andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

Как «Харьковчанка» Южный полюс покорила – детищу инженеров ХАЗа и «малышевцев» 60 лет

60 лет назад на вездеходе из Харькова ученые исколесили Антарктику.

«Дитя» танкостроителей и авиаконструкторов
Казалось бы, что может быть общего у Слобожанщины и Антарктиды? «Харьковчанка» - полярный вездеход, который в нашем городе разработали и создали специалисты завода им. Малышева и Харьковского авиационного завода более 60 лет назад. Вездеход был нужен, чтобы перевозить исследователей, аппаратуру и вещи в условиях низких температур (до -80) при изучении Антарктиды.


Но в 1950-ых годах никакая из существующей техники не могла противостоять шквальному ветру скоростью 50 м/с, высокогорью и бесконечному снегу в Антарктиде.
Ходовую часть и двигатель антарктической машины «Харьковчанка», или как ее называли еще – изделие 404С, разработали на основе военного тягача «АТ-Т», а его прообразом был танк «Т-54».

От армейского предка машине достались шасси, которые инженеры удлинили на два катка. Расширили создатели и гусеницы – до 1 м, для пущей проходимости. В итоге громадный, ярко-оранжевый гусеничный вездеход (длина – 8,5 м, ширина – 3,5 м, высота – 4 м) весом 30 т набирал скорость 30 км/ч, заезжал на возвышенность под углом в 30° и тянул за собой прицеп вдвое тяжелее.


Если низ машины создали танкостроители, то ее «верх» – корпус, окна, систему теплоизоляции – конструкторы Харьковского авиазавода. Инженеры ХАЗа изготовили кузов с алюминиевой обшивкой и утеплили его 8 слоями капроновой ваты. Чтобы иллюминаторы не обмерзали, их оборудовали влагопоглотителями и подвели постоянный приток горячего воздуха. Лобовые стекла и вовсе снабдили электроподогревом вроде того, что есть сегодня во всех автомобилях.

Механик ремонтировал двигатель, не покидая вездеход
В кабине площадью 28 м² и высотой 2,1 м во время езды по полярной пустыне могли находиться 8 членов экипажа. В салоне были спальные места – двухъярусные спальные кровати, туалет с умывальником и даже кухня, точнее, кампус, где разогревали консервы и кипятили воду.




Дозаправка в дороге

Особенностью «Харьковчанки» стало то, что техник мог ремонтировать двигатель, не покидая машину – для этого нужно было всего лишь поднять люк. Конечно, устранять неисправность в тепле куда легче, чем на морозе. Но со временем инженеры убедились, что дизельный двигатель в жилом отсеке больше вредит экипажу, чем помогает – выхлопные газы попадали в кабину.
Поэтому спустя 15 лет «Харьковчанка-2» стала больше походить на традиционный тягач: жилой отсек находился на удлиненной грузовой платформе, а капоту двигателя и кабине водителя вернули привычную форму.



Выгрузка "Харьковчанки" в Антарктиде

Дорабатывали на ходу
В 1959 году караван из трех снегоходов «Харьковчанка» прошел расстояние в 2700 км от советской станции «Мирный», побывав на трех полюсах Антарктиды: геомагнитном полюсе, Полюсе недоступности и географическом полюсе. А еще колона заехала к американским полярникам на станцию «Амундсен – Скотт» – как раз на Рождество.




Чтобы машины не только дошли до Южного Полюса, но и вернулись обратно на базу, инженеры на ходу доводили до ума всю ходовую часть. Излишне большие расширители гусениц часто ломались на неровностях, поэтому харьковским инженерам-конструкторам, которые сопровождали «Харьковчанки» в первом рейсе, пришлось обрезать автогеном уширители прямо на морозе.


И это была не единственная неисправность, с которой довелось столкнуться во время первого антарктического рейда.
Понаблюдав за вездеходом в действии, в 1960-х годах инженеры разработали снегоход нового поколения «Харьковчанка-2», который появился в Антарктиде в 1975 году.



Интересно, что в конце 1980-х годов ученые даже создали проект «Харьковчанка-3», но его, к сожалению, так и не реализовали. Всего «Харьковчанок» разными партиями выпустили 32 штуки, сообщили в музее завода им. Малышева. Их до сих пор используют исследователи на Южном полюсе.

Почтовый конверт с харьковским вездеходом

ТТХ вездехода «Харьковчанка»
Двигатель - 12-цилиндровый дизельный, находился в передней части.
5-ступенчатая коробка передач.
Мощность – 520 лошадиных сил, если применяли систему турбонадува, то мощность увеличивалась практически вдвое – до 995 лошадиных сил.
Резерв топлива – 8 топливных баков общим объемом 2500 л.
Запас хода – 1500 км.
Скорость – 30 км/ч, при максимальной нагрузке - 5 км/ч.
Максимальная тяговая нагрузка – 70 т.

Источник - https://kharkov.comments.ua/article/jak-harkivjanka-pivdennij-poljus-pidkorila--ditischu-inzheneriv-hazu-i-malishevciv-60-rokiv-foto-/?lang=ru&fbclid=IwAR1B2rvxjl0mkBHGOlwNjPHDlBueQXN-dm1CtZFBKn9A65rVGUwjPW7rpkY



Tags: Арктика, Завод им. Малышева, ХКБМ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt október 25, 2018 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments