?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К «классической схеме» танка - не возвращаемся!

А.А. Морозов

31.07.72 вышел приказ МОП №331 по изд. «450». «О разработке эскизного проекта нового среднего танка».

Доклад Главного конструктора ХКБМ А.А. Морозова по танку Т-74:





Представляемый материал является инициативной работой Харьковского КБ при «Заводе имени Малышева». ТТЗ на работы по «Теме 101» нам не выдавалось. Представляемый материал является техническим предложением, отображающим наше видение перспективного танка. Он не претендует на отработку конструкции в объеме эскизного или технического проектов. Главной целью и направлением нашей работы является резкое повышение всех показателей танка, характеризующих не только его боевые, но и эксплуатационные и производственные качества по сравнению с танком Т-64А, а также перспективными зарубежными образцами «ХМ-803», «Кайлер».

В соответствии с общей идеологией «Темы 101», в основу решения были положены «Главные направления», которые нашли свое отражение в представляемых материалах и заключаются в:

- сохранении габаритов и веса танка в пределах Т-64А2М (вес не более 40 тонн);

- более плотной компоновки;

- улучшении условий работы экипажа (обитаемость);

- простоте конструкции, эксплуатации и производства;

- снижении затрат на изготовление и эксплуатацию;

- обеспечении высоких защитных свойств;

- повышении боеготовности в любых условиях (запуск, хранение боекомплекта, аккумуляторы);

- дублировании работы экипажа;

- обеспечении автономности при длительных маршах в любых боевых и климатических условиях.

Весь наш положительный опыт и знания были применены в этом проекте. Проведенный нами анализ последних работ ведущих КБ отрасли, а также доступные материалы зарубежных проработок показывают, что при сохранении существующей «классической схемы» танка всякое дальнейшее повышение его тактико-технических качеств невозможно без значительного, резкого увеличения его габаритов, веса, стоимости изготовления и эксплуатации, далеко не пропорционально полученным улучшениям его ТТХ. Примером этому может служить МВТ-70, «Чифтен» и «Кайлер», вес которые превысил 50 тонн, при весьма умеренном повышении ТТХ. Явно ухудшились при этом вопросы массовости, стоимости, возросла сложность производства и эксплуатации, ухудшились условия обитаемости экипажа и многие другие показатели. В какой-то степени, не без этого греха и проекты моих «собратьев по оружию» из ЛКЗ и ЧТЗ, которые незначительное повышение ТТХ перспективных образцов покупают, на мой взгляд, непомерно высокой ценой конструкции, изготовления и эксплуатации.

Все эти обстоятельства заставили нас решительно отказаться от «классической схемы» танка и искать другие, более совершенные компоновки, позволяющие в пределах существующего веса и габаритов танка Т-64А2М получить возможность резкого повышения не отдельных, а всех показателей ТТХ нового среднего танка. Одновременно с этим, выдвигаются новые требования, которые до этого никогда не находили применения на танках и даже не рассматривались в ТТЗ на перспективный танк.

Одним из главных, на наш взгляд, недостатков существующей «классической схемы» танка, в основном создающий все препятствия к дальнейшему повышению его тактико-технических свойств, является несовершенство компоновки его боевого отделения. Оно напоминает очень тесную однокомнатную квартиру или солдатский вещевой мешок, в котором экипаж зажат оружием, баками, боекомплектом, различными механизмами, тягами, проводами и другими многочисленными устройствами и деталями, некоторые из которых транзитом проходят в МТО. Кроме того, все это двигается, вращается, дымит, является источником шума и травм, представляет взрыво и пожароопасность, создает разобщенность экипажа, затрудняет эвакуацию его из танка, не обеспечивает элементарные условия для работы, обитаемости и многое другое.

В представляемой компоновке, так называемое, боевое отделение танка подвергнуто в первую очередь коренному изменению, путем разделения его на отдельные изолированные друг от друга, самостоятельные отсеки: топлива, боекомплекта, вооружения, отделения экипажа и МТО.

