
Мы предлагаем создать шесть холдингов и объединить в них предприятия "Укроборонпрома".
– По каким направлениям?
– Бронетанковые, радарные системы, морские системы, высокоточное вооружение, боеприпасы и спецхимия, авиаремонтные предприятия. Мы предлагаем объединить предприятия по отраслевому признаку для того, чтобы в рамках этих холдингов они могли самостоятельно выполнять свои задачи и быть самодостаточными игроками на внешнем рынке. Над ними будет управляющая компания с условным названием "Оборонные системы Украины".
С июля проект соответствующего закона №3822 находится в профильном комитете Верховной рады. Сейчас, кажется, это уже 77 его версия, но, к сожалению, он до сих пор не подан на рассмотрение парламента. Нам тяжело объяснить, почему так происходит. В июле было создано Министерство по вопросам стратегических отраслей промышленности, основная задача которого – формирование политики ОПК. Мы туда все наработки передали, но процесс затягивается.
Сейчас каждый день задержки усложняет трансформационные процессы в будущем. Мы рассчитывали, что в феврале этот законопроект будет принят и через год-полтора мы уже сможем говорить о создании холдингов, и предприятия начнут развиваться при совсем других правилах игры.
Должна появиться Стратегия развития ОПК – правила игры, куда вообще Украина движется с этой точки зрения. Второй момент – должны принять политику собственности, где будет четко написано, для чего нужен "Укроборонпром", какая его основная задача. Если это обеспечение потребностей сил безопасности и обороны, тогда в этом периметре не должно быть предприятий, которые не выполняют ГОЗ.
Например, тот же "Антонов" до последнего времени не был задействован в выполнении ГОЗ. Хотя сейчас должен быть заключен контракт на три самолета для Минобороны. Но если предприятие не работает для этих целей на постоянной основе, его нужно вывести из периметра “Укроборонпрома”.
– Давайте перейдем от политической сферы к другим аспектам вашей работы. Объясните, выполнен ли Государственный оборонный заказ в этом году? По этому поводу звучат полярные мнения.
– Смотрите, у ГОЗа 14 или 15 заказчиков: Минобороны, Нацгвардия, СБУ и так далее. Все контракты, которые заключили предприятия "Укроборонпрома", будут выполнены в этом году. Мы заключили контрактов на около 10 млрд гривен и из них уже 70% выполнили. Недавно были как раз изменения в ГОЗ, и мы, в соответствии с контрактами и условиями, в этом году все свои обязательства выполним.
Если говорить о нас, то мы выполним ГОЗ на 100% и даже погасим долги с 2018 года. Мы в этом году погасили долги "Укроборонсервис" по минометам "Барс", мы погасили долги Львовского бронетанкового завода, до конца года мы погасим долг по восьми единицам БТР-4 для Нацгвардии и по 26 единицам БМП для Минобороны, которые "Укрспецэкспорт" забрал в Польше. Мы хотим к концу года выйти “в ноль” перед всеми нашими основными заказчиками.
– Перейдем к конкретным проблемам оборонной отрасли Украины. В частности, тяжелая ситуация в стране с боеприпасами. Тут сказалась и серия взрывов на артиллерийских складах и ситуация с заводом "Артем", который заказал у американской фирмы линию для производства крупнокалиберных снарядов, но так ее и не получил. Вы знаете об этой проблеме?
– Конечно, знаю. Есть американская компания GreyFox, которая получила предоплату, но не поставила производственную линию. Суд с ними в Стокгольмском арбитраже "Артем" выиграл, теперь задача реализовать это решение. Но это не быстрая процедура.
Сложившаяся ситуация затормозила дальнейшее развитие этой боеприпасной государственной целевой программы. Мы очень рассчитываем, что в декабре будет принято политическое решение – и мы продолжим работу по созданию боеприпасной отрасли и по приобретению необходимого оборудования, пусть и не в таких объемах.
Это важно для того, чтобы мы через год-полтора смогли начать серийное производство крупнокалиберных боеприпасов. С нашей точки зрения, надо разблокировать платежи и поставки на приобретение оборудования, в следующем году создать эту производственную линию, приобрести опытно-конструкторские разработки на эти 152-155 мм снаряды и через пару лет серийно их производить.
….
– А если не количество, а что именно нам необходимо?
– Вся номенклатура, начиная от патронов. Ведь наш единственный патронный завод остался на оккупированной территории в Луганске. К сожалению, в Украине не осталось боеприпасной отрасли, ее по сути надо создавать с самого начала. Начиная от мелких калибров до крупных. Сейчас все это приобретается. Конечно, используются и складские остатки, но среди них есть и такие, у которых уже срок эксплуатации заканчивается, они иногда утрачивают свои характеристики за время нахождения на складах.
– То есть правильно ли мы понимаем, что сейчас Украина не производит ни патронов, ни боеприпасов?
– Полного цикла производства нет.
Целиком читать (длинное) -
https://daily.rbc.ua/rus/show/glava-ukroboronproma-igor-fomenko-ukraine-1606683214.html