andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

30 июня 1914 года. В. Н. Челомей.

106 лет со дня рождения выдающегося ученого и конструктора авиационной, ракетной и ракетно-космической техники академика Владимира Николаевича Челомея


Челомей В.Н. (30.06.1914 – 8.12.1984), родился в г. Седлец, Привислянского края (ныне г. Седльце на территории Польши).
Именно ему суждено было стать творцом ядерного щита Советского Союза.

В истории мировой науки и техники есть одна особая дата – 30 июня 1914 года. В этот день родился выдающийся ученый и конструктор авиационной, ракетной и ракетно-космической техники, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий, основатель одного из ведущих оборонных предприятий России академик Владимир Николаевич Челомей. Кавалер пяти Орденов Ленина и ордена Октябрьской революции, он был удостоен Золотой медали им. Н.Е. Жуковского за лучшую работу по теории авиации и Золотой медали им. А.М. Ляпунова – высшей награды Академии наук СССР за выдающиеся работы в области математики и механики.

Формирование Владимира Челомея как будущего ученого началось еще в студенческие годы. Уже тогда у него появилось глубокое, сохранившееся на всю жизнь, увлечение механикой вообще и теорией колебаний в частности. Одно из весьма важных теоретических исследований В.Н. Челомея посвящено решению сложнейшей задачи механики – проблеме динамической устойчивости упругих систем, и прежде всего теоретическому описанию устойчивости в полете ракеты – весьма чувствительной упругой системы. Именно он указал на практическую возможность повышения устойчивости упругих систем с помощью высокочастотных вибраций.

В.Н. Челомей и Главнокомандующий ВВС маршал П.С. Кутахов в главном отсеке орбитальной пилотируемой станции комплекса «Алмаз»

Невозможно переоценить заслуги В.Н. Челомея в деле укрепления оборонной мощи страны. Противокорабельные крылатые ракеты, разработанные НПО машиностроения под руководством В.Н. Челомея, составляли, в разное время, до 80% противокорабельных крылатых ракет ВМФ, в том числе 100% противокорабельных ракет подводных лодок. В настоящее время ударными ракетными комплексами, созданными академиком, вооружены флагманы всех флотов России, надводные корабли, подводные и береговые соединения Военно-Морского Флота.

Рожденные в конструкторском бюро В.Н. Челомея комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами и их модификации в кратчайшие сроки позволили достигнуть ракетно-ядерного паритета с США. Ракеты семейства УР-100 составляли до 70% группировки РВСН, на них было развернуто до 82% боевых блоков РВСН.



Золотую Звезду Героя Социалистического Труда В.Н. Челомею вручает Л.И. Брежнев

Огромен вклад Владимира Николаевича в развитие отечественной космонавтики. Он разработал первую в мире орбитальную пилотируемую станцию «Алмаз».

Изобретенные и построенные В.Н. Челомеем маневрирующие спутники серии «Полет», космическая система противоспутниковой обороны на их базе, управляемые спутники глобальной морской космической разведки и целеуказания, а также автоматические станции серии «Алмаз-Т», предназначенные для наблюдения за поверхностью Земли из космоса, позволили значительно повысить обороноспособность страны.

Под руководством этого гениального ученого была разработана тяжелая ракета-носитель «Протон». Она до настоящего времени находится в эксплуатации и является наиболее мощным отечественным носителем, обеспечивающим большое количество запусков, в том числе в интересах Министерства обороны.

Отрадно, что научная школа академика В.Н. Челомея, его конструкторские идеи и по сей день живы в его учениках и последователях.

Память о великом ученом и конструкторе увековечена в книгах и фотоальбомах, в памятниках и музеях, посвященных достижениям отечественного ракетостроения, и бережно сохраняется в сердцах работников нашего предприятия.



Во время Первой мировой войны семья переехала в Полтаву. Там Челомеи проживали в одном доме с потомками Гоголя и Пушкина — Данилевскими и Быковыми, у которых часто бывали А.Макаренко и В. Короленко. В 1926 г. семья переезжает в Киев, где после окончания семилетней трудовой школы в 1927 году Владимир поступает в Киевский автомобильный техникум. В 1932 г. восемнадцатилетний Владимир поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института. Через год факультет отделяется в самостоятельное учреждение — Киевский авиационный институт им. К.Е.Ворошилова (сейчас Национальный авиационный университет).



