andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

1 апреля 1906 года родился авиаконструктор Александр Яковлев

Генеральный конструктор авиационной техники, академик АН СССР, генерал-полковник авиации, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и семи Государственных премий. Родился в Москве 1 апреля 1906 г.


Авиаконструктор Александр Яковлев, 1967 год © Валентин Черединцев/Фотохроника ТАСС

В 1919-22 работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 строил летающие авиамодели в школьном кружке. С 1923 активист ОДВФ, Авиахима и Осоавиахима. А.С.Яковлев — один из зачинателей массового советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. В 1924 построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10, премированный на Всесоюзных соревнованиях; в 1927 — легкий самолет АИР-1, на котором Ю.И.Пионтковский установил первые советские мировые рекорды.

День первого полета АИР-1 — 12 мая 1927 г. — считается датой рождения ОКБ А.С.Яковлева. В 1924 добровольно вступил в Красную Армию и служил в Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского (ВВА), ныне — Военно-воздушная инженерная академия, на рабочих должностях, в т.ч. авиамотористом. В 1927-31 - слушатель ВВА, одновременно строил легкие самолеты с группой конструкторов и рабочих. С1931 — на авиазаводе №39, где руководил группой легкой авиации, в 1934 — начальник конструкторско-производственного бюро (КПБ) Спецавиатреста, в 1935-56 — главный конструктор ОКБ завода №115 и одно временно в 1935-52 директор этого завода, в 1940-46 одновременно заместитель и первый заместитель наркома (в 1946 — министра) авиационной промышленности. В1956-84 — Генеральный конструктор ОКБ; с 1984 на пенсии.

Был также главным конструктором авиазаводов №47 (1934) и №464 (1947), председателем Научного совета МАП (1946-48), заведующим кафедрой проектирования и конструкции самолетов МАИ (1944, 1958), председателем редколлегии журнала «Техника воздушного флота» (1942-47). Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1986.


Авиаконструкторы: А.С. Яковлев, А.Н. Туполев, С.А. Лавочкин и А.И. Микоян на авиационном празднике в Тушине, 1949 год
© Николай Ситников/Фотохроника ТАСС

За 60 лет активной творческой деятельности А.С. Яковлева (1924-84) под его руководством создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе: самолет местной связи АИР-6 (1932), самые скоростные советские самолеты АИР-7 (332 км/ч, 1932) и ББ-22 (567 км/ч, 1939); первые массовые учебно-тренировочные монопланы УT-2 (1935) и УТ-1 (1936); основные истребители Великой Отечественной войны Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 и десятки их серийных модификаций (1940-46), составлявшие две трети советской истребительной авиации в годы войны. А.С.Яковлев — один из первых создателей реактивной авиации.


Як-3

Под его руководством разработаны серийные боевые самолеты: Як-15 (1946) — первый советский реактивный истребитель, принятый на вооружение; Як-25 (1952) — первый всепогодный перехватчик; Як-27Р (1958) — первый сверхзвуковой разведчик; Як-28 (1958) — первый сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик, он же перехватчик и др.; самолеты вертикального взлета и посадки (СВВП): Як-36 (1964) — первый советский СВВП и Як-38 (1972) — первый в мире палубный СВВП; самые грузоподъемные серийные десантные аппараты — планер Як-14 (1948) и вертолет Як-24 (1952); массовые учебные самолеты Як-11 (1945), Як-18 (1946), Як-18Т (1967), Як-52 (1 974); легкие многоцелевые самолеты Як-12 (1947); спортивно-акробатические Як-18П, ПМ, ПС, Як-50, Як-55 (1960-81), на которых советские летчики завоевали 69 первых мест на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу; массовые реактивные пассажирские: Як-40 (1966) — первый в мире реактивный самолет местных линий, единственный советский самолет, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся такими развитыми странами, как Италия и ФРГ, и самый экономичный отечественный ближнемагистральный лайнер Як-42 (1975); малоразмерные беспилотные аппараты (1983). А.С.Яковлев создал свою школу в самолетостроении, для которой характерны высокая культура проектирования, в т.ч. весовая культура; стремление к простоте конструктивных решений, широта творческого
 диапазона.



Авиаконструкторы Михаил Бендерский и Александр Яковлев, 1967.


 Министр авиационной промышленности СССР Петр Дементьев, министр вооруженных сил Франции Пьер Месмер, генеральный конструктор Андрей Туполев, авиаконструктор Александр Яковлев и первый зам. генерального конструктора Александр Архангельский в КБ Туполева, 1968 год



Як-40.

Награжден 10 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 1-й и 2-й степени, 2 орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами Трудового Красного Знамени и Красной Звезды, медалями, французскими орденами — офицерским крестом ордена Почетного легиона и военным крестом, Авиационной золотой медалью Международной авиационной федерации (ФАИ). Бронзовый бюст А.С.Яковлева установлен в Москве, напротив здания ОКБ. А.С.Яковлев — автор книг, выпущенных в нашей стране и в 12 зарубежных странах общим тиражом более 3 млн. экз., в т.ч. «Цель жизни», «Рассказы авиаконструктора», «Советские самолеты».



Председатель Федерации авиационных видов спорта генерал-полковник авиации Иван Кожедуб вручает золотую медаль Федерации авиаконструктору Александру Яковлеву, 1970 год

ПАО «ОАК»
Tags: Авиация, История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 28 мая 1985 г. Т-80Б2

    Ко времени завершения разработки в 1985 г. на воору­жение Советской Армии были приняты комплексы управляемого вооружения…

  • 28 мая 1940 г. КВ-2

    Принято Постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 885-330сс «Об увеличении программы по выпуску танков «КВ» в 1940 г. на Кировском заводе…

  • Любопытный макет

    Любопытный макет перспективной БМП (FICV), разработкой которой занимается индийская компания Larsen and Toubro. На бортах установлен КАЗ…

  • Leopard2PL

    Процесс сборки первых двух Leopard2PL завершен. Работы по сборке следующих трех должны быть завершены на этой неделе.

  • Прямое попадание на дальности 65 км

    В марте 2020 г. испытательный полигон армии США Юма продемонстрировал новый этап в расширении дальности и точности артиллерийских боеприпасов,…

  • 28 мая 2009 на вооружение принят БМ «Оплот» (обр. 2009)

    Танк БМ «Оплот» был принят на вооружение Вооруженных Сил Украины Приказом министра обороны Украины №152 от 28.05.2009 г. Танк БМ…

  • 155 мм ядерный артиллерийский снаряд

    Этой штуковины боялись больше, чем ПТУР. 155 мм ядерный артиллерийский снаряд с боевой частью W82 с усиленным излучением (нейтронная бомба). Так…

  • Из истории разработки ПТРК TOW

    ПТРК BGM-71 TOW стал первым разработанным в США противотанковым ракетным комплексом, до этого на вооружении были французские ENTAC (обозначение…

  • 115 лет назад. Цусимское сражение.

    27 мая — 28 мая 1905 года в районе острова Цусима произошло сражение, определившее исход Русско-японской войны. В этот же день, 27…

promo andrei_bt октябрь 25, 2018 19:47 86
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 40 comments