Особое конструкторское бюро по танкостроению на производственном объединении «Кировский завод» было создано в связи с организацией серийного производства танков по решению Совнаркома от 19 января 1932 г.
В конце первой пятилетки, когда в нашей стране было налажено производство высококачественных сталей, проката, броневого листа и цветных металлов, завод начал выпуск танка Т-28. В исключительно сжатые сроки было изготовлено 10 таких машин, и уже 1 мая 1933 г. они участвовали в военном параде на Красной площади.
Затем развернулись работы по созданию многобашенного танка СМК с противоснаряд- ным бронированием. Многие оригинальные решения этой машины: торсионная подвеска, опорные катки с внутренней амортизацией, новая широкая гусеница были использованы в конструкции первого в мире однобашенного тяжелого танка КВ.
Создание КВ явилось крупным шагом в развитии отечественного танкостроения, высоко оцененным Партией и Правительством — в 1940 г. Кировский завод был награжден орденом Красного Знамени. Уже к концу первого полугодия 1941 г. Красная Армия получила 636 танков КВ-1 и КВ-2.
В трудные годы Великой Отечественной войны танковое КБ вело напряженную работу над проектами новых боевых машин для Красной Армии. Разрабатывался тяжелый танк с 85-мм пушкой и тяжелые самоходные орудия на его базе. Осенью 1941 г. часть Кировского завода эвакуируется из осажденного Ленинграда в г. Челябинск. Здесь, совместно с коллективом ЧТЗ, в кратчайшие сроки организуется серийное производство тяжелых танков. В 1942 г. усилия КБ были направлены на их модернизацию (КВ-1C), а также установку на танк новых видов вооружения.
В это грозное время создаются специальные боевые машины: самоходная установка КВ-7, огнеметный танк КВ-8, танк КВ-9 со 122-мм гаубицей. Самоходная установка КВ-7 обладала высокой скорострельностью и возможностью ведения залпового огня.
С января 1943 г. был освоен выпуск самоходного артиллерийского орудия КВ-14 (СУ-152), ставшего грозой немецких танков на Курской дуге.
В этот же период КБ разрабатывает новый тяжелый танк ИС-1 с 85-мм пушкой, принятый на вооружение осенью 1943 г. В связи с возросшим объемом опытных работ из состава челябинского Кировского завода в этом же году выделился опытный завод «100».
В конце 1943 г. был создан модернизированный тяжелый танк ИС-2, сочетавший мощное вооружение (122-мм пушка) с усиленной броневой защитой. Вскоре было налажено серийное производство танков ИС-2, и в 1944 г. фронт получил 2 210 таких машин.
Боевые машины танкового КБ принимали участие во всех основных битвах
Великой Отечественной войны и были высоко оценены Советским правительством. За успехи в создании боевой техники в военное время большая группа конструкторов была удостоена Государственной премии СССР и награждена орденами и медалями.
В 1945—1946 гг. основная часть конструкторов танков вернулась в Ленинград и продолжала работу на Кировском заводе в составе филиала завода «100», который в 1949 г. был преобразован в научно-исследовательский институт — ВНИИ-100, принявший активное участие в укреплении оборонной мощи и развитии народного хозяйства СССР.
В конце 40-х гг. был разработан удостоенный Государственной премии трелевочный трактор КТ-12.
В 1949 г. ЦК партии и Советское правительство поставили задачу — создать поколение новых боевых машин. В результате работ, развернутых на ЧK3, ЧТЗ, во ВНИИ-100 и других организациях, Советская Армия получила тяжелый танк Т-10, плавающий танк ПТ-76 и плавающий бронетранспортер БТР-50П.
В 1951 г. из ВНИИ-100 был выделен конструкторский коллектив — ОКБТ, который в составе ЛКЗ успешно продолжал работы по созданию тяжелых самоходных орудий, установок для пуска ракет и машин специального назначения.
В 60-х гг. развернулись работы по применению на танке газотурбинного двигателя. В результате творческого сотрудничества ОКБТ с научно-производственным объединением им. В. Я. Климова, с ВНИИтрансмаш, конструкторским бюро им. А. А. Морозова и другими предприятиями отрасли был создан современный основной танк. Работа по созданию и освоению в производстве нового танка была удостоена Ленинской премии. Было также разработано отмеченное Государственной премией 203-мм самоходное артиллерийское орудие, принятое на вооружение в 1976 г.
Конструкторы ОКБТ внесли большой вклад в оснащение сельского хозяйства мощными тракторами, необходимость в которых возникла в связи с освоением целинных земель.
Выполняя постановления Коммунистической партии и Советского правительства, в 1960 г. они приступили к разработке нового колесного трактора с дизелем мощностью 215 л. с. Через два года был создан опытный образец К-700, а еще через год — выпущена установочная партия этих машин. В мае 1980 г. с главного конвейера Кировского завода сошел 200-тысячный трактор семейства «Кировец». Работа по созданию трактора также была удостоена Ленинской премии. Одновременно создавалась опытная партия тракторов К-710 с двигателем 500 л. с. Одна из таких машин возглавила праздничную колонну трудящихся Кировского завода 1 мая 1981 г.
Велик вклад ОКБТ в народное хозяйство и укрепление обороноспособности нашей Родины. За 50 лет конструкторской деятельности им создано около 40 серийных машин. Непрерывно растет научно-технический потенциал бюро. В последние годы разработано большое количество разнообразных стендов, автоматизированная обработка экспериментальных данных, повысился уровень научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ. ОКБТ имеет тесные научные связи с отраслевыми институтами, вузами и НИИ Академии наук и Министерства обороны СССР. В настоящее время перед коллективом ОКБТ стоят большие, сложные и ответственные задачи по выполнению конструкторских работ по танковой и тракторной тематике. Коллектив ОКБТ прилагает все свои силы для претворения в жизнь решений XXVI съезда партии и указаний Генерального секретаря ЦК КПСС, Председателя Президиума Верховного Совета СССР товарища Л. И. Брежнева.
Танки ОКБТ КИРОВСКОГО ЗАВОДА:
Танк «Объект 287»
ОБТ Т-80 и Т-80Б
ОБТ Т-80У
Модернизация Т-80УЕ-1 и Т-80УА
Проект танка «Объект 225» и «Объект 226»
Объект 292
Объект 299