Выбор КПИ для будущего конструктора был сознательным и желанным, ведь здесь сформировалась знаменитая киевская авиационная школа. К тому времени она уже дала миру не только около 50 конструкций новых самолетов и вертолетов, но и целую плеяду выдающихся конструкторов — Игоря Сикорского, Дмитрия Григоровича, Александра Микулина, Константина Калинина, Льва Люльева, Архипа Люльку. Именно в КПИ восьмью годами ранее поступил будущий космический гений Сергей Королев.
В 1937 г., на год раньше, чем его однокурсники, Владимир Челомей получает диплом инженера с отличием. Его приглашают в Институт математики АН УССР в г. Киеве, где он работает над диссертацией «Динамическая устойчивость упругих систем».



Ракета УР-500 "Протон".
Ракета «Протон» отправила в космос самые тяжелые аппараты: все орбитальные пилотированные станции «Салют» и «Мир», большое количество геостационарных спутников связи и научных модулей. «Протон», несмотря на свой почтенный возраст она  выводит спутники на орбиту и сегодня.


МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА УР-100 (8К84)


«Алмаз».
Именно в конструкторском бюро под руководством Владимира Николаевича родилась идея создания долговременной орбитальной станции, своеобразного «космического дома», которая стала основой для всех будущих пилотированных станций серии «Салют» и «Мир».
Выполненные в 1973—1976 гг. работы по созданию долговременной станций по программе «Алмаз» — «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5», возглавлял В. Челомей.
В 1981 г. выведен на орбиту один из элементов проекта «Алмаз» — универсальный транспортный корабль снабжения «Космос-1267», который состыковали со станцией «Салют-6», в результате чего образовался орбитальный комплекс массой около 40 т. Потом состоялись запуски аппаратов «Космос-1443» и «Космос-1686», выполнявших функции космических грузовиков, мощных межорбитальных буксиров и специализированных модулей.




П-5, П-35, Редут ....

Tags: Армия, ВТО, История, Космос, МБР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • 10 июня 1967 г. Первый полет «23-11» (Миг-23)

    Первый полет опытного самолета «23-11» с изменяемой геометрией крыла состоялся 10 июня 1967 г. (летчик-испытатель А. В. Федотов),…

  • Бой при Султан-Якубе. 10-11 июня 1982 года

    Сражение в целом ничем не примечательное (хотя сирийцы это считают своей крупной победой), но важно оно благодаря двум вещам – ДЗ…

  • 9 июня 1982 года. Началась операция «Медведка 19»

    В ходе Ливанской войны 1982 года была проведена одна из наиболее впечатляющих операций ВВС против ПВО - «Медведка 19». Операция началась…

  • 9 июня 2008 г. БТР-90

    Приказом Министра обороны РФ № 324 на вооружение был принят колёсный бронетранспортёр БТР-90 («Росток»), который был разработан…

  • 13 июня 1959 г.

    В соответствии с совместным решением ГК СМ СССР по ОТ и ГБТУ от 13 июня 1959 г. для обозначения разрабатывае­мых объектов каждому…

  • 13 июня 1975 г. На вооружение принята БРЭМ-1

    Приказом Министра обороны СССР № 0120 на вооружение Советской Армии была принята бронирован­ная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, которая…

  • 6 июня 1982. Ливанская война (1982)

    6 июня 1982 в 11:00 две бронеколонны ЦАХАЛ (общей численностью более 25 тыс. военнослужащих и свыше 100 единиц бронетехники) пересекли ливанскую…

  • 5 июня 1957 г. Ми-6

    5 июня 1957 г. заводской летчик-испытатель Рафаил Капрелян впервые оторвал Ми-6 от земли, а 18 июня осуществил полет по кругу. Первый опытный…

  • 5 июня 1967. Началась Шестидневная война

    Утром 5 июня 1967 года началась операция ВВС Израиля, уничтожившая за несколько часов ВВС арабской коалиции, после чего Израиль в течение 6 дней…

Comments for this post were disabled by the author