Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1314-602cc на вооружение Советской Армии была принята плавающая бронированная разведывательная дозорная машина. Во исполнение данного Постановления Министр обороны СССР 10.01.1958 г. издал соответствующий приказ.
Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ) разрабатывалась в 1954-1957 гг. конструкторским бюро Горьковского автозавода под руководством В.А. Дедкова. Ведущим конструктором машины, имевшей обозначение ГАЗ-40П, был В.К. Рубцов. БРДМ представляла собой плавающую колёсную двухосную машину с колёсной формулой 4x4, оборудованную устройством для преодоления окопов и траншей и системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
При создании БРДМ были использованы принципиальная схема общей компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. До 1962 г. основным оружием БРДМ являлся 7,62-мм пулемёт СГМБ, который при стрельбе устанавливался на кронштейне, приваренном к лобовому листу корпуса. С июля 1962 г. машины комплектовались 7,62-мм пулемётом ПКТ.
Кронштейн под шкворневую установку пулемёта был перенесён из боевого отделения на лобовой верхний лист корпуса. Машина находилась в серийном производстве с 1958 г. до 1966 г. на Горьковском автозаводе.
С 1962 г., с принятием на вооружение БРДМ-2, основная масса производимых БРДМ (ГАЗ-40П) использовалась в качестве базовых шасси для боевых машин с противотанковыми ракетными комплексами и машин управления. В 1965 г. производство базовой машины было полностью прекращено.