ, В-46, В-67, ГТД-1000Т, ВТДТ-1000ФМ, CV12TCA, AVDS-1790-2).




А-85-3А (ОКР «Армата»), В-92С2Ф «Прорыв»
Tags: В-46, В-92, История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 86
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments