25 октября 1934 родился Владимир Иванович Бутов, место рождения Ровеньки, Воронежская (ныне Белгородская) область. 6 ноября 1999 года бывший генеральный конструктор Челябинского тракторного завода умер и похоронен на Цинковом (Успенском) кладбище.
По отцовской линии – правнук богатого купца и мецената Василия Петровича Бутова, дом и лавка которого находились недалеко от Свято-Троицкого Храма в районе базарной площади. Учился в Ясеневской семилетней и Ровеньской средней школах, с отличием окончил среднюю школу в 1951 году. Отец Иван Васильевич хотя и вернулся с фронта в победном 45-м, не дожил до нового, 1946 года – скончался от последствий тяжелых ранений.
Первый ученик в классе, заядлый книгочей, разносторонний спортсмен, член райкома комсомола – это все о нем, выпускнике средней школы Владимире Бутове. Парнишка грезил дальними странами, мечтал поступить в мореходное училище, и окружающие не сомневались, что у него это получится. Но тут в судьбу юноши вмешался нелепый случай.
На первенстве района по шахматам в финале зеленый юнец обыграл самого военкома. Тот не нашел ничего лучше, как отомстить за поражение изощренным способом – под надуманным предлогом не дал парню направление на поступление в мореходку. Хрустальная мечта разбилась о шахматную доску. А ведь Володя так мечтал о капитанском мостике, преодолении штормов и покорении океанов. Досадная осечка заставила задуматься о другой профессии: на следующий год Бутов поступил в Харьковский политехнический институт на машиностроительный факультет, специальность «двигатели внутреннего сгорания». И здесь Владимир быстро заслужил репутацию светлой головы у преподавателей и студентов. Друзья ценили его и за смелость, умение отстаивать свою точку зрения, много лет спустя вспоминая, как Володя Бутов не побоялся пойти к декану, чтобы добиться разрешения на пересдачу экзамена для однокурсника. В противном случае пареньку грозило отчисление из института.
Окончил Харьковский политехнический институт (1957), инженер-механик по специальности «двигатели внутреннего сгорания». Распределился в Челябинск.
В 1957—1958 гг. — инженер-испытатель Челябинского Кировского завода.
После нескольких лет работы инженером-испытателем в СКБ-75 Бутова переводят на должность инженера-исследователя с повышением оклада.
В 1958—1997 гг. — инженер-исследователь, старший инженер-исследователь, руководитель группы, начальник бюро.
Самой яркой страницей в конструкторской биографии Бутова стала разработка нового семейства дизелей 2В: в 16-ти, 12-ти, 8-ми и 6-ти цилиндровом исполнении по ряду параметров превосходящих, а по удельной мощности и весогабаритным показателям не уступающих лучшим зарубежным образцам (Х-образного (16-ти, 12-ти и 8-ми цилиндровые дизели) и оппозитного (6-ти цилиндровый дизель) расположения цилиндров).
По отцовской линии – правнук богатого купца и мецената Василия Петровича Бутова, дом и лавка которого находились недалеко от Свято-Троицкого Храма в районе базарной площади. Учился в Ясеневской семилетней и Ровеньской средней школах, с отличием окончил среднюю школу в 1951 году. Отец Иван Васильевич хотя и вернулся с фронта в победном 45-м, не дожил до нового, 1946 года – скончался от последствий тяжелых ранений.
Первый ученик в классе, заядлый книгочей, разносторонний спортсмен, член райкома комсомола – это все о нем, выпускнике средней школы Владимире Бутове. Парнишка грезил дальними странами, мечтал поступить в мореходное училище, и окружающие не сомневались, что у него это получится. Но тут в судьбу юноши вмешался нелепый случай.
На первенстве района по шахматам в финале зеленый юнец обыграл самого военкома. Тот не нашел ничего лучше, как отомстить за поражение изощренным способом – под надуманным предлогом не дал парню направление на поступление в мореходку. Хрустальная мечта разбилась о шахматную доску. А ведь Володя так мечтал о капитанском мостике, преодолении штормов и покорении океанов. Досадная осечка заставила задуматься о другой профессии: на следующий год Бутов поступил в Харьковский политехнический институт на машиностроительный факультет, специальность «двигатели внутреннего сгорания». И здесь Владимир быстро заслужил репутацию светлой головы у преподавателей и студентов. Друзья ценили его и за смелость, умение отстаивать свою точку зрения, много лет спустя вспоминая, как Володя Бутов не побоялся пойти к декану, чтобы добиться разрешения на пересдачу экзамена для однокурсника. В противном случае пареньку грозило отчисление из института.
Окончил Харьковский политехнический институт (1957), инженер-механик по специальности «двигатели внутреннего сгорания». Распределился в Челябинск.
В 1957—1958 гг. — инженер-испытатель Челябинского Кировского завода.
После нескольких лет работы инженером-испытателем в СКБ-75 Бутова переводят на должность инженера-исследователя с повышением оклада.
В 1958—1997 гг. — инженер-исследователь, старший инженер-исследователь, руководитель группы, начальник бюро.
Самой яркой страницей в конструкторской биографии Бутова стала разработка нового семейства дизелей 2В: в 16-ти, 12-ти, 8-ми и 6-ти цилиндровом исполнении по ряду параметров превосходящих, а по удельной мощности и весогабаритным показателям не уступающих лучшим зарубежным образцам (Х-образного (16-ти, 12-ти и 8-ми цилиндровые дизели) и оппозитного (6-ти цилиндровый дизель) расположения цилиндров).
Также участвовал Владимир Иванович в модернизации семейства В2. Всего было создано более 35 модификаций этого типа дизелей, причем их мощность выросла на 40%, превысив 1000 л.с.
В 1973 году заместитель главного конструктора, в 1981—1999 гг. — генеральный конструктор головного СКБ по двигателям ОАО «Челябинский тракторный завод», коллектив под его руководством приступает к работам по применению газотурбинного наддува в дизелях семейства В2. В начале 60-х годов они создают опытные образцы турбопоршневых танковых двигателей В-36Ф мощностью 640 л.с. и В-27 в 700 л.с. На базе последнего рождаются еще более совершенные боевые дизели В-61 и В-61Ф. В то время таких двигателей не имели военно-гусеничные машины ни одной армии мира. А впоследствии, когда Бутов стал генеральным конструктором, эти работы завершились постановкой в серию турбопоршневого двигателя В-58 и его модификаций для колесных шасси ракетных установок.
Но не только военные разработки интересовали Владимира Ивановича. По его инициативе были созданы и прошли стендовые испытания опытные модификации тракторного двигателя В-30 с турбонаддувом для промышленных тракторов класса 15 тонн. Разработаны и изготовлены опытные образцы двигателя для трактора ДЭТ-250 с гидромеханической трансмиссией (исследована и реализована силовая характеристика с постоянной мощностью в двигателе В-42).
За выдающиеся заслуги в создании транспортных двигателей Бутову В.И. в 1985 году присвоено звание Героя Социалистического Труда, за заслуги в области изобретательской деятельности (Бутов автор 73 изобретений, из которых свыше 50 внедрены в серийное производство) награжден орденом «Знак Почёта» и медалью «За добросовестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Разработано им семейство мини-дизелей водяного охлаждения размерностью 9,2/8,8 и мини-дизель воздушного охлаждения В2Ч 8,2/7,8 для мини-трактора класса 0,2.
В конце 1981 года Владимир Бутов становится преемником Ивана Яковлевича Трашутина – генеральным конструктором ГСКБ «Трансдизель». К этому времени он – уже признанный в стране специалист в области конструирования и исследования транспортных двигателей.
Тренированный мозг генерального конструктора работал непрерывно. Возвращаясь с работы и обсуждая по дороге с коллегами особенности новых двигателей, он мог неожиданно остановиться и начать рисовать возможные варианты компоновки узлов.
Обстановка вынудила Владимира Ивановича в 1997 году уйти с предприятия «по собственному желанию». Жил с супругой Таисей Демьяновной, дочерью Еленой и внучкой Настей. Он никогда не приносил домой с работы плохого настроения, - вспоминала его дочь Елена, он любил петь, читать, увлекался живописью, занимался резьбой по дереву. Находясь где-нибудь на природе, он непременно находил различные причудливые корни, ветки деревьев, из которых потом изготавливал необыкновенные предметы, своеобразные предметы искусства.
По теме: - Анализ и систематизация материалов по уровню развития отечественных и иностранных танковых двигателей и определение направлений их развития (5ТДФ, 6ТДФ, В-46, В-67, ГТД-1000Т, ВТДТ-1000ФМ, CV12TCA, AVDS-1790-2).
В 1973 году заместитель главного конструктора, в 1981—1999 гг. — генеральный конструктор головного СКБ по двигателям ОАО «Челябинский тракторный завод», коллектив под его руководством приступает к работам по применению газотурбинного наддува в дизелях семейства В2. В начале 60-х годов они создают опытные образцы турбопоршневых танковых двигателей В-36Ф мощностью 640 л.с. и В-27 в 700 л.с. На базе последнего рождаются еще более совершенные боевые дизели В-61 и В-61Ф. В то время таких двигателей не имели военно-гусеничные машины ни одной армии мира. А впоследствии, когда Бутов стал генеральным конструктором, эти работы завершились постановкой в серию турбопоршневого двигателя В-58 и его модификаций для колесных шасси ракетных установок.
Но не только военные разработки интересовали Владимира Ивановича. По его инициативе были созданы и прошли стендовые испытания опытные модификации тракторного двигателя В-30 с турбонаддувом для промышленных тракторов класса 15 тонн. Разработаны и изготовлены опытные образцы двигателя для трактора ДЭТ-250 с гидромеханической трансмиссией (исследована и реализована силовая характеристика с постоянной мощностью в двигателе В-42).
За выдающиеся заслуги в создании транспортных двигателей Бутову В.И. в 1985 году присвоено звание Героя Социалистического Труда, за заслуги в области изобретательской деятельности (Бутов автор 73 изобретений, из которых свыше 50 внедрены в серийное производство) награжден орденом «Знак Почёта» и медалью «За добросовестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина».
Разработано им семейство мини-дизелей водяного охлаждения размерностью 9,2/8,8 и мини-дизель воздушного охлаждения В2Ч 8,2/7,8 для мини-трактора класса 0,2.
В конце 1981 года Владимир Бутов становится преемником Ивана Яковлевича Трашутина – генеральным конструктором ГСКБ «Трансдизель». К этому времени он – уже признанный в стране специалист в области конструирования и исследования транспортных двигателей.
Тренированный мозг генерального конструктора работал непрерывно. Возвращаясь с работы и обсуждая по дороге с коллегами особенности новых двигателей, он мог неожиданно остановиться и начать рисовать возможные варианты компоновки узлов.
Обстановка вынудила Владимира Ивановича в 1997 году уйти с предприятия «по собственному желанию». Жил с супругой Таисей Демьяновной, дочерью Еленой и внучкой Настей. Он никогда не приносил домой с работы плохого настроения, - вспоминала его дочь Елена, он любил петь, читать, увлекался живописью, занимался резьбой по дереву. Находясь где-нибудь на природе, он непременно находил различные причудливые корни, ветки деревьев, из которых потом изготавливал необыкновенные предметы, своеобразные предметы искусства.
По теме: - Анализ и систематизация материалов по уровню развития отечественных и иностранных танковых двигателей и определение направлений их развития (5ТДФ, 6ТДФ, В-46, В-67, ГТД-1000Т, ВТДТ-1000ФМ, CV12TCA, AVDS-1790-2).