andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

К вопросу о стоимости танковых двигателей

 

Цены на танковые дизели:

В-84 – 9800 руб.
5ТДФ – 18 000 руб.
УТД-20 – 9000 руб.

При учете стоимости танкового двигателя нужно учитывать и стоимость МТО в целом (так в случае 5ТДФ, 6ТД отсутствует ряд систем, которые необходимы для В-84).
Стоимость двигателя во многом зависит от массовости выпуска и уровня отработки технологии производства двигателя, в этом вопросе преимущества были у серии дизелей серии В-2. Этот прославленный дизельный двигатель был создан харьковскими танкостроителями в 30-е годы прошлого века и с рядом модификаций до сих пор служит на танках типа Т-90. Уже в 70-е годы было понятно, что этот дизель устарел и требует замены. Естественно велись дискуссии о том, какой двигатель имеет перспективы и должен стать единым. Серия В-2 в качестве перспективной не рассматривалась, по этому, в ЧТЗ вели разработку его замены – 2В и так до развала СССР и не довели его до серии.
Ответ на вопрос дала сама история – ГТД канул в историю, 2В-12 по прошествии трех десятилетий все еще не пошел в серийное производство, дизели серии 6ТД успешно производятся и устанавливаются на современные танки (см.  Украина продолжит экспорт МТО с двигателем 6ТД-2) .
В статье «прогнозирование стоимости танкового дизельного двигателя», опубликованной в 1991 году в ж-ле «ВБТТ» приводятся любопытные цифры по предположительной расчетной стоимости в серийном производстве дизеля 2В-12 и уже производившегося 6ТД:

Себестоимость танкового дизеля 6ТД, при годовом выпуске около 7 % от проектной мощности, рассчитанная по настоящей методике, составила 81500 р., а фактические затраты — 79 600 р., т. е. погрешность расчетов не превышала 5 % от проектной стоимости.
<…>
На основании изложенной методики прогнозирования стоимости танковых дизелей можно оценить стоимость нового танкового дизеля 2В12-2. Показатель технического уровня по сравнению с танковым дизелем В84-1 (принятым за базовый) составляет примерно 1,14. Оптовая цена танкового дизеля 2В12-2 при полностью освоенном серийном производстве, в соответствии с настоящей методикой, будет равняться 45,0...50,0 тыс. р. с рентабельностью 25—30 % (за базовый принят танк Т-72Б). При этом в первом периоде изготовления этих дизелей (выпуск 10 % от проектной мощности) стоимость их оценивается в 135,0...150,0 тыс. р. Проектная себестоимость этого дизеля составит 35,0...38,0 тыс. р., а себестоимость дизеля в первые годы его производства — около 105,0. ..115,0 тыс. р.

<…>

Как видно из цифр, приведенных в статье стоимость 6ТД при годовом выпуске около 7 % от проектной мощности составляла 79 600 р., стоимость 2В12-2 при выпуске 10 % от проектной мощности могла составить 135,0...150,0 тыс. р.
Из приведенных цифр видно, что по стоимости челябинский 2В12-2 не имел никаких преимуществ перед 6ТД и в первые годы серийного производства мог бы стоить почти в 2 раза больше 6ТД. Про историю развития дизеля 2В-12 написано в материале 6ТД или 2В-12.
Выходит новый двигатель 2В-12-2 по стоимости соответствовал уровню ГТД-1250 около ~100 тыс. руб., что дает очередной повод усомниться в объективности писателей из УКБТМ опубликовавших свои предвзятые книги «Т-90. Основной танк России» и серию статей «ответ оппонентам».
Все очевиднее становятся подтасовки при оценках стоимости танков, заложенные Ю. П. Костенко и описанные в книге «ТАНКИ тактика, техника, экономика» на примере сравнения Т-72Б который не оснащался  СУО и имел устаревший двигатель и Т-80У с ГТД и СУО. При оснащении танка Т-72Б СУО и дизелем 2В-12 его стоимость не имела бы серьезных отличий от критикуемого авторами за высокую стоимость танка Т-80У.
Но, сейчас это вопрос скорее представляет исторический интерес, т.к. танк Т-80У был вытеснен путем интриг и лоббирования (теми же методами, которым он появился) а дизель 2В-12 так и не поступил в производство.

объект 187
 Танк Т-72Б  с дизелем серии 2В («объект 187»)

Tags: 2В-12, 6ТД-2, ГТД
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author

Recent Posts from This Journal