andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАНКОВ

А ведь говорили же уже давно про это.
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТАНКОВ
И.М. Герасимов
(ОАО «ВНИИТрансмаш»)
До последнего времени способы боевого применения танков практически не изменились со времени Второй мировой войны. Боевые действия между государствами, располагающими большим количеством танков, сопровождались массовыми танковыми сражениями, как это было в 1973 году на Ближнем Востоке. В ходе локальных конфликтов танки, доминируя на поле боя, подавляют средства противника, оставаясь при этом малоуязвимыми для его средств поражения.
Появление на поле боя реактивных гранатометов, тактических ядерных боеприпасов, ударных вертолетов, управляемых противотанковых ракет и другого высокоточного оружия стимулировало развитие средств защиты. И в настоящее время танк является тактическим автономным комплексом, наиболее мощным и наиболее защищенным огневым средством поля боя, обладающим высокой подвижностью как тактической, так и оперативной.
В то же время развитие средств поражения привело к возрастанию массы зарубежных танков: масса танка «Меркава-4» приближается к 70 тоннам, Леопарда-2А7+ к 67 тоннам, примерно такая же масса и у последних модификаций «Абрамса» М1А2 SEP v2, v3. C учетом несущей способности грунта, грузоподъемности мостов и прочих ограничений такая масса близка к предельной.
Выход из создавшегося тупика конструкторы пытаются найти при помощи новых компоновочных решений. В СССР/России получила развитие предложенная А. А.Морозовым схема с вынесенным вооружением и размещением экипажа в бронированной капсуле.

Позволив повысить выживаемость экипажа, данная схема имеет и определенные недостатки. Вынесенное вооружение может быть уязвимо для огня малокалиберной артиллерии 25…57 мм. При обеспечении же надлежащей защиты вынесенного вооружения выигрыш по массе неочевиден.
В то же время заметное удлинение корпуса (рис. 1) и соответствующее увеличение забронированного объема приведет не только к увеличению массы, но и к снижению маневренности по причине увеличения сопротивления повороту и повышения вероятности сброса гусениц.
Сама концепция управления движением и ведения огня из бронированной капсулы при отсутствии оптического кругового обзора является, по сути, концепцией дистанционного управления. Конечно, пребывание экипажа внутри машины имеет ряд плюсов по сравнению с дистанционным управлением из укрытия — управляющие сигналы передаются по проводам, при управлении движением задействован вестибулярный аппарат водителя. Но, с другой стороны, выживаемость экипажа при серьезных повреждениях, в частности при пожаре, находится под вопросом. А наличие бронированной капсулы негативно сказывается на габаритах машины и ее массе.
Единственный способ резкого сокращения потерь личного состава заключается в комплексной автоматизации боевых действий.
Придавая повышенное внимание показателю защиты не следует забывать, что при всей важности сохранения экипажа это не является самоцелью. Экипаж должен выполнить боевую задачу, в противном случае возможны большие потери во взаимодействующих с танками подразделениях.
В настоящее время в ходе военных конфликтов в Афганистане, Сирии и т.д. широко используются робототехнические комплексы военного назначения (РТК ВН) как дистанционно управляемые, так и действующие автономно. Они используются для разведки, доставки грузов и вывоза раненых, инженерных работ (главным образом разминирования), огневого воздействия на противника. Комплексное применение РТК ВН пока исследуется только с теоретической точки зрения. Есть основания полагать, что будут востребованы РТК ВН всех «весовых категорий», начиная от легких «пехотинцев» и кончая тяжелыми ударными роботами, соответствующими по уровню вооружения и защиты основным танкам.
Учитывая бурное развитие наземных роботов, что особенно наглядно видно на примере беспилотных автомобилей, можно смело прогнозировать, что нынешнее поколение танков будет последним поколением танков с экипажами. Поэтому нет резона проводить работу по разработке нового поколения таких танков. Усилия следует сосредоточить на разработке программного обеспечения наземных РТК ВН — распознавания объектов, работе с единым информационным полем, прокладке маршрутов на основе анализа изображений местности, поведенческих моделей работы групп РТК ВН совместно с БПЛА.
Разработки эти вполне допустимо проводить на существующих образцах танков, используя их как с экипажами, так и с дистанционным управлением с постепенной автономизацией вплоть до оставления за оператором лишь санкции на открытие огня.
При модернизации существующих отечественных танков следует обратить внимании на развитие объекта 292, представляющего собой шасси танка Т-80/Т-80У с оригинальной башней, орудием калибра 152,4 мм и механизмом заряжания с расположением зарядов в нише башни (рис. 2). Применение надежного отработанного шасси, имеющегося в большом количестве в ремфонде, позволит в короткие сроки наладить производство машины. Нарезное орудие калибра 152,4 позволит использовать имеющиеся в большом количестве боеприпасы, способные вывести из строя как современные, так и перспективные танки. Вынесение зарядов в нишу башни в значительной степени повышает живучесть машины. Таким образом Вооруженные силы РФ будут располагать танком, превосходящим по огневой мощи все существующие образцы.
Использование этих танков даст наибольший эффект при использовании их в качестве штурмовых, а также в локальных конфликтах, где меньший, чем у дизельных машин запас хода и уменьшенный в связи с увеличением калибра боекомплект не будут иметь существенного значения. Ряд технических решений, предложенных в [1], позволят повысить боевые свойства и облегчить автоматизацию управления силовой установкой и движением машины в традиционном исполнении. Дальнейшее развитие возможно на путях широкого использования электрической энергии (в первую очередь — гибридной трансмиссии, в перспективе — с микротурбинной установкой) в системе подрессоривания и системе вооружения.
В случае разворачивания производства такого танка на Кировском заводе будет возможность использовать научный и промышленный потенциал ленинградского региона для успешного решения сложнейшей задачи поддержания боеспособности ВС РФ в условиях автоматизированного поля боя.

Выводы.
1. Для кардинального снижения людских потерь в ближайшем будущем придётся применять наземные РТК ВН в диапазоне решения задач от пехотинца до танка.
2. Задача автоматизации поля боя может быть решена только в регионе с развитой наукой и промышленностью, где сохранились квалифицированные кадры, компетентные в разработке и производстве военных гусеничных машин.
3. В качестве переходного образца от экипажных к автономным танкам рекомендуется об. 292, превосходящий по подвижности и огневой мощи существующие и перспективные образцы.
Литература
1. Герасимов И.М. Инновационные решения для тяжелых ударных роботов // Труды XX Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. Пленарные доклады. 2017. С. 135–139.
Tags: Армата, ВНИИТМ, Объект 292
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 87
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments

Recent Posts from This Journal