
Бронетранспортер БТР-40 предназначался для перевозки личного состава мотострелковых батальонов танковых, механизированных и стрелковых дивизий, а также разведывательных подразделений, подразделений связи и управлений частей и соединений бронетанковых и механизированных войск. Он был создан в Горьком в 1950 г. конструкторским бюро (СКБ КЭО) ГАЗ под руководством В.А. Дедкова. Разработка машины под заводским обозначением ГАЗ-40 началась в 1947 г. Ведущим конструктором машины был В.К. Рубцов. БТР был принят на вооружение Постановлением СМ СССР от 16 ноября 1950 г. Серийный выпуск машин осуществлялся в 1950-1958 гг. на Горьковском автозаводе. Бронекорпуса для БТР-40 изготавливались Муромским тепловозостроительным заводом им. Дзержинского.
Бронетранспортер был выполнен по традиционной для данного класса машин компоновочной схеме с последовательным расположением отделения силовой установки, отделения управления и десантного отделения. В отделении управления размещались рабочие места членов экипажа - водителя и командира машины, в десантном отделении находилось восемь мест для членов десанта. Для наблюдения в боевой обстановке в крышках люков перед рабочими местами водителя и командира были установлены приборы наблюдения - стеклоблоки Б-1. Силовым элементом конструкции служил несущий корпус машины, к которому крепились все узлы и агрегаты. Для защиты от воздействия атмосферных осадков открытые сверху обитаемые отделения БТР зачехлялись быстросъемным тентом.

Основным оружием бронетранспортера являлся 7,62-мм пулемет СГМБ, который устанавливался на вертлюжных кронштейнах, расположенных на лобовом, бортовых и кормовом листах корпуса. Боекомплект к пулемету составлял 1250 патронов.
Броневая защита БТР - противопульная. Сварной, открытый сверху корпус, изготавливался из броневых листов толщиной 6-8 мм. В кормовом броневом листе корпуса имелся люк для десанта, закрывавшийся двумя броневыми створками.
По бортам машины в районе отделения управления имелись люки для членов экипажа. Люки закрывались броневыми дверьми. В бортах бронетранспортера имелось четыре амбразуры с крышками для ведения огня из стрелкового оружия.
Для тушения пожара в машине имелся ручной огнетушитель ОУ-2.
Шестицилиндровый V-образный карбюраторный двигатель ГАЗ-40 по сравнению с двигателем базового автомобиля ГАЗ-63 имел повышенную мощность 57 кВт (78 л.с.), за счет увеличения максимальной частоты вращения коленчатого вала с 2800 до 3400 об/мин. Системы, обеспечивавшие работу двигателя, были аналогичны системам, применяемых в автомобиле ГАЗ-63. Емкость топливной системы силовой установки составляла 120 л. Этого количества бензина хватало для передвижения БТР ПО шоссе на расстояние ДО 285 КМ.
На базе бронетранспортера БТР-40 были созданы и серийно выпускались зенитная самоходная установка ЗТПУ-2, бронетранспортер БТР-40жд, предназначенный для действий в составе бронепоезда, химический разведывательный бронетранспортер БТР-40ХР.
