andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

21 ноября 1934 г. М. Д. Борисюк


Михаил Демьянович Борисюк родился 21 ноября 1934 года в с. Харлеевка. Генерал-лейтенант, доктор технических наук, профессор.
В 1959-1964 годы учился в Академии бронетанковых войск им. Малиновского - войсковой инженер-электромеханик по специальности «электроника и автоматика танков». С 1964 года работал в военном представительстве при челябинском ПО «Электромашина».
С 1974 года — начальник и главный конструктор Челябинского КБ «Ротор»; с 1990 - руководитель и генеральный конструктор Харьковского КБ по машиностроению им. А. А. Морозова.
Во время руководства М. Д. Борисюка в ХКБМ разработаны танки T-84 «Объект 478ДУ9», БМ "Булат", 478ДУ-9-1 и 9-1Т «Оплот-Т», БРОНЕТРАНСПОРТЕРЫ СЕРИИ БТР-3 и БТР-4Е. Ряда экспериментальных проектов. Таких как БТМП, Т-72МП, 478Н1 «Ятаган» (Т-84-120). Большую роль сыграл М. Д. Борисюк в заключении контракта с Пакистаном на поставку Т-80УД, который позволил сохранить танкостроение после развала СССР. Подробнее см. - пакистанский контракт - производство Т-80УД.

Из книги М. Д. Борисюка «Броня крепка» -



Новая страница чрезвычайно насыщенной жизни генерально­го конструктора Михаила Борисюка началась в Харькове, когда по­сле 16 лет работы главным конструктором — начальником СКБ «Ро­тор» он возглавил одно из самых крупных профильных конструкторских бюро Советского Союза — Харьковское конструк­торское бюро по машиностроению имени A.A. Морозова. Эта науч­но-исследовательская структура имела к тому времени свои творче­ские традиции, свою весьма оригинальную историю, свой особый, незаурядный дух. Истоки конструкторское бюро берет с 1927 года, когда небольшой группе инженеров Харьковского паровозострои­тельного завода доверили создать маневренный танк Т-12. Через де­сятилетие после возникновения конструкторского центра, в 1937 году был разработан наиболее удачный образец легкого советского танка тех лет.
Гораздо позже судьба конструкторского бюро пересеклась жиз­ненными дорогами людей, чьи имена неразрывны с историей броне- танкостроения. Михаил Кошкин корпел тут над эпохальной маши­ной Т-34, а Александр Морозов разрабатывал и собирал тут не менее могущественный символ советской танковой мощи — Т-64. Кстати, Т-34, разработанный в 1940 году, стал самым массовым танком Вто­рой мировой войны. На шести заводах всего было выпущено более 55 тысяч таких машин. А забегая вперед, не лишним будет отметить: доставшееся Украине по наследству легендарное конструкторское бюро обеспечило ей статус танкостроительной державы, которых на карте мира эксперты насчитывают всего 11. А вот благодаря уже непосредственно Михаилу Борисюку в этом клубе Украина пред­ставлена не только новым танком, но и созданной с чистого листа школой легкой бронетехники.


Естественно, что такая ситуация прямо отразилась на жизни Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени A.A. Морозова и Завода им. Малышева. Оборонно-промышленная стратегия уткнулась в тупик, наличное, хорошо отлаженное серий­ное производство оказалось без заказчика. В такой ситуации рас­считывать на выживание и развитие мог только упрямый, уверен­ный в себе и не лишенный хитрости менеджер. К счастью, не было допущено обвальной, волюнтаристской приватизации, после кото­рой танкостроительный комплекс прекратил бы свое существова­ние. Но в танкостроительной отрасли так же, как и в авиастроитель­ной, быстро осознали — необходимо в короткие сроки найти заказчиков на стороне, а путь развития должен проходить через ми­ровой рынок вооружения.
Эту идею вовремя представили высшему военно-политическо­му руководству государства, и задумка стать экспортером оборон­ных технологий и стреляющей продукции, да еще получать взамен валюту, понравилась. Оружейный бизнес для любого государства является вопросом престижа. На этой волне в 1992 году появилось постановление Кабинета министров Украины о восстановлении танкового производства на Заводе им. Малышева, и в том же году начальник ХКБМ Михаил Борисюк стал генеральным конструкто­ром по бронетанкостроению Украины. В 1993 году вышло очеред­ное постановление Кабинета министров (№ 181-3 от 12.03.93) — по отработке усовершенствованного танка Т-84 (тема получила шифр «Керн») с производством его комплектующих, систем и устройств по максимально замкнутому циклу на Украине. Этот правитель­ственный документ был чрезвычайно важен, поскольку ранее по­ставки комплектующих из других союзных республик достигали 60% от всей комплектации танка. Специалисты вспоминают, что в кооперации были задействованы сотни предприятий из всего Со­ветского Союза: «башня изготавливалась в Омске, пушка на Урале, гусеница в Тихвине и т.д.».
На этом фоне еще одним стимулом стало желание не отстать от основных западных конкурентов, которые, не испытывая кризиса, плавно и последовательно развивались, внедряли новые технологии. Появились новые, перспективные модификации, такие как «Абрамс» М1А2, «Леопард» 2А6, «Челленджер-2», «Леклерк», бо­роться с которыми на рынке было непростой задачей. Более того, эффективность этих машин разработчики увеличили за счет вне­дрения новых боеприпасов танковых пушек, усовершенствования систем управления огнем, интеграции новых достижений материа­ловедения для усиления брони, новых систем связи и средств раз­ведки. Конкуренты приближались к созданию в ходе боевой опера­ции единого информационного поля.

По теме:
Греческий тендер 1998: воспоминания об украинском участии
ОБТ Т-80УД
Танк БМ «ОПЛОТ» (Объект 478ДУ9-1 и 478ДУ9Т)
Танк Т-84 (Объект 478ДУ9)
БТР-4Е
Модернизированный Т-64БВ БМ "Булат"
Tags: История, ХКБМ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author