andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

О БРОНЕ, СЛОВАХ И ДЕЛАХ

Любопытная статья появилась на сайте http://www.defense-ua.com/


Но сначала – о цифрах. За последние восемь лет (с 2005 г. по 2012 г. включительно) Украина поставила на экспорт 1693 единицы бронетехники. Из них танков - 727, остальное – боевые машины пехоты и бронетранспортеры. Это достаточно внушительный результат. Особенно в условиях, когда конкуренция среди производителей как тяжелой, так и легкой бронетехники крайне высокая. В одной лишь Европе, например, компаний-производителей бронемашин разного класса – более 30, и это число, как ни странно, все увеличивается. Как следствие, ситуация на рынке бронетехники для сухопутных войск характеризуется переизбытком производственных мощностей и большим количеством разнообразных проектов, зачастую реализуемых мелкими партиями. Причем общемировая статистика такова, что сделки на поставки новых бронетранспортеров более чем в 100 машин – незначительны, а поставки новых танков – вообще редкость.
Украина – исключение. Сейчас консолидированная под крышей госконцерна «Укроборонпром» бронепромышленность загружена выполнением контрактов на производство для инозаказчиков как модернизированных, так, что особенно важно, новых образцов бронетранспортеров и танков. В этой новой обойме – БТР-4 и БТР-3Е1 в различных версиях исполнения, танк БМ «Оплот». Заказы на образцы этих вооружений можно считать крупными.

Так, контракт на поставку бронетранспортеров БТР-4 был подписан в конце августа 2009 г . между фирмой «Прогресс» и министерством обороны Ирака, который стал первым экспортным заказчиком новой украинской разработки. Контракт предусматривает поставку 420 бронетранспортеров БТР-4 и машин на его базе на общую сумму $457 млн.

По заказам на БТР-3Е1 в один лишь Таиланд украинские спецэкспортеры уже отгрузили более 120 машин при усредненной стоимости $1.3 млн. за единицу. «Некоторые из этих машин эксплуатируются более двух лет и имеют пробег более 2 тысяч км. Несмотря на сложные климатические условия, техника украинского производства оказалась надежной в эксплуатации», - утверждают производители. Все действующие программы по поставке БТР-3Е1 в Таиланд рассчитаны до 2015 г.

Что же касается танкового контракта на поставку «Оплотов», то он – крупнейший со времен заключения Украиной известного «пакистанского» контракта, когда было произведено 320 машин Т-80УД. Поставки этих танков были осуществлены в 1997-1999 гг. По контракту на новые «Оплоты», подписанному в сентябре 2011 г., Украина изготовит и поставит в Таиланд, уже привыкший к украинской военной технике, 49 боевых танков. Общая стоимость контракта - более $240 млн. Первые пять «Оплот» харьковский завод им. Малышева отправит заказчику в этом году.

У каждого из этих контрактов и у каждого из новых образцов украинской бронетехники – своя история. Политическая. Финансовая. Организационная. Технологическая. И, конечно же, информационная. Причем градус критичности в оценках порой явно зашкаливает. Тому пример – новость азербайджанского агентства АПА от 16 сентября, волной прокатившаяся едва ли не по всем украинским новостным сайтам. Все лихо повторили, что «…согласно информации, полученной АПА в военных источниках, Азербайджан отказался от транспортеров БТР-3 и БТР-4, предложенных несколько лет назад Украиной. Причиной этому послужили проблемы со сваркой, а также трудности, возникшие при перевозке личного состава. По ряду важных показателей БТР-3 и БТР-4 фактически не отличаются от своих предшественников БТР-70 и БТР-80. Броневая защита не усилена, а управление остается таким же сложным. Во время тестов в горной местности в Азербайджане модернизированные местными специалистами транспортеры БТР-70 показали более высокую маневренность по сравнению с БТР-3 и БТР-4 украинского производства».

Все эти утверждения приведены без упоминаний каких бы то ни было азербайджанских должностных лиц, места и времени подобных испытаний. Что, впрочем, и понятно. «Таких сравнительных испытаний просто не было. Поэтому крайне сложно судить, на основании чего рождены утверждения о ходовых качествах бронемашин, их маневренности, а тем более, об их бронировании. А заявление о том, что БТР-4 не отличается от БТР-80, и тем более, от БТР-70, свидетельствуют о полной некомпетентности лиц как «родивших», так повторяющих подобную информацию. Для начала стоило хотя бы на компоновку посмотреть. БТР-4 принципиально отличается от ранее созданных и серийно выпускавшихся советских и российских БТР», - так прокомментировали Defense Eхpress эти новостные публикации представители украинских спецэкспортеров, не пожелав своими должностями и фамилиями повышать значимость «азербайджанской инфоволны».

