andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

30 июня 1914 года. В. Н. Челомей.

106 лет со дня рождения выдающегося ученого и конструктора авиационной, ракетной и ракетно-космической техники академика Владимира Николаевича Челомея


Челомей В.Н. (30.06.1914 – 8.12.1984), родился в г. Седлец, Привислянского края (ныне г. Седльце на территории Польши).
Именно ему суждено было стать творцом ядерного щита Советского Союза.

В истории мировой науки и техники есть одна особая дата – 30 июня 1914 года. В этот день родился выдающийся ученый и конструктор авиационной, ракетной и ракетно-космической техники, дважды Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и трех Государственных премий, основатель одного из ведущих оборонных предприятий России академик Владимир Николаевич Челомей. Кавалер пяти Орденов Ленина и ордена Октябрьской революции, он был удостоен Золотой медали им. Н.Е. Жуковского за лучшую работу по теории авиации и Золотой медали им. А.М. Ляпунова – высшей награды Академии наук СССР за выдающиеся работы в области математики и механики.

Формирование Владимира Челомея как будущего ученого началось еще в студенческие годы. Уже тогда у него появилось глубокое, сохранившееся на всю жизнь, увлечение механикой вообще и теорией колебаний в частности. Одно из весьма важных теоретических исследований В.Н. Челомея посвящено решению сложнейшей задачи механики – проблеме динамической устойчивости упругих систем, и прежде всего теоретическому описанию устойчивости в полете ракеты – весьма чувствительной упругой системы. Именно он указал на практическую возможность повышения устойчивости упругих систем с помощью высокочастотных вибраций.

В.Н. Челомей и Главнокомандующий ВВС маршал П.С. Кутахов в главном отсеке орбитальной пилотируемой станции комплекса «Алмаз»

Невозможно переоценить заслуги В.Н. Челомея в деле укрепления оборонной мощи страны. Противокорабельные крылатые ракеты, разработанные НПО машиностроения под руководством В.Н. Челомея, составляли, в разное время, до 80% противокорабельных крылатых ракет ВМФ, в том числе 100% противокорабельных ракет подводных лодок. В настоящее время ударными ракетными комплексами, созданными академиком, вооружены флагманы всех флотов России, надводные корабли, подводные и береговые соединения Военно-Морского Флота.

Рожденные в конструкторском бюро В.Н. Челомея комплексы с межконтинентальными баллистическими ракетами и их модификации в кратчайшие сроки позволили достигнуть ракетно-ядерного паритета с США. Ракеты семейства УР-100 составляли до 70% группировки РВСН, на них было развернуто до 82% боевых блоков РВСН.



Золотую Звезду Героя Социалистического Труда В.Н. Челомею вручает Л.И. Брежнев

Огромен вклад Владимира Николаевича в развитие отечественной космонавтики. Он разработал первую в мире орбитальную пилотируемую станцию «Алмаз».

Изобретенные и построенные В.Н. Челомеем маневрирующие спутники серии «Полет», космическая система противоспутниковой обороны на их базе, управляемые спутники глобальной морской космической разведки и целеуказания, а также автоматические станции серии «Алмаз-Т», предназначенные для наблюдения за поверхностью Земли из космоса, позволили значительно повысить обороноспособность страны.

Под руководством этого гениального ученого была разработана тяжелая ракета-носитель «Протон». Она до настоящего времени находится в эксплуатации и является наиболее мощным отечественным носителем, обеспечивающим большое количество запусков, в том числе в интересах Министерства обороны.

Отрадно, что научная школа академика В.Н. Челомея, его конструкторские идеи и по сей день живы в его учениках и последователях.

Память о великом ученом и конструкторе увековечена в книгах и фотоальбомах, в памятниках и музеях, посвященных достижениям отечественного ракетостроения, и бережно сохраняется в сердцах работников нашего предприятия.



Во время Первой мировой войны семья переехала в Полтаву. Там Челомеи проживали в одном доме с потомками Гоголя и Пушкина — Данилевскими и Быковыми, у которых часто бывали А.Макаренко и В. Короленко. В 1926 г. семья переезжает в Киев, где после окончания семилетней трудовой школы в 1927 году Владимир поступает в Киевский автомобильный техникум. В 1932 г. восемнадцатилетний Владимир поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института. Через год факультет отделяется в самостоятельное учреждение — Киевский авиационный институт им. К.Е.Ворошилова (сейчас Национальный авиационный университет).



Выбор КПИ для будущего конструктора был сознательным и желанным, ведь здесь сформировалась знаменитая киевская авиационная школа. К тому времени она уже дала миру не только около 50 конструкций новых самолетов и вертолетов, но и целую плеяду выдающихся конструкторов — Игоря Сикорского, Дмитрия Григоровича, Александра Микулина, Константина Калинина, Льва Люльева, Архипа Люльку. Именно в КПИ восьмью годами ранее поступил будущий космический гений Сергей Королев.
В 1937 г., на год раньше, чем его однокурсники, Владимир Челомей получает диплом инженера с отличием. Его приглашают в Институт математики АН УССР в г. Киеве, где он работает над диссертацией «Динамическая устойчивость упругих систем».



Ракета УР-500 "Протон".
Ракета «Протон» отправила в космос самые тяжелые аппараты: все орбитальные пилотированные станции «Салют» и «Мир», большое количество геостационарных спутников связи и научных модулей. «Протон», несмотря на свой почтенный возраст она  выводит спутники на орбиту и сегодня.


МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ РАКЕТА УР-100 (8К84)


«Алмаз».
Именно в конструкторском бюро под руководством Владимира Николаевича родилась идея создания долговременной орбитальной станции, своеобразного «космического дома», которая стала основой для всех будущих пилотированных станций серии «Салют» и «Мир».
Выполненные в 1973—1976 гг. работы по созданию долговременной станций по программе «Алмаз» — «Салют-2», «Салют-3» и «Салют-5», возглавлял В. Челомей.
В 1981 г. выведен на орбиту один из элементов проекта «Алмаз» — универсальный транспортный корабль снабжения «Космос-1267», который состыковали со станцией «Салют-6», в результате чего образовался орбитальный комплекс массой около 40 т. Потом состоялись запуски аппаратов «Космос-1443» и «Космос-1686», выполнявших функции космических грузовиков, мощных межорбитальных буксиров и специализированных модулей.




П-5, П-35, Редут ....

Tags: Армия, ВТО, История, Космос, МБР
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Броня и сварные соединения американских танков М-26 и М-46

    В данной статье приведены характерные особен­ности в конструкции американских танков М-26 и М-46, химический состав, тип и механические…

  • Немного стаистики

    Надежность танков СССР - А-Т-72, Б-Т-64, В-Т-80 (соответствующие времени модификации). С 1973 по 1984 г. Чем больше значение ω тем менее…

  • Из 50-х

    Сообщает Musée des Blindés. Деревянный макет французского концепта 1950-х годов - "Lorraine chenillette", вооруженный…

  • Много бодрых новостей

    В принципе все кроме третьей выглядит достаточно реально. Турция готова построить в Украине завод для производства Bayraktar TB2 Турция готова…

  • К дате

    Несмотря на то, что война Судного дня стала полной катастрофой для политики СССР на Ближнем Востоке, Египет перешел в сферу влияния США, вложенные…

  • 24 октября 1973 года

    24 октября 1973 года . Завершилась четвёртая арабо-израильская война («война Судного дня», Октябрьская война). Война вышла наиболее…

  • 24 октября 1973 года. Фото потерь сторон.

    Завершилась четвёртая арабо-израильская война («война Судного дня», Октябрьская война). Самые масштабные танковые сражения со времен 2…

  • Уничтожение тяжелой артиллерийской системы ТОС-1А

    Еще один азербайджанский ТОС-1А пал жертвой ПТУР, мощнейшее уникальное оружие, но нужно уметь применять. На видео уничтожение тяжелой артиллерийской…

  • 25 октября 1979 года первый «Леопард-2» был передан в войска.

    25 октября 1979 года первый «Леопард-2» был передан в войска. 25 октября 1979 года первый серийный «Леопард-2», корпус №…

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments