andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

ОКБТ КИРОВСКОГО ЗАВОДА — 88 лет

(Ниже текст поздравления на 50-летие из ВБТТ №1,  1982)


Особое конструкторское бюро по танкострое­нию на производственном объединении «Кировский завод» было создано в связи с организацией серий­ного производства танков по решению Сов­наркома от 19 января 1932 г.
В конце первой пяти­летки, когда в нашей стране было налажено про­изводство высококачественных сталей, проката, броневого листа и цветных металлов, завод начал выпуск танка Т-28. В исключительно сжатые сроки было изготовлено 10 таких машин, и уже 1 мая 1933 г. они участвовали в военном параде на Крас­ной площади.
Затем развернулись работы по созда­нию многобашенного танка СМК с противоснаряд- ным бронированием. Многие оригинальные реше­ния этой машины: торсионная подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, новая широкая гусеница были использованы в конструкции перво­го в мире однобашенного тяжелого танка КВ.

Создание КВ явилось крупным шагом в развитии отечественного танкостроения, высоко оцененным Партией и Правительством — в 1940 г. Кировский завод был награжден орденом Красного Знамени. Уже к концу первого полугодия 1941 г. Красная Армия получила 636 танков КВ-1 и КВ-2.

В трудные годы Великой Отечественной войны танковое КБ вело напряженную работу над проек­тами новых боевых машин для Красной Армии. Разрабатывался тяжелый танк с 85-мм пушкой и тяжелые самоходные орудия на его базе. Осенью 1941 г. часть Кировского завода эвакуируется из осажденного Ленинграда в г. Челябинск. Здесь, совместно с коллективом ЧТЗ, в кратчайшие сроки организуется серийное производство тяжелых тан­ков. В 1942 г. усилия КБ были направлены на их модернизацию (КВ-1C), а также установку на танк новых видов вооружения.
В это грозное время создаются специальные боевые машины: самоход­ная установка КВ-7, огнеметный танк КВ-8, танк КВ-9 со 122-мм гаубицей. Самоходная установка КВ-7 обладала высокой скорострельностью и воз­можностью ведения залпового огня.

С января 1943 г. был освоен выпуск самоходно­го артиллерийского орудия КВ-14 (СУ-152), став­шего грозой немецких танков на Курской дуге.
В этот же период КБ разрабатывает новый тяже­лый танк ИС-1 с 85-мм пушкой, принятый на во­оружение осенью 1943 г. В связи с возросшим объемом опытных работ из состава челябинского Кировского завода в этом же году выделился опытный завод «100».
В конце 1943 г. был создан модернизированный тяжелый танк ИС-2, сочетавший мощное вооруже­ние (122-мм пушка) с усиленной броневой защи­той. Вскоре было налажено серийное производст­во танков ИС-2, и в 1944 г. фронт получил 2 210 та­ких машин.
Боевые машины танкового КБ принимали уча­стие во всех основных битвах

Великой Отечествен­ной войны и были высоко оценены Советским пра­вительством. За успехи в создании боевой техники в военное время большая группа конструкторов была удостоена Государственной премии СССР и награждена орденами и медалями.
В 1945—1946 гг. основная часть конструкторов танков вернулась в Ленинград и продолжала рабо­ту на Кировском заводе в составе филиала завода «100», который в 1949 г. был преобразован в на­учно-исследовательский институт — ВНИИ-100, принявший активное участие в укреплении оборон­ной мощи и развитии народного хозяйства СССР.

В конце 40-х гг. был разработан удостоенный Государственной премии трелевочный трактор КТ-12.

В 1949 г. ЦК партии и Советское правительство поставили задачу — создать поколение новых бое­вых машин. В результате работ, развернутых на ЧK3, ЧТЗ, во ВНИИ-100 и других организациях, Советская Армия получила тяжелый танк Т-10, плавающий танк ПТ-76 и плавающий бронетранс­портер БТР-50П.

В 1951 г. из ВНИИ-100 был выделен конструк­торский коллектив — ОКБТ, который в составе ЛКЗ успешно продолжал работы по созданию тя­желых самоходных орудий, установок для пуска ракет и машин специального назначения.

В 60-х гг. развернулись работы по применению на танке газотурбинного двигателя. В результате творческого сотрудничества ОКБТ с научно-произ­водственным объединением им. В. Я. Климова, с  ВНИИтрансмаш, конструкторским бюро им. А. А. Морозова и другими предприятиями от­расли был создан современный основной танк. Ра­бота по созданию и освоению в производстве ново­го танка была удостоена Ленинской премии. Было также разработано отмеченное Государственной премией 203-мм самоходное артиллерийское ору­дие, принятое на вооружение в 1976 г.
Конструкторы ОКБТ внесли большой вклад в оснащение сельского хозяйства мощными тракто­рами, необходимость в которых возникла в связи с освоением целинных земель.

Выполняя постанов­ления Коммунистической партии и Советского правительства, в 1960 г. они приступили к разра­ботке нового колесного трактора с дизелем мощ­ностью 215 л. с. Через два года был создан опытный образец К-700, а еще через год — выпущена уста­новочная партия этих машин. В мае 1980 г. с глав­ного конвейера Кировского завода сошел 200-тысяч­ный трактор семейства «Кировец». Работа по соз­данию трактора также была удостоена Ленинской премии. Одновременно создавалась опытная пар­тия тракторов К-710 с двигателем 500 л. с. Одна из таких машин возглавила праздничную колонну трудящихся Кировского завода 1 мая 1981 г.

Велик вклад ОКБТ в народное хозяйство и укрепление обороноспособности нашей Родины. За 50 лет конструкторской деятельности им создано около 40 серийных машин. Непрерывно растет на­учно-технический потенциал бюро. В последние годы разработано большое количество разнообраз­ных стендов, автоматизированная обработка экспе­риментальных данных, повысился уровень научно- исследовательских и опытно-конструкторских ра­бот. ОКБТ имеет тесные научные связи с отрасле­выми институтами, вузами и НИИ Академии наук и Министерства обороны СССР. В настоящее вре­мя перед коллективом ОКБТ стоят большие, слож­ные и ответственные задачи по выполнению кон­структорских работ по танковой и тракторной те­матике. Коллектив ОКБТ прилагает все свои силы для претворения в жизнь решений XXVI съезда партии и указаний Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева.

Танки ОКБТ КИРОВСКОГО ЗАВОДА:
Танк «Объект 287»
ОБТ Т-80 и Т-80Б
ОБТ Т-80У
Модернизация Т-80УЕ-1 и Т-80УА
Проект танка «Объект 225» и «Объект 226»
Объект 292
Объект 299


Tags: Объект 292, Объект 299, Спецмаш, Т-80, Т-80У
Subscribe

Comments for this post were disabled by the author