andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

Танкпром, век ХХ: история, историография, источники, музейное воплощение


image001
В начале апреля текущего года, в Нижнем Тагиле начинает работу всероссийская научно-практическая конференция Танкпром, век ХХ: история, историография, источники, музейное воплощение, посвященная истории российского танкостроения.
Это событие знаменательно  не только для российского танкостроения, но и для украинского. Между нами тысячи километров, жесткая конкурентная борьба за рынки сбыта, - все как в советские времена… Общими остались только корни – Харьковский завод имени Коминтерна и его эвакуация осенью 1941 года…
Украинских специалистов, занимающихся вопросами истории отечественного танкостроения, откровенно поразило досадное недоразумение, проявившееся в искажении исторической действительности, но оставим это на совести телеканала «Россия».
Мы не смогли оставаться в стороне от рассматриваемых вопросов и решили внести свой небольшой вклад, используя интернет-ресурс www.btvt.narod.ru ,  и  подготовили три последовательных материала, которые, с нашей точки зрения, обладают неоспоримой исторической достоверностью, новизной и могут представлять интерес для широкого круга Читателей.
Подача материала будет происходить с небольшими временными интервалами для того, чтобы Читатель смог воспринять предлагаемую информацию и высказать свое мнение на нашем форуме…Нельзя смешивать все в одну кучу…
Первый материал – фотографии непосредственных участников создания броневого щита СССР.
Пользуясь случаем, мы поздравляем участников конференции с началом  ее работы, желаем  творческих успехов и интересных докладов.
С уважением
В.Л. Чернышев и А.А. Тарасенко.

Определяем участников создания броневого щита СССР

Летом 2009 года, спустя почти 2-х лет после публикации книги «Танки и Люди. Дневник  главного конструктора А.А. Морозова», ко мне обратились представители  харьковского «Завода имени Малышева», с предложением написать книгу по истории создания танка Т-64.
Исполняющим обязанности Генерального директора завода в то время был   А.Т. Подгорный. Нестабильная политическая ситуация в Киеве отражалась и на заводе, директоров меняли «как перчатки». Заключение договора постоянно откладывалось, финансирование отсутствовало. Все это вместе  не давало надежд на успешное завершение проекта…
Основными моими условиями были допуск к архивным материалам ХКБМ  и ХКБД, выделение консультанта по вопросам двигателестроения.
Ситуация в ХКБМ имени А.А. Морозова, возглавляемым М.Д. Борисюком, мне была предельно понятна. Проработав там с 1979 (фактически с 1976, в качестве представителя кафедры КГМ «ХПИ») по 1991 гг, защитив кандидатскую диссертацию по подвижности танков и принимая непосредственное участие в проекте перспективного советского танка 90-х годов «Молот» ( изд. 477, заказ 6919) я достаточно хорошо разбирался как во внешних взаимоотношениях между Харьковом, Питером, Москвой и Нижним Тагилом, так и внутри ХКБМ: противостояние между зам. Главного конструктора В.Р. Ковалюхом, возглавлявшим проектирование «Молота»  и главным инженером ХКБМ А.В. Бершовым, под руководством которого мне довелось работать…
Назначение в марте 1990 года на должность главного конструктора М.Д. Борисюка, для всех нас явилось полной неожиданностью и выявило новое противостояние Бершов-Борисюк.
Михаил Демьянович Борисюк хорошо знал, что я человек Бершова и надеяться на его поддержку в изучении архивов ХКБМ было бесполезно…
В качестве консультанта по вопросам двигателестроения мне предложили полковника запаса, представителя ВП-85 в моторном производстве, Виктора Григорьевича Сарычева, который занимал эту должность в самые тяжелые для «Завода имени Малышева» времена с 1962…1988 гг.

image001
Сарычев Виктор Григорьевич (1927-2011)
Наше знакомство с В.Г. Сарычевым началось еще при подготовке рукописи книги «Дневники А.А. Морозова». Лучшего консультанта по истории харьковского танкового двигателестроения быть не могло. Высоко эрудированный, интеллигентный, с прекрасной памятью, удерживающей в голове все «подводные камни» создания и доводки двигателя 5ТДФ, его способности художника, реализованные в рисунках, позволили мне увидеть типичные виды разрушения деталей и узлов двигателя 5ТДФ того периода. Фотографии поломок 5ТДФ имели гриф секретности и были не доступны.
image003
В.Г. Сарычев предложил мне свой фотоархив непосредственных участников создания танкового щита СССР. К большому  сожалению, В.Г. Сарычев умер летом 2011 года, мы не завершили намеченные планы, не успели определить основных участников тех далеких событий, фамилии большинства из них  так и остались неизвестными для большинства исследователей истории советского (отечественного) танкостроения.
Пользуясь случаем начала конференции в Нижнем Тагиле, мы обращаемся к ее участникам, да и не только к ним, с просьбой восстановить историческую справедливость и идентифицировать тех, кто самоотверженно участвовал в создании бронетанковых войск нашего Отечества.
С уважением и надеждой
В.Л. Чернышев (Харьков)



image005
image007
image009
image011
image013
image015
image017
Tags: История
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments