andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

131-я годовщина со дня рождения легендарного авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева



Заслуги А.Н. Туполева отмечены почетнейшими отечественными и иностранными званиями, орденами, медалями. Всего под руководством выдающегося конструктора спроектировано свыше 200 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено около 280 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.
Андрей Николаевич родился 10 ноября 1888 году в сельце Пустомазово Тверской области. В 1908 году поступил в Императорское Московское техническое училище. В 1916-1918 годах А.Н. Туполев работал в первом в России авиационном расчетном бюро, вместе с Н.Е. Жуковским формировал Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ).
А.Н. Туполев начал свою конструкторскую деятельность с создания серии аэросаней и глиссеров для конструктивного освоения нового металла – кольчугалюминия (дюраля). В октябре 1922 года по предложению Госпромцветмета при ЦАГИ организовали Комиссию по постройке цельнометаллических самолетов. Председателем Комиссии был назначен А.Н. Туполев, отвечавший за общее руководство работами. Это событие можно считать отправной точкой отсчета истории будущего всемирно известного ОКБ.
В 20-30-е годы под руководством А.Н. Туполева были созданы прорывные машины как военного, так и гражданского назначения. До 1936 года под его руководством были разработаны восемь торпедных катеров и пятьдесят самолетов, в том числе стратегические АНТ-4, АНТ-6, АНТ-42; пассажирские АНТ-9, АНТ-20 "Максим Горький"; рекордные АНТ-25, АНТ-37 и фронтовой бомбардировщик АНТ-40 (СБ).
В 1936 году А.Н. Туполев был назначен главным инженером Главного управления авиационной промышленности Народного комиссариата тяжелой промышленности. На этом посту он руководил формированием стратегического направления развития авиации, науки и техники.
21 октября 1937 года А.Н. Туполев был арестован по ложному обвинению во вредительстве и шпионаже и приговорен к 15 годам лишения свободы. Находясь в заключении, А.Н.Туполев работал в специальном ЦКБ-29 («Особое техническое бюро НКВД СССР»), которое состояло из авиаконструкторов, также как и он, попавших в круговорот тотальных репрессий.
С началом войны, 21 июля 1941 года, А.Н. Туполев был досрочно освобожден из заключения и вскоре вместе с коллективами КБ и ЦКБ-29 был эвакуирован в Омск, где работал над самолетом «103» (Ту-2), признанным лучшим фронтовым бомбардировщиком Великой Отечественной войны.
На фронтах войны были задействованы 11 типов самолетов и торпедных катеров А.Н. Туполева. В 1943 году А.Н. Туполев вернулся в Москву и был назначен главным конструктором и ответственным руководителем завода № 156, где была развернута главная база ОКБ А.Н. Туполева.
В тяжелое послевоенное время разработка стратегического бомбардировщика, способного нести атомную бомбу, была доверена туполевскому ОКБ. Проект самолета, получившего обозначение Ту-4, был успешно реализован и стал платформой для многочисленных модификаций, вставших на вооружение отечественных ВВС на долгие годы.
Под руководством А.Н. Туполева был разработан и внедрен целый ряд высококлассных бомбардировщиков «Ту». Созданием серии модификаций самолетов Ту-16, Ту-95, Ту-22М и работой по первым вариантам Ту-160 он заложил основу современной отечественной Дальней авиации.
Помимо работ по военной тематике А.Н. Туполев внес колоссальный вклад в развитие гражданской авиации, снабдив отечественные и международные авиалинии массовыми и надежными самолетами Ту-104, Ту-114, Ту-124, Ту-134, Ту-144 и Ту-154. Под руководством А.Н. Туполева начинались поиски возможностей для создания новых типов магистральных пассажирских самолетов, которые привели к появлению современных машин Ту-204/214 и Ту-334. Самолеты туполевского ОКБ обеспечили до 75% рейсов советской и российской гражданской авиации.
Заслуги А.Н. Туполева отмечены почетнейшими отечественными и иностранными званиями, орденами, медалями. Всего под руководством выдающегося конструктора спроектировано свыше 200 типов самолетов, 70 из которых строились серийно. На его самолетах установлено около 280 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.
Андрей Николаевич скончался 23 декабря 1972 года в Москве.
ПАО «ОАК»






























Tags: Авиация, История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment