andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

История ДЗ

Немного про историю ДЗ из ТиВ 2009/4:

Одним из важных мероприятий по повышению противокумуля­тивной стойкости броневой защиты танков, получившим широчайшее распространение на танках второго послевоенного поколения, стало исследование возможности применения и создание навесной ди­намической защиты. НИОКР в этом направлении развернулись в середине 1950-х гт.. хотя возможность использования защиты такого вида высказывалась отечественными учеными и исследователями еще в первые послевоенные годы. Так, в 1947 г. в ЦНИИ-48 в ходе выпол­нения НИР по изучению механизма разрушения брони кумулятивны­ми средствами поражения и разработке методов защиты от них в ка­честве ослабления действия кумулятивной струи на броню было пред­ложено использовать контрвзрывное действие ВВ, детонирующего при действии на него кумулятивной струи.





В результате такого противо­действия происходило прерывание процесса формирования кумуля­тивной струи и перевод его в обычный (фугасный) взрыв. Дальней­шие исследования по постановлению правительства продолжились 1948-1949 гт. вЦБЛ-1, однако в связи со сложностью решения цело­го ряда технических вопросов они были прекращены.

В 1952 г. в ЦНИИ-48 совместное НИИБТполигоном вновь вер­нулись к методу защиты танков от кумулятивных средств пораже­ния, основанному на превращении направленного взрыва в обыч­ный. Исследования и конструктивные прикидки, выполненные ЦНИИ-48 совместно с кафедрой боеприпасов Ленинградского воен­но-механического института, подтвердили возможность использова­ния этого метода для защиты танка от поражения кумулятивными гранатами. Дальнейшие работы, развернувшиеся в 1953—1954 гг., были направлены на создание и отработку конструкции штыревого взрывателя, обеспечивавшего при соприкосновении с кумулятив­ной гранатой разрушение ее кумулятивной воронки до момента подрыва, а также отработку принципиальных элементов конструк­ции защитного экрана. Однако дальнейшие работы не дали поло­жительных результатов и в 1954 г. прекратились.

Новый этап в создании динамической защиты был осуществ­лен в 1956 г. в Московском физико-техническом институте Б.В. Войцеховским и В.Л. Истоминым, работавшими под руко­водством академика М.А. Лаврентьева. Большой вклад в разви­тие динамической защиты внес кандидат технических наук А.И. Платов, который стоял у истоков ее рождения и вел большую научно-исследовательскую работу по углублению физических ос­нов функционирования динамической защиты и выбору ее рацио­нальных параметров.

С 1957 г. к разработке конструкции динамической защиты при­ступил филиал ВНИИ-100. Руководил работами Б.В. Войцеховский. В 1958 г. стальные плиты с нанесенными на них ВВ были опробова­ны натурным обстрелом. В ходе проведения испытаний выяснилось, что 100-мм броня со слоем ВВ, установленная под углом 60 град. от вер­тикали, уверенно «отражала» 85-мм кумулятивный снаряд с бро­непробиваемостью свыше 400 мм по нормали. Кроме того, при мак­симальном струегасящем эффекте применение динамической за­щиты обеспечивало минимальное увеличение габаритов танка.

В соответствии с рекомендациями Научно-технического совета ГКОТ с 1958 г. дальнейшая работа по динамической защите велась филиалом ВНИИ-10 совместно с конструкторскими бюро Уралвагонзавода и ЧКЗ с учетом технологичности конструкции броневой защиты средних и тяжелых танков. В 1959 г. состоялись натурные испытания по исследованию действия динамической защиты при обстреле обычными бронебойными тупоголовыми снарядами. В результате проведения длительных испытаний в 1963 г. был опре­делен состав ВВ для динамической защиты — ТГ-50/50.

В 1964 г. к работе над динамической защитой был привлечен НИИБТ полигон в Кубинке (руководитель работы В.Н. Брызгов), на котором в течение года прошли испытания двух вариантов съемной динамической защиты для лобовой проекции танка Т-55.

В первом случае на верхнем лобовом листе корпуса устанавли­вались защитные секции размером 420x1130 мм. в каждой из кото­рых располагались 18 плоских зарядов ВВ, залитых в алюминиевые контейнеры. Контейнеры устанавливались между стальными ребра­ми, приваренными к основной броне. Общая масса конструкции динамической защиты верхнего лобового листа корпуса составляла 200 кг, из которых 28 кг приходилось на ВВ. В процессе проведения испытаний конструкция динамической защиты выдержала до четы­рех снарядных попаданий. Во втором варианте динамической защи­ты на верхнем лобовом листе корпуса монтировались сборные секции высотой до 120 мм. Монтаж обоих вариантов динамической за­щиты на верхнем лобовом листе корпуса осуществлялся силами эки­пажа в течение 10 мин.

На башне танка устанавливались: в нижней части - многослой­ные защитные заряды ВВ в алюминиевых контейнерах, верхнюю часть и крышу башни прикрывали такие же секции с зарядами ВВ, как и на верхнем лобовом листе корпуса. Масса комплекта динамической защиты, размещавшегося на башне, составляла 400 кг.

Данный комплект динамической защиты предохранял танк Т-55 от поражения кумулятивными снарядами с бронепробиваемостью по нормали до 450 мм. Для установки динамической защиты на се­рийно выпускавшиеся танки, по мнению представителей НИИБТ полигона, требовалось дополнительно исследовать влияние подры­ва зарядов ВВ динамической защиты на экипаж, на крепление внут­реннего и наружного оборудования, а также живучесть контейнеров с ВВ при попадании в них пуль, осколков и осколочно-фугасных сна­рядов. На основе этих работ, проводившихся с перерывами, была создана динамическая защита, которую впоследствии установили на отечественных танках второго послевоенного поколения и модер­низированных средних танках Т-55МВ и Т-62МВ.

