andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

О БРОНЕ, СЛОВАХ И ДЕЛАХ

Любопытная статья появилась на сайте http://www.defense-ua.com/


Но сначала – о цифрах. За последние восемь лет (с 2005 г. по 2012 г. включительно) Украина поставила на экспорт 1693 единицы бронетехники. Из них танков - 727, остальное – боевые машины пехоты и бронетранспортеры. Это достаточно внушительный результат. Особенно в условиях, когда конкуренция среди производителей как тяжелой, так и легкой бронетехники крайне высокая. В одной лишь Европе, например, компаний-производителей бронемашин разного класса – более 30, и это число, как ни странно, все увеличивается. Как следствие, ситуация на рынке бронетехники для сухопутных войск характеризуется переизбытком производственных мощностей и большим количеством разнообразных проектов, зачастую реализуемых мелкими партиями. Причем общемировая статистика такова, что сделки на поставки новых бронетранспортеров более чем в 100 машин – незначительны, а поставки новых танков – вообще редкость.
Украина – исключение. Сейчас консолидированная под крышей госконцерна «Укроборонпром» бронепромышленность загружена выполнением контрактов на производство для инозаказчиков как модернизированных, так, что особенно важно, новых образцов бронетранспортеров и танков. В этой новой обойме – БТР-4 и БТР-3Е1 в различных версиях исполнения, танк БМ «Оплот». Заказы на образцы этих вооружений можно считать крупными.

Так, контракт на поставку бронетранспортеров БТР-4 был подписан в конце августа 2009 г . между фирмой «Прогресс» и министерством обороны Ирака, который стал первым экспортным заказчиком новой украинской разработки. Контракт предусматривает поставку 420 бронетранспортеров БТР-4 и машин на его базе на общую сумму $457 млн.

По заказам на БТР-3Е1 в один лишь Таиланд украинские спецэкспортеры уже отгрузили более 120 машин при усредненной стоимости $1.3 млн. за единицу. «Некоторые из этих машин эксплуатируются более двух лет и имеют пробег более 2 тысяч км. Несмотря на сложные климатические условия, техника украинского производства оказалась надежной в эксплуатации», - утверждают производители. Все действующие программы по поставке БТР-3Е1 в Таиланд рассчитаны до 2015 г.

Что же касается танкового контракта на поставку «Оплотов», то он – крупнейший со времен заключения Украиной известного «пакистанского» контракта, когда было произведено 320 машин Т-80УД. Поставки этих танков были осуществлены в 1997-1999 гг. По контракту на новые «Оплоты», подписанному в сентябре 2011 г., Украина изготовит и поставит в Таиланд, уже привыкший к украинской военной технике, 49 боевых танков. Общая стоимость контракта - более $240 млн. Первые пять «Оплот» харьковский завод им. Малышева отправит заказчику в этом году.

У каждого из этих контрактов и у каждого из новых образцов украинской бронетехники – своя история. Политическая. Финансовая. Организационная. Технологическая. И, конечно же, информационная. Причем градус критичности в оценках порой явно зашкаливает. Тому пример – новость азербайджанского агентства АПА от 16 сентября, волной прокатившаяся едва ли не по всем украинским новостным сайтам. Все лихо повторили, что «…согласно информации, полученной АПА в военных источниках, Азербайджан отказался от транспортеров БТР-3 и БТР-4, предложенных несколько лет назад Украиной. Причиной этому послужили проблемы со сваркой, а также трудности, возникшие при перевозке личного состава. По ряду важных показателей БТР-3 и БТР-4 фактически не отличаются от своих предшественников БТР-70 и БТР-80. Броневая защита не усилена, а управление остается таким же сложным. Во время тестов в горной местности в Азербайджане модернизированные местными специалистами транспортеры БТР-70 показали более высокую маневренность по сравнению с БТР-3 и БТР-4 украинского производства».

Все эти утверждения приведены без упоминаний каких бы то ни было азербайджанских должностных лиц, места и времени подобных испытаний. Что, впрочем, и понятно. «Таких сравнительных испытаний просто не было. Поэтому крайне сложно судить, на основании чего рождены утверждения о ходовых качествах бронемашин, их маневренности, а тем более, об их бронировании. А заявление о том, что БТР-4 не отличается от БТР-80, и тем более, от БТР-70, свидетельствуют о полной некомпетентности лиц как «родивших», так повторяющих подобную информацию. Для начала стоило хотя бы на компоновку посмотреть. БТР-4 принципиально отличается от ранее созданных и серийно выпускавшихся советских и российских БТР», - так прокомментировали Defense Eхpress эти новостные публикации представители украинских спецэкспортеров, не пожелав своими должностями и фамилиями повышать значимость «азербайджанской инфоволны».

Как известно, конструкция БТР советской школы отлична от западных подходов. Традиционно двигатель устанавливается сзади. Погрузка/выгрузка десанта в БТР-70,80,90 осуществляется через небольшие верхние и боковые люки, что подвергает риску десант при высадке под огнем противника. В новом украинском БТР-4, в отличие от БТР с традиционной советской компоновкой, впервые применено расположение моторного отделения в центральной части машины, а боевое отделение находится в задней части. Выход десанта – через двери в корме. Модульный принцип построения позволяет на колесной базе бронетранспортера 8х8 создавать машины с различной степенью защиты/бронирования и различного назначения – вплоть до легкого танка.

Но это, скажем, так детали технические. В нашем контексте важны нюансы другие. Например, оказывается, что упоминаемые «модернизированные в Азербайджане местными специалистами бронетранспортеры БТР-70» - это модификация БТР-70М, который создан инженерами Бакинского приборостроительного завода совместно со специалистами южно-африканской компании EWT и … украинского госпредприятия «Николаевский ремонтно-механический завод». Интересным является и факт, что до недавнего времени Азербайджан рассматривался как значимый потенциальный партнер в производстве танка «Оплот» для азербайджанской армии - с максимально широким привлечением промышленности этой страны к проекту. Но, по странному стечению обстоятельств, все переговоры на эту тему «подвисли», когда начала крепнуть оружейная дружба между Азербайджаном и Россией. А то, что азербайджанские медийщики взяли под прицел украинскую бронетехнику сразу после того, как свой «инфозалп» по первым серийным «Оплотам» для Таиланда выпустили российские профильные сайты и популярные форумы, также отнесем к разряду совпадений.

Плотность «ковровой» информационной бомбардировки существенно возросла и, вероятно, будет возрастать. Как реагировать на подобные выпады? Только демонстрируя главное – результат. Даже если выполнять идеологически и финансово значимые для страны бронеконтракты приходится в условиях, скажем так, перестройки на марше. По этому поводу нынешний директор завода им. Малышева Вадим Федосов нашему агентству ранее заявил: «Вы правы, мало кто верил, что мы сможем представить заказчику первый серийный тайский «Оплот». Были и те, кто откровенно ждал и продолжает ждать нашего провала. Однако на этом этапе мы справились и сегодня в завершающей стадии готовности у нас пять танков для Таиланда»

… Да, у нас в стране умеют создавать танки, успешно производят новые бронетранспортеры. Интегральный позитивный эффект от этих усилий нельзя недооценивать. В нынешних условиях создание каждого нового образца вооружения в Украине сопряжено с решением целого клубка научных, технологических, промышленных и организационных задач. Броня, двигатель, пушка, боеприпасы, электроника, или точнее, ветроника машины, интеграция систем и узлов в работающий образец – все это требует от людей знаний и навыков. А от государства или предприятий – сырья, новых материалов, оборудования, промышленного цикла.
Решение каждой из задач формирует школу специалистов и управленцев, дает им тот практический опыт, который не может появиться из ниоткуда, от «ничегонеделанья». Именно на таком фоне и стоит рассматривать все усилия наших генеральных и главных конструкторов по разработке, руководителей государственных и частных заводов и структур по созданию новой техники. Движение к цели позволяет понять, в чем мы сильны, а в чем – слабы. Где мы впереди других, а где – позади. Но нужно все это вовсе не для констатации. А для выводов и дальнейших корректирующих решений – чтобы за приобретенный опыт не платить дважды.

Крайне важно осознание, что без технологического рывка мы просто упремся в стену. Ведь не вкладывая ресурсы в разработку новых материалов, мы рискуем, что наши бронемашины будут намного тяжелее, но все равно беззащитнее, нежели у конкурентов. Не финансируя переоснащение производства, не производя и не закупая современного оборудования, мы будем удивляться, почему себестоимость нашей продукции выше, а ее качество и надежность хуже, нежели у стран-новичков, которые занялись созданием бронетехники всего лишь десяток лет тому назад, но возвели эту задачу в ранг национального приоритета.

Так что теперь важно найти пути и способы, чтобы в Украине оборонные разработки стали если уж не трамплином для технологического скачка, то хотя бы очередной ступенькой вверх для вооружения армии и технического перевооружения страны. Для такого подъема одной энергии энтузиастов, благодаря которым и появляются овеществленные образцы техники, уже недостаточно. Нужна мотивация государственного масштаба.

Сергей Згурец, Defense Express
Tags: БТР-4, Оплот
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Comments for this post were disabled by the author

Recent Posts from This Journal