Таким образом, если компоновка современного танка «классической схемы» по сути дела танк на два отдельных отсека: МТО и боевое отделение, то представляемая компоновочная схема предусматривает уже 5 герметичных отсеков: МТО, отсек боекомплекта, отделение экипажа, топливное отделение, вооружение.

Такое изолированное размещение внутри танка: экипажа, боекомплекта, топлива и вооружения позволило коренным образом улучшить и по-новому решить условия обитаемости экипажа. Одновременно с этим увеличился возимые боекомплект, запас топлива, повысилось вооружение, за счет установки дополнительной автоматической пушки калибра 30 мм и второго спаренного пулемета калибра 7,62 мм. Все это, практически, удалось решить без увеличения внутренних объемов и габаритов танка. Наоборот, лобовой силуэт и внутренний объем нового танка даже несколько уменьшился по сравнению с Т-64А (Т-64А – 5,55 м2, - 10,3 м3, Т-74 – 5,26 м2 на 5%, - 9,5 м3 на 7,5%).

В основе предлагаемой новой компоновки главным и решающим узлом танка, конечно, является – вынесенное вооружение. Оно само по себе не ново, в какой-то степени является разновидностью авиационных и ракетных установок, работающих без непосредственного контакта с оператором. Для танковых условий вынесенное вооружение применяется впервые и, естественно, потребует большой работы и совместного решения многих технических вопросов с разработчиками пушек, оптиками, стабилизаторщиками, броневиками, электриками и другими специалистами.

Решим эту задачу – будет хороший танк, не решим – никакого танка не будет.

http://www.secretprojects.co.uk/forum/

 
promo andrei_bt october 25, 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
skeiz
Nov. 9th, 2009 03:00 am (UTC)
А почему не пустили в производство?
andrei_bt
Nov. 10th, 2009 10:31 am (UTC)
Морозов в 1976 году ушел из КБ, а такой проект потянуть никто другой не смог бы. Так же и накрылись проекты ЛКЗ и ЧТЗ по теме перспективного танка. Уже в 80-е опять начали все делать заново, но опять не успели, т.к. СССР ушел.
e_maksimov
Nov. 11th, 2009 07:53 pm (UTC)
Любопытно. Минная стойкость объекта очень хороша. Потенциально. Если бы смогли решить проблемы с раскроем и сваркой деталей такой сложной формы.
andrei_bt
Nov. 11th, 2009 08:39 pm (UTC)
Этой "проблемы" не было, были другие на порядки более существенные.
e_maksimov
Nov. 12th, 2009 06:15 am (UTC)
Этой "проблемы" не было
Эта проблема вовсю появилась бы уже на опытном образце. Нижний боковой лист непростой формы - проблемы со швами будут однозначно.

были другие
Это понятно, куда же без них. Даже сейчас такую концепцию реализовать весьма непросто, при значительном прогрессе в материалах, электронике, электрике и прочих гидравликах-оптиках.
trident_851
Jan. 15th, 2010 09:08 am (UTC)
новое
танк непростой,компоновка,может,и дает ему плюсов,но и головняка конструкторам подгоняет нехило...Вот такой простой вопрос-нужен командиру панорамный прицел?Нужен,куды ж без него.А как его тут всунешь???На Оплоте вон-командир в башне сидит,а над ним ведро с прицелом крутится-все просто,а тута командир в корпусе сидит,-и даже если панорамный прицел на крышу этой хм...башни поставить,-надо будет думать,как информацию с прицела передавать на место командира,с наводчиком та же херня.Опять же мехводу тоже надо перископчик какой-никакой дать,вслепую-то водить неудобно)))))

В принципе-ничего глобального,но вопросов-масса,тут и по совковым временам непросто все было продумать и воплотить в металл,а по нынешним временам и того дольше тянуться будет разработка перспективных машин......


Я тута читал на бтвт....вродя б как Боксера на КБТМ думают потихоньку до сих пор......Про 195 все вон шумят,а будет ли чем морозовцам ответить???Не пристало им задних пасти....
( 6 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner