andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

Уроки танкостроения - "299"

После распада СССР в 90-е годы КБ «Спецмаш» вел разработку, так называемого танка «предельных параметров». Это была достаточно амбициозная идея.
Такие амбиции были и ранее в виде ряда проектов тяжелых танков реализованных в 60-е годы. Эти проекты оказались тупиковым путем развития танкостроения и были закрыты (ИС-7 во времена Сталина).
Стоит отметить танк ИС-7, который стал самым тяжелым отечественным танком в истории. Утопическая идея создать неуязвимый танк без применения новаторских конструкторских решений привела к огромному росту массы до 70 тонн.
Та же история случилась с авантюрными проектами ракетных танков 60-х, за которые охотно взялись, в угоду сумасбродным идеям Н.С. Хрущева такие искатели наград как Л. Н. Карцев и Ж. Я. Котин. Создав за огромные деньги нежизнеспособные проекты, один из них – ИТ-1 «Дракон» даже пошел в серийное производство, создатель даже получил государственную премию СССР.
А. А. Морозов считал идею создания полностью  ракетного танка в 60-е годы, когда, по сути, не было соответствующих требованиям ракет авантюрой и отказывался от этой затеи. 
В дневниках А. А. Морозова записано: «На первых порах, в 1955 – 56гг., имело место «шарахание» на ракетное вооружение и полную отмену ствольной артиллерии. Эта ошибка стоила много времени и средств и в итоге исправлена восстановлением ствольной артиллерии с параллельным развитием танковых ракет».
Увы, ради престижа и правительственных наград конструкторы из Н. Тагила  бросили все силы и средства, переделав Т-62 в ракетный танк ИТ-1, который в итоге оказался «золотым» тягачом (модификация БТС-4В, см. фото). На вооружении Советской Армии ИТ-1 состоял всего три года … После снятия с вооружения их переоборудовали в тягачи. И эти тягачи получились «золотыми» если оценивать вложенные в разработку сумасбродных проектов деньги. Это был единственный танк, разработанный УКБТМ самостоятельное (остальное переделки Т-54 и Т-64).

-166
КБ УВЗ: ИТ-1 и тягач БТС-4В. Миллионы народных рублей ушли в "трубу".

В истории танкостроения нет примеров подобного бездумного потакания амбициям  политических деятелей.
Возвращаясь к теме танка «предельных параметров» можно рассмотреть еще один несостоявшийся проект «изд. 299».
Эта разработка описана в статье «Танк предельных параметров - мечта или реальность?» автором которой является один из разработчиков этого проекта Ефремов А.С. (Техника и вооружение. - 2011, №5.)
В самом названии статьи кроется ответ – это мечта, при этом весьма странная и несбыточная.
Для этого достаточно просто посмотреть на анализ компоновки танка «299» (разработчики танка Попов Н. С., Конокотин А. В., Ефремов А.С. и пр.)
В статье представлена не конструкция танка, а компоновочная схема и до танка там еще очень далеко (даже для танка «изд. 292» с классической компоновкой разработчики из ОАО «Спецмаш» не смогли осилить автомат заряжания достаточно простой схемы. В середине 90-х этот проект был закрыт. 
Отсутствие даже базовой проработки проекта видно по полностью открытой пушке, которая абсолютно не защищена, что недопустимо для танка. В проекте нет даже минимального обзора с мест экипажа и проработки решений по размещению панорамного прицела.
Разработчики решили не утруждать себя вопросами компоновки танка, а списали все на возможность применения современных средств технического зрения, уровень развития которого в России прекрасно известен.
Камеры тепловизионных прицелов для танков Т-90С закупаются во Франции, сами прицелы изготавливаются в Белоруссии. По сути, повторилась история с предложенным в 60-е ракетным танком «Объект 287». Но из-за безденежья в 90-е эта идея дальше макета шасси не продвинулась.
Может быть разработчики из ОАО «Спецмаш» в 90-е годы не знали об уровне развития технического зрения в СССР (России) и в странах запада? Думаю, они это прекрасно знали по результатам испытаний в СССР западногерманских прицелов танка «Леопард-2» и по испытаниям СУО танка М-82 которое было разработано в Югославии на западной элементной базе. В СССР и России такое и не снилось. Имелся и имеется отставания в данной отрасли от западных стран.

299
Предложенная ОАО «Спецмаш» конструкция танка «299». (патент РФ RU 2138004 Дата публикации: 1999.09.20)

Стоит упоминать и другие концептуальные недостатки предложенного проекта ОАО «Спецмаш», такие как отсутствие удовлетворительной защиты лобовой проекции из-за размещения МТО с ГТД спереди танка. 
Выхлоп высокотемпературных газов ГТД спереди корпуса, радикально повышающий заметность в ИК диапазоне.
После развала СССР на вооружение России предлагался абсолютно авантюрный проект с рудиментарной проработкой боевого отделения в целом и весьма странным подходом к защищенности.
К сожалению не меньше опасений вызывают и проекты, которые реализуются сейчас в России по теме «Армата», анализ существующих данных говорит об излишних амбициях разработчиков и оторванности от проблем существующих в России в областях технического зрения, средств защиты и двигателестроения.
К сожалению, история с авантюрными проектами 50-х и 60-х годов сейчас повторяется в виде проекта «Армата».
Даже лидеры в области технического зрения – Франция (танк «Леклерк»), Германия, США не отказываются от визуального канала в своих новейших разработках.

 

Панорамные прицелы БМП «Пума» и Леопард-2А7 с реализацией визуального канала.

Никто даже в самых развитых странах не решился до сих пор полностью довериться средствам технического зрения и автоматике (например на новейшем БМП «пума» при необитаемой башне реализован визуальный канал панорамного прицела, точно так же как и на Леопард-2А7»)  без возможностей ручного дублирования процессов.
Отсутствует какой-либо общественный контроль над проектами, как это реализовано, например, в США .
В итоге очередные миллиарды народных денег могут отправляются на очередные авантюры амбициозных конструкторов.

Tags: Перспективы, СУО, Спецмаш, Т-90
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt октябрь 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 61 comments

Recent Posts from This Journal