andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

20 лет назад завершился Пакистанский контракт


23 ноября 1999 завершился пакистанский контракт.
В книге «Пакистанский контракт» есть последняя глава  - «Расставание с надеждой встречи». Жаль, что история распорядилось так, что сейчас это больше соответствует первым двум словам названия главы.
Фильм. Т-80УД. Пакистанский контракт

Вторник, 23 ноября 1999 года, войдет в историю нашего пред­приятия: в этот “звездный” день мы отправили последние 25 ма­шин из 320, оговоренных Украинско-Пакистанским танковым контрактом. Вот они, боевые машины, стоят на платформах на станции «Балашовка», сформированные в «литерный» состав. В 14 часов машинист тепловоза дал протяжный гудок — и со­став тронулся в дальний путь...




— Но на этом контракт не завершился, — сказал на пресс-конференции для многочисленных журналистов заместитель Министра Минмашпрома Украины — генеральный директор за­вода Г. Малюк, — он продолжится по новым направлениям — полевой и капитальный ремонт, обучение пакистанских специа­листов, поставка деталей, узлов и двигателей. Это, можно ска­зать, первый итог большой и ответственной работы коллективов завода, ХКБМ имени А. А. Морозова, ХКБД — именно благодаря тесным творческим контактам нам удалось утвердить себя в «Танковом мире», несмотря на тяжелейшие обстоятельства, особенно на первых порах. В период выполнения контракта нам пришлось решать немало принципиальных проблем и, прежде всего, по со­зданию своего, Украинского танка. Со второй половины контракта практически все узлы и детали изготавливались на предприятиях Украины. Немаловажно и то, что в Харькове создан замкнутый цикл изготовления уникальных машин — подобных анало­гов в мире нет.
Г. Малюк отметил деловое участие центральных ведомств и реализации контракта, просил через средства массовой инфор­мации выразить сердечную благодарность всем причастным к осу­ществлению важной государственной задачи.
Сейчас, — продолжил генеральный, — ведутся активные работы по продвижению нашей продукции — и не только тан­ков, но и бронетранспортеров, зенитно-артиллерийских комплек­сов, модернизированных изделий во многие регионы мира.
— Завод имени Малышева—определяющий не только в Харь­ковской области, но и в Украине, — сказал глава облгосадминистрации О. А. Демин. — То, что сделало предприятие, яркий при­мер плодотворных действий в сложных условиях рыночной экономики. Это, пожалуй, первый значительный пример возрождения украинского производства. Немаловажно то, что завод сумел за три года создать себе неплохую перспективу, помог в возрож­дении многим и многим предприятиям нашего молодого госу­дарства. Отрадно, что коллектив делает акцент не только на во­енную продукцию, но активно действует и по другим направле­ниям. Мы уверены, что предприятие потянет за собой весь ма­шиностроительный комплекс области. А главное — мы создали базу авторитета на будущее. Другим коллективам надо учиться вот такой же ориентации на завтрашний день.
Чтобы завоевать в мире достойное место, — сказал гене­ральный конструктор бронетанкостроения Украины — началь­ник ХКБМ имени А. А. Морозова М. Д. Борисюк, — надо реали­зовывать продукцию, утверждать ее качества на мировом рынке. Мы продолжаем поиск, в том числе и в «Пакистанском» направ­лении. Сейчас заканчиваются государственные испытания ново­го танка — Т-84, он будет достойным конкурентом боевым ма­шинам ведущих стран...



Более часа длилась пресс-конференция. Журналисты смогли получить ответы практически на все вопросы.
Еще долго мир будет говорить о «контракте века». Но нам глав­ное - расширять рынок сбыта, еще активней выходить в мир.
В связи с завершени­ем Пакистанского кон­тракта, состоялись тор­жественные проводы работников инспекции из страны-заказчика. Подводя итог многолет­них контактов, главный инженер завода М. М. Буденный отметил, что это было плодотворное время взаимных действий. Стороны отлича­лись взаимопонимани­ем, желанием решать временами весьма нелегкие проблемы. Это пример того, как можно по-деловому и творчески сотрудничать даже в достаточно щепетильных вопросах. Тактичность, взвешен­ность и дружелюбие отличали специалистов Пакистана. Работая в специфических условиях, они умело защищали свои интересы, и в тоже время относились с пониманием к ситуации на пред­приятии.
М. Д. Борисюк, в свою очередь, отметил, что танк – специфи­ческое изделие, постоянно совершенствующееся. И очень при­ятно, что пакистанские специалисты грамотно ориентировались в обстановке, действовали в общем русле по качеству и надежно­сти изделий. Сейчас мы сделали еще более совершенный танк — Т-84, и он должен заинтересовать зарубежных покупателей, в том числе и Пакистан. Потому мы говорим «До свидания!», а не про­щаемся навсегда. Тем более, что предстоит еще немало работ по эксплуатации и ремонту техники.
Руководитель пакистанской инспекции выразил чувство при­знательности всем, кто помогал в работе, кто делал все для ус­пешного выполнения почетного заказа. Контракт — общее дос­тижение наших двух стран, который был обоюдополезным. «Мы оставляем в Харькове друзей и покидаем завод, город с чувством низанию отдыха. Мы гордимся тем, что именно Пакистан стал началом плодотворного сотрудничества завода с заграницей, на­деемся, что начатое дело будет продолжено». Затем был обмен сувенирами, фотографирование на память у Мемориала танко­строителям. Это было расставание с надеждой на встречи.
Вот, кажется, мы охватили основные точки соприкоснове­ния по линии Пакистан - Украина - завод - люди. Конечно, буквально все восстановить сейчас, хоть это еще и «свежее» событие, непросто. И жаль, что никто на заводе не вел днев­ник развития ситуации по всем направлениям. Потому при­шлось восстанавливать все хотя бы в общих чертах через пуб­ликации в “Машиностроителе", беседы с участниками под­готовки и исполнителями контракга. Во всяком случае, пер­вичный вариант истории написан.
Может быть, в этом коротком очерке мы осветили не все стороны контракга, не назвали всех людей, причастных к этому большому делу. Но, на наш взгляд, удалось все же оста­вить для памяти потомков событие, которое сравнимо с са­мыми памятными в более чем вековой истории завода.
... 23 ноября 1999 года на заводе прозвучал прощальный гудок тепловоза - последняя партия танков ушла на Балашовку, а оттуда - по своему уже хорошо знакомому маршру­ту: Николаев - Карачи. Так был завершен первый в Украине крупнейший контракт по изготовлению боевой техники. Про­должение следует? Будем надеяться.
А заключим наш рассказ о Пакистанском контракте сло­вами Посла Пакистана в Украине Шамун Алан Хана: «... мы очень благодарны Украине за поставку ее танков в Пакис­тан. Качество этих танков соответствует международным стандартам. Эта поставка была очень важна для нас и весь­ма серьезно укрепила обороноспособность нашей страны».

Испытания Т-80УД в Пакистане


По теме –
Объект 476 "Кедр" (ХКБМ)
ОБТ Т-80УД
Танк Т-80УД и его эксперементаьные модификации
Визит пакистанцев - Фотоприбор, ЗиМ сборка 6ТД-2
Вот они, первые украинские пушки! Из истории Пакистанского контракта.
Из истории пакистанского контракта
Tags: Завод им. Малышева, История, Пакистан, Т-80УД, ХКБМ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author

Recent Posts from This Journal