andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

Книга про С.П. Изотова, создателя ГТД для Т-80

Изотов ГТД
Книга С.П. Изотов (20 мб, *.pdf)

Книга  про работу выдающегося конструктора авиационных двигателей, Героя Социалистического Труда С.П. Изотова. Кроме получивших мировое признание авиационных двигателей С.П. Изотов разработал и танковый ГТД для Т-80.
В книге есть типичные для оправдания для решений связанных с разунификацией танкового парка и создания для Т-80 своей новой ходовой части. Причиной отказа от ходовой Т-64 опять называют большую мощность ГТД (1000 л.с.)
В книге говорится: «Многие специалисты и чиновники сопротивлялись этому, но конструкторы с помощью своих кураторов — Устинова и Котина — смогли убедить всех несогласных в необходимости такого шага…»
Известно, что ходовая Т-64 вполне выдерживала такую мощность при установке дизеля 6ТД с такой же мощностью, а с рядом модификаций и 1200 л.с. на объекте 478ДУ (Т-80УД со стальной ходовой по типу Т-64).

Т-80

Так же из книги понятно, что убеждали конструкторы с помощью своего куратора – Устинова, который при необходимости мог убедить принять ходовую хоть с квадратными катками.
Тем не менее, книга может быть интересна интересующимся историей танкостроения в СССР и работой выдающегося конструктора С.П. Изотова.
В книге содержится ряд воспоминаний участников событий сравнительных испытаний танков Т-72, Т-80 и Т-64 в различных условиях. Рассказывается о возникавших с ГТД проблемах и путях их решения. Даются некоторые цифры стоимости разработки Т-80 – «полтора миллиарда народных рублей» на 1976 год, и стоимости ГТД в разный период.
Интересны и цитаты приводимые в книге, например озвученное Куликовым мнение на совещании у Устинова 18 января 1976 года: «Танки имеют большой расход топлива, в 1,6—1,8 раза превышающий его расход дизельными двигателями, что вызывает крайне нежелательное увеличение тыловых средств подвоза топлива. Комплекс вооружения танка «объект 219» и его броневая защита не имеют преимуществ по сравнению с серийно выпускаемыми танками «Урал» (Т-72) и Т-64А. Армии не требуется третий тип среднего танка с аналогичными боевыми характеристиками».

На что Устинов ответил:
«Товарищи, сегодня знаменательный день: мы принимаем на вооружение лучший в мире танк с газотурбинной силовой установкой. Я благодарен вам за огромный труд по моральной и технической поддержке разработчиков этой машины…»
Возможно, даже не ставя такой цели в книге показывается несвоевременность и ошибочность создания танка, аналогичного по характеристикам Т-64, но более дорогого и требующего больших финансовых и научных затрат на свою разработку. Безусловно создание ГТД было подвигом конструкторов, но зачем нужен был этот подвиг при наличии дизельных 6ТД той же мощности.

Попов Н.С.

Tags: ГТД, Т-80
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 86
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 44 comments

Recent Posts from This Journal