Как известно, конструкция БТР советской школы отлична от западных подходов. Традиционно двигатель устанавливается сзади. Погрузка/выгрузка десанта в БТР-70,80,90 осуществляется через небольшие верхние и боковые люки, что подвергает риску десант при высадке под огнем противника. В новом украинском БТР-4, в отличие от БТР с традиционной советской компоновкой, впервые применено расположение моторного отделения в центральной части машины, а боевое отделение находится в задней части. Выход десанта – через двери в корме. Модульный принцип построения позволяет на колесной базе бронетранспортера 8х8 создавать машины с различной степенью защиты/бронирования и различного назначения – вплоть до легкого танка.

Но это, скажем, так детали технические. В нашем контексте важны нюансы другие. Например, оказывается, что упоминаемые «модернизированные в Азербайджане местными специалистами бронетранспортеры БТР-70» - это модификация БТР-70М, который создан инженерами Бакинского приборостроительного завода совместно со специалистами южно-африканской компании EWT и … украинского госпредприятия «Николаевский ремонтно-механический завод». Интересным является и факт, что до недавнего времени Азербайджан рассматривался как значимый потенциальный партнер в производстве танка «Оплот» для азербайджанской армии - с максимально широким привлечением промышленности этой страны к проекту. Но, по странному стечению обстоятельств, все переговоры на эту тему «подвисли», когда начала крепнуть оружейная дружба между Азербайджаном и Россией. А то, что азербайджанские медийщики взяли под прицел украинскую бронетехнику сразу после того, как свой «инфозалп» по первым серийным «Оплотам» для Таиланда выпустили российские профильные сайты и популярные форумы, также отнесем к разряду совпадений.

Плотность «ковровой» информационной бомбардировки существенно возросла и, вероятно, будет возрастать. Как реагировать на подобные выпады? Только демонстрируя главное – результат. Даже если выполнять идеологически и финансово значимые для страны бронеконтракты приходится в условиях, скажем так, перестройки на марше. По этому поводу нынешний директор завода им. Малышева Вадим Федосов нашему агентству ранее заявил: «Вы правы, мало кто верил, что мы сможем представить заказчику первый серийный тайский «Оплот». Были и те, кто откровенно ждал и продолжает ждать нашего провала. Однако на этом этапе мы справились и сегодня в завершающей стадии готовности у нас пять танков для Таиланда»

… Да, у нас в стране умеют создавать танки, успешно производят новые бронетранспортеры. Интегральный позитивный эффект от этих усилий нельзя недооценивать. В нынешних условиях создание каждого нового образца вооружения в Украине сопряжено с решением целого клубка научных, технологических, промышленных и организационных задач. Броня, двигатель, пушка, боеприпасы, электроника, или точнее, ветроника машины, интеграция систем и узлов в работающий образец – все это требует от людей знаний и навыков. А от государства или предприятий – сырья, новых материалов, оборудования, промышленного цикла.
Решение каждой из задач формирует школу специалистов и управленцев, дает им тот практический опыт, который не может появиться из ниоткуда, от «ничегонеделанья». Именно на таком фоне и стоит рассматривать все усилия наших генеральных и главных конструкторов по разработке, руководителей государственных и частных заводов и структур по созданию новой техники. Движение к цели позволяет понять, в чем мы сильны, а в чем – слабы. Где мы впереди других, а где – позади. Но нужно все это вовсе не для констатации. А для выводов и дальнейших корректирующих решений – чтобы за приобретенный опыт не платить дважды.

Крайне важно осознание, что без технологического рывка мы просто упремся в стену. Ведь не вкладывая ресурсы в разработку новых материалов, мы рискуем, что наши бронемашины будут намного тяжелее, но все равно беззащитнее, нежели у конкурентов. Не финансируя переоснащение производства, не производя и не закупая современного оборудования, мы будем удивляться, почему себестоимость нашей продукции выше, а ее качество и надежность хуже, нежели у стран-новичков, которые занялись созданием бронетехники всего лишь десяток лет тому назад, но возвели эту задачу в ранг национального приоритета.

Так что теперь важно найти пути и способы, чтобы в Украине оборонные разработки стали если уж не трамплином для технологического скачка, то хотя бы очередной ступенькой вверх для вооружения армии и технического перевооружения страны. Для такого подъема одной энергии энтузиастов, благодаря которым и появляются овеществленные образцы техники, уже недостаточно. Нужна мотивация государственного масштаба.

Сергей Згурец, Defense Express
Tags: БТР-4, Оплот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 87
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 200 comments

Recent Posts from This Journal