Известно, что военная стратегия (далее стратегия), развивается в соответствии с изменениями военно-политической обстановки в мире, растущими экономическими возможностями государств Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
Военно-политическая обстановка в мире и, в частности, в данном регионе обуславливается прежде всего, проходящим уж около пяти лет переделом сфер влияния. Для АТР военно-политическая обстановка характеризуется усилением соперничества за лидерство между США, Японией и Китаем. Это связано, прежде всего, с возрастанием роли Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом хозяйстве и сосредоточением здесь громадных людских ресурсов (около 2/3 всего населения Земли к 2050 г.).
В настоящее время геополитическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе складывается не в пользу России, которая значительно ослабила здесь свои позиции. Это обусловлено устойчивым высоким ростом экономической мощи Китая и его экономическим сближением с Японией, а также развитием военно-политического союза Японии и США, в то время, когда Россия по причине ограниченных экономических возможностей не имеет требуемых сил и средств не только для упрочения своего влияния в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но даже на освоение и развитие собственного Дальнего Востока и Приморья [2].
В среднесрочной перспективе для Китая складывается исключительно благополучная геополитическая конъюнктура. Центр мировой политики и экономики из Средиземноморья (Европы) и Атлантики (США) постепенно смещается в Азиатско-тихоокеанский регион, который к 2020 г. по прогнозу станет доминирующим, а Китай может получить возможность реализовать свои давние геополитические стремления к мировому лидерству. Сегодня на китайской территории проживает более 1,3 миллиардов человек (к 2050 г. прогно-зируется более 1,5 миллиардов человек). Наличие граничащего с КНР малозаселенного края (Дальний Восток, где проживает около 6 миллионов человек) при существующей слабости России является благоприятным условием для решения Китаем своих демографических, территориальных и экономических проблем. Уже сейчас процесс заселения китайцами Дальнего Востока является мало контролируемым и приобретает массовый характер, что создает реальные предпосылки для возникновения конфликтной ситуации и возможной попытки со стороны Китая разрешить ее силовыми методами. Военно-силовой потенциал Китая достаточно внушителен. Кадровая армия Китая является не только самой крупной по численности личного состава, но и имеет на вооружении современное, в том числе и ядерное оружие [3].
Япония, оставаясь союзником США стремится повысить свой региональный и международный статус до уровня соответствия состоянию ее национальной экономики, науки и техники. Япония активно претендует на роль лидера не только в Восточной и Юго-Восточной Азии, но и во всем Азиатско-тихоокеанском регионе. При этом она давно вынашивает планы расширения своих государственных границ посредством возврата так называемых "северных" территорий, являющихся неотъемлемой частью России. Япония создала и продолжает усиливать, модернизировать свой военный потенциал, выделяя на эти цели 1% своего постоянно растущего ВВП. В настоящее время японские силы самообороны располагают возможностью быстрого развертывания и способны решать оперативно-тактические задачи за пределами своей территории как самостоятельно, так и в коалиции с союзниками [2].
Соединенные Штаты Америки, поддерживая свое военно-стратегическое превосходство в регионе, стремятся не допустить усиления В нем российского влияния. По причине значительной удаленности своей территории от стран Азиатско-тихоокеанского региона, Соединенные Штаты Америки избрали в качестве оптимальной стратегии создание в регионе множества военных баз и "хаотического" распределения на них своей ядерной мощи и сил передового базирования. В Тихоокеанском бассейне главным дестабилизирующим фактором является явное превосходство военно-морских сил США и Японии над силами Тихоокеанского флота ВМС России [3].
Как будет складываться военно-политическая обстановка в десятилетии текущего столетия? По нашему мнению Соединенные Штаты Америки будут предпринимать все усилия по включению Китая в сферу своего влияния. Если решить эту задачу не удастся достичь экономическими, дипломатическими и политическими мерами, может быть предпринята попытка применения силы. Отмечая при этом, что Соединенные Штаты Америки не способны справиться с Китаем в одиночку без поддержки России с континента, хотя бы в форме ее нейтралитета.
Вполне вероятно развитие событий и проявление прямой военной угрозы во втором десятилетии посредством развязывания двух-трех вооруженных конфликтов, связанных общей логикой гражданской войны, инициированной извне. В такой зоне применение ядерного оружия для достижения военных целей будет просто немыслимым, а военные действия приобретут черты "специальной операции" и будут носить затяжной характер. По временному и пространственному размаху, по экономическому напряжению, а также по масштабам и характеру применения сил общего назначения, такая ситуация для России будет вполне сравнима с Отечественной войной, в столь обширном регионе как Дальний Восток и частично в Сибири.
С точки зрения средств вооруженной борьбы не исключено, что может применяться ядерное оружие, прежде всего в целях устрашения. Центр тяжести всей вооруженной борьбы на начальном этапе войны будет находиться в зоне боевого соприкосновения сторон, в последующем переместиться в важнейшие административно-хозяйственные районы и примет партизанские способы действий. В результате этого война получит большой территориальный размах.
Самой большой трагедией станет захват Сибири Китаем. Это может произойти невоенным путем. Китайцы, вследствие ослабления власти и открытых границ, станут массами переселяться в Сибирь, скупят недвижимость, предприятия, квартиры. Запад будет способствовать этому ползучему завоеванию нашей земли и всячески поддерживать военную и экономическую мощь Китая из ненависти к России. Но потом, с возникновением -угрозы захвата военной силой Уральского региона и выхода в Европу, военно-политическое руководство стран НАТО перейдет на сторону России и будет всеми силами препятствовать этому и даже, возможно, станет оказывать ей помощь в отражении агрессии.
Итак, на современном этапе характер угроз для России значительно изменился. В отечественной военно-теоретической литературе применительно к Азиатско-Тихоокеанскому региону отсутствуют систематизированные труды, отражающие обоснованную научную методологию исследования войн. Имеющиеся наработки не позволяют дать целостную и объективную картину анализа и содержания любой военно-кризисной ситуации в этом регионе в разрезе национальных интересов и приоритетов. Исходным материалом для практической деятельности в данном направлении могут стать рассматриваемые в статье военно-политические кризисы в Азиатско-Тихоокеанском регионе, войны и вооруженные конфликты и возможные направления развития стратегии и тактики.
ЛИТЕРАТУРА
- Военная стратегия. - М.: Воениздат, 1962.
- Пономарев С.А. Анализ особенностей военных доктрин развивающихся государств Евразийского континента, стремящихся к региональному лидерству // Стратегическая стабильность. - 2000. - № 2.
- Захаров В.М. Характер военной опасности для Российской Федерации в складывающейся системе международных отношений // Стратегическая стабильность. - 2001. - № 2.