В 1965 г. работы по динамической защите были приостановле­ны в связи с принятием в Главном управлении Министерства оборонной промышленности совместно с руководством филиала ВНИИ-100 решения о приоритетном развитии работ по созданию активной защиты.

Что касается изучения последствий непробивного действия раз­личных снарядов при попадании в танк, то необходимо отметить, что в первой половине 1950-х гг. во ВНИИ-100 совместно с несколь­кими институтами и лабораториями Министерства обороны СССР были проведены НИР по исследованию их воздействия на экипаж и внутреннее оборудование танка. Так, например, многократные об­стрелы танков Т-54 и подрывы имитационных зарядов показали, что непробившие защиту бронебойные снаряды вызывали поврежде­ния танка в виде срыва приборов, узлов и механизмов с креплений, приводящие в дальнейшем к их ненормальной работе (или отказу), а также увеличению усилий на органах управления.

Наиболее серьезное воздействие на экипаж оказывали фугас­ные и кумулятивные снаряды. Результаты обстрела танков данными видами боеприпасов при размещении животных (кроликов) на ра­бочих местах экипажа показали, что при соприкосновении с броней в месте подрыва 41,2% животных погибли, 41,2% получили тяжелые повреждения, 14,7% - средней тяжести и лишь 2,9% отделались легкой контузией. При увеличении расстояния от места подрыва и расположением животных (рабочих мест) от 200 до 1000 мм про­цент поражений различной степени тяжести снижался (соответствен­но, 10 и 7,2% - тяжелой, 60 и 50% - средней, 35,6 и 30% - легкой), однако процент животных, выдержавших испытания без последствий для своего здоровья, все равно оставался низким - 7,2%. Большин­ство травм у животных было вызвано как механическим воздействи­ем (при соприкосновении с броней), так и резкой вибрацией, звуко­вым ударом и повышением давления. Кроме того, наличие в районе подрыва фугасных и кумулятивных зарядов конструктивной щели в броне в 1,5 мм и выше приводило к созданию в танке давления, опасного для жизни экипажа.

По результатам проведенных испытаний для защиты экипажа от непробивного действия данных типов снарядов калибра 85 и 100 мм было предложено покрывать внутренние поверхности бро­ни слоем подбоя - эластичного поропласта ПХВ-Э толщиной 20 мм. Для исключения срыва внутреннего оборудования и умень­шения амплитуды передаваемых ударных нагрузок предполагалось использовать упругие элементы (резиновые амортизаторы - рези­новые втулки или тарельчатые стальные шайбы), устанавливав­шиеся при креплении внутреннего оборудования с учетом необ­ходимых зазоров свободного хода. Поропласт ПХВ-Э был разра­ботан специалистами ВНИИ-100 совместно с ГС ОКБ-43 (Ленинг­рад) в ходе проведения НИР в 1952 г.

Эффективность защиты экипажа танка Т-54 от поражения не­пробивным действием бронебойных и осколочно-фугасных сна­рядов при введении подбоя из данного материала прошла про­верку на полигоне ГС ОКБ-43 в ходе проведения подрывных работ с участием специалистов ленинградского отделения «Взрывпром». Испытаниям подверглись макеты боевых отделений с установлен­ным подбоем и размещенными на рабочих местах экипажа лабо­раторными животными. В результате проделанной работы в ГС ОКБ-43 и ВНИИ-100 был составлен руководящий материал и выпущены рабочие чертежи элементов подбоя из поропласта ПХВ-Э для его установки в танке Т-54.

Однако на серийных танках первого послевоенного периода ус­тановка подбоя для защиты от непробивного действия различных типов снарядов по ряду объективных причин реализована не была. Дальнейшие работы по исследованию подбоя из поропласта в ГС ОКБ-43 продолжились в 1956-1957 гг. с учетом возможности его использования для защиты экипажа от радиоактивного излучения за счет введения в состав материала специальных добавок.

Большое внимание при исследовании подрыва снарядов на ло­бовой броне уделялось возможному повреждению осколками вход­ных окон приборов наблюдения и прицелов. Как правило, наклон верхних лобовых листов брони танков с классической формой вне­шних обводов способствует направлению полета осколков в сторону башни, где расположены прицел и смотровые приборы. Результаты расчетов и проведенных испытаний показали, что снизить возмож­ность поражаемое™ входных окон оптических приборов можно за счет выбора оптимальной схемы броневой защиты танка и рацио­нального расположения самих приборов, уменьшив их приведен­ную зону поражения29. В случаях, когда этими мерами не удавалось снизить вероятность поражения оптических приборов, было реко­мендовано устанавливать броневые щитки и защитные планки, со­здававшие искусственные зоны для отклонения осколков.

В первом послевоенном периоде на НИИБТ полигоне проводи­лись исследования и по противоминной защите боевых машин. Эти исследования велись экспериментальным путем - натурными под­рывами образцов бронетанковой техники и в основном были направ­лены на определение противоминной стойкости и восстанавливае­мости элементов ходовой части серийных танков. Защита танков на поле боя от противотанковых мин предусматривалась за счет ис­пользования навесных танковых противоминных тралов.



Tags: Броня
Subscribe
promo andrei_bt октябрь 25, 2018 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments