Чаромский Алексей Дмитриевич (1899-1982)
Алексей Дмитриевич Чаромский (Бороничев) родился 15 февраля 1899 г. в бедной крестьянской семье в селе Чаромское Череповецкого уезда Новгородской губернии (ныне Шекснинский район Вологодской области).
Алексей Дмитриевич Чаромский — выдающийся конструктор авиационных и танковых дизельных двигателей, один из основных инициаторов создания ЦИАМ.
Зимой 1918 года добровольцем А.Д. Чаромский уходит в Красную Армию, принимает участие в гражданской войне. В 1923 году он поступает в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского, оканчивает ее в числе первых выпускников в 1928 году. По рекомендации Государственной экзаменационной комиссии, Чаромского направляют в Научный автомоторный институт (НАМИ), где вскоре назначают заведующим авиационным отделом.
Алексей Дмитриевич возглавил инициативную группу авиационных специалистов в составе 19 человек, которая 13 августа 1930 года обратилась к Сталину с предложением об организации в системе авиационной промышленности Института авиационных моторов. Постановлением Реввоенсовета 3 декабря 1930 года был организован ИАМ (Институт авиационных моторов), переименованный в 1932 году в ЦИАМ.
В Институте А.Д. Чаромский был назначен начальником отдела нефтяных двигателей (ОНД). Вместе с группой конструкторов он начал разработку проектов авиационного дизеля и экспериментальных установок для научных исследований рабочего процесса.
Пост руководителя ОНД Алексей Дмитриевич совмещал с должностью главного конструктора ЦИАМ. Под руководством Чаромского было выполнено более 15 проектов опытных четырехтактных и двухтактных дизелей различных схем. Итогом этих работ стало создание в 1936 году авиационного дизеля АН-1 — V-образного 12-цилиндрового двигателя мощностью 750 л.с. (на высоте 2500 м) с приводным центробежным нагнетателем и двумя турбокомпрессорами ТК-1 конструкции В.И. Дмитриевского. Двигатель успешно прошел государственные испытания и по многим параметрам, в том числе по энерговооруженности, опередил зарубежные аналоги. Основные конструкторские решения и опыт доводки двигателя АН-1 были использованы при создании танкового дизеля В-2, нашедшего самое широкое применение в танках и самоходных артиллерийских установках во время Великой Отечественный войны.
По теме:
Последний экзамен сердца «тридцатьчетвёрки»
Сердце «тридцатьчетвёрки» на тракторе
В 1938 году А.Д. Чаромский был арестован и попал в Особое техническое бюро НКВД (ОТБ). В ОТБ он возглавил моторную группу, в которой работали специалисты, ставшие в последующем видными учеными и конструкторами в авиации и ракетостроении.
В период работы в ОТБ А.Д. Чаромский спроектировал два образца авиационных дизелей, разработанных на основе АН-1. Двигатель М-20 не был достроен, а М-30, оснащенный четырьмя турбокомпрессорами, производился малой серией и устанавливался на самолеты БОК-15 и ТБ-7. В ночь на 11 августа 1941 года в налете на Берлин приняли участие в том числе и тяжелые бомбардировщики ТБ-7, оснащенные этими авиационными дизелями.
В 1942 году А.Д. Чаромский был освобожден из заключения и назначен главным конструктором на завод, где был развернут серийный выпуск дизелей М-30Б. В 1944 году этот мотор получил новое наименование по имени создателя – АЧ-30Б, на тот момент этот двигатель являлся самым мощным в мире авиационным дизелем. За годы войны было выпущено более 1500 двигателей АЧ-30Б. За его создание и освоение в серийном производстве А.Д. Чаромскому в 1943 году была присуждена Сталинская премия первой степени. В 1944 году ему было присвоено звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.
В 1947 году А.Д. Чаромский вернулся в ЦИАМ, где продолжил работу по созданию двухтактного авиадизеля, разрабатывая проект двигателя М-305 с взлетной мощностью 10 000 л.с. Результаты этих работ стали основой для докторской диссертации, успешно защищенной в 1953 году.
По теме:
ДОКТОРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ А.Д. ЧАРОМСКОГО – СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ ТАНКОВОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ В СССР В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
С 1955 г. по 1960 г. возглавлял конструкторское бюро по моторостроению на заводе им. В. А. Малышева в Харькове. Под его руководством создан танковый двухтактный дизель 5ТД мощностью 580 л.с. для предшественника танка Т-64 – опытного среднего танка «Объект 430».
В 1959 г. танковый двухтактный двигатель 5ТД мощностью 426 кВт (580 л.с.) успешно прошел межведомственные испытания. В это время главный конструктор танка А.А. Морозов выдвинул требование повышения мощности до 515 кВт (700 л.с.).
А. Д. Чаромский, который достиг пенсионного возраста, обратился к руководству с просьбой об освобождении его от должности главного конструктора по состоянию здоровья, рекомендовав в качестве своего преемника молодого инженера Л. Л. Голинца. Просьба была удовлетворена, хотя и вызвала большое недовольство руководства. Необходимая мощность была достигнута у форсированного дизеля 5ТДФ.
ДВИГАТЕЛЬ 5ТДФ