
День рождения Барнаульского государственного завода № 77 по производству танковых дизелей типа В-2. В этот день был собран первый дизель В-2-34 для танка Т-34. Завод №77 Наркомата танковой промышленности был создан согласно Постановлению Государственного Комитета Обороны № 794сс от 13.10.1941 г.
Производственное оборудование было поставлено с эвакуированных Харьковского и Сталинградского тракторных, Сталинградского №264, Ленинградского № 174,Кировского и Ижорского заводов. С 06.11.1942 г. до 01.09.1945 было выпущено 10 753 дизеля. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30.04.1945 г. за выполнение правительственных заданий по обеспечению фронта боевой техникой завод, который возглавлял с 1943 по 1946 гг. Д. И. Толмачёв, был награждён орденом Ленина.
В 1946 г. завод №77 был переименован в завод транспортного машиностроения –
«Трансмаш».
В 1966 г. на серийное производство был поставлен дизель УТД-20 мощностью 300 л. с., который устанавливался на боевых машинах пехоты БМП-1 и БМП-2.12.02.1970 г. за успешное выполнение правительственных заданий завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени, а 12.03.1970 г. заводу было присвоено имя В.И. Ленина.
В 1976 г. за создание дизеля УТД-20 коллектив разработчиков из ОКБ был награждён орденами и медалями, главный конструктор Б.Г. Егоров был удостоен звания Героя Социалистическоготруда, а его заместители О.А. Назаров, И.Н. Фролова – звания лауреатов Ленинской премии.
В последующие годы были созданы и освоены в производстве модификации этого дизеля, которые применялись в боевых машинах десантных БМД-1 и БМД-2, бронированной разведывательной машине БРМ-1К. подвижном разведывательном пункте ПРП, ремонтной гусеничной машине РМ-Г, самоходном орудии 2С9 «НОНА-С».
В 1978 - 1980 гт. коллективом ОКБ завода был создан 10-цилиндровый дизель УТД-29 мощностью 500 л.с., который был применён в боевой машине пехоты БМП-3.
----
В дополнение - у Барнаульского завода было много проектов двигателей и для танков (УТД-30-4, УТД-35, 45…), как для Т-64 и его модификаций, так и для перспективного танка, работы над которым начались в 1968 году. УТД-30 был «запасным вариантом» двигателя для танка Т-64А, УТД-40 предназначался для тяжелого танка, а УТД-50-3 и УТД-70-3 для перспективного танка по теме «101».
Барнаульскими конструкторами также был предложено объединение двигателя , трансмиссия и других систем двигателя в единый силовой блок, для перспективного танка.