Исследовательским коллективом музейного комплекса «История танка Т-34» подготовлена брошюра «Александр Морозов: уникальные документы, фотографии, факты, воспоминания (к 105-летию со дня рождения)»
Танк-легенда Т-34 творение коллективное. Однако, есть неоспоримый факт: 3 марта 1938 года в графе штампа «конструктор» чертежа № 228С «Общий вид танка. Продольный разрез Л-20 (БТХ20)» появляется четкая каллиграфическая запись: Морозов. И пусть это лишь парный вариант чертежа машины, который претерпит большие изменения, прежде чем стать чертежом Т-34, пусть за подписью «конструктор» незