
Это событие знаменательно не только для российского танкостроения, но и для украинского. Между нами тысячи километров, жесткая конкурентная борьба за рынки сбыта, - все как в советские времена… Общими остались только корни – Харьковский завод имени Коминтерна и его эвакуация осенью 1941 года…
Украинских специалистов, занимающихся вопросами истории отечественного танкостроения, откровенно поразило досадное недоразумение, проявившееся в искажении исторической действительности, но оставим это на совести телеканала «Россия».
Мы не смогли оставаться в стороне от рассматриваемых вопросов и решили внести свой небольшой вклад, используя интернет-ресурс www.btvt.narod.ru , и подготовили три последовательных материала, которые, с нашей точки зрения, обладают неоспоримой исторической достоверностью, новизной и могут представлять интерес для широкого круга Читателей.
Подача материала будет происходить с небольшими временными интервалами для того, чтобы Читатель смог воспринять предлагаемую информацию и высказать свое мнение на нашем форуме…Нельзя смешивать все в одну кучу…
Первый материал – фотографии непосредственных участников создания броневого щита СССР.
Пользуясь случаем, мы поздравляем участников конференции с началом ее работы, желаем творческих успехов и интересных докладов.
С уважением
В.Л. Чернышев и А.А. Тарасенко.
Определяем участников создания броневого щита СССР
Летом 2009 года, спустя почти 2-х лет после публикации книги «Танки и Люди. Дневник главного конструктора А.А. Морозова», ко мне обратились представители харьковского «Завода имени Малышева», с предложением написать книгу по истории создания танка Т-64.
Исполняющим обязанности Генерального директора завода в то время был А.Т. Подгорный. Нестабильная политическая ситуация в Киеве отражалась и на заводе, директоров меняли «как перчатки». Заключение договора постоянно откладывалось, финансирование отсутствовало. Все это вместе не давало надежд на успешное завершение проекта…
Основными моими условиями были допуск к архивным материалам ХКБМ и ХКБД, выделение консультанта по вопросам двигателестроения.
Ситуация в ХКБМ имени А.А. Морозова, возглавляемым М.Д. Борисюком, мне была предельно понятна. Проработав там с 1979 (фактически с 1976, в качестве представителя кафедры КГМ «ХПИ») по 1991 гг, защитив кандидатскую диссертацию по подвижности танков и принимая непосредственное участие в проекте перспективного советского танка 90-х годов «Молот» ( изд. 477, заказ 6919) я достаточно хорошо разбирался как во внешних взаимоотношениях между Харьковом, Питером, Москвой и Нижним Тагилом, так и внутри ХКБМ: противостояние между зам. Главного конструктора В.Р. Ковалюхом, возглавлявшим проектирование «Молота» и главным инженером ХКБМ А.В. Бершовым, под руководством которого мне довелось работать…
Назначение в марте 1990 года на должность главного конструктора М.Д. Борисюка, для всех нас явилось полной неожиданностью и выявило новое противостояние Бершов-Борисюк.
Михаил Демьянович Борисюк хорошо знал, что я человек Бершова и надеяться на его поддержку в изучении архивов ХКБМ было бесполезно…
В качестве консультанта по вопросам двигателестроения мне предложили полковника запаса, представителя ВП-85 в моторном производстве, Виктора Григорьевича Сарычева, который занимал эту должность в самые тяжелые для «Завода имени Малышева» времена с 1962…1988 гг.

Сарычев Виктор Григорьевич (1927-2011)
Наше знакомство с В.Г. Сарычевым началось еще при подготовке рукописи книги «Дневники А.А. Морозова». Лучшего консультанта по истории харьковского танкового двигателестроения быть не могло. Высоко эрудированный, интеллигентный, с прекрасной памятью, удерживающей в голове все «подводные камни» создания и доводки двигателя 5ТДФ, его способности художника, реализованные в рисунках, позволили мне увидеть типичные виды разрушения деталей и узлов двигателя 5ТДФ того периода. Фотографии поломок 5ТДФ имели гриф секретности и были не доступны.
В.Г. Сарычев предложил мне свой фотоархив непосредственных участников создания танкового щита СССР. К большому сожалению, В.Г. Сарычев умер летом 2011 года, мы не завершили намеченные планы, не успели определить основных участников тех далеких событий, фамилии большинства из них так и остались неизвестными для большинства исследователей истории советского (отечественного) танкостроения.
Пользуясь случаем начала конференции в Нижнем Тагиле, мы обращаемся к ее участникам, да и не только к ним, с просьбой восстановить историческую справедливость и идентифицировать тех, кто самоотверженно участвовал в создании бронетанковых войск нашего Отечества.
Пользуясь случаем начала конференции в Нижнем Тагиле, мы обращаемся к ее участникам, да и не только к ним, с просьбой восстановить историческую справедливость и идентифицировать тех, кто самоотверженно участвовал в создании бронетанковых войск нашего Отечества.
С уважением и надеждой
В.Л. Чернышев (Харьков)







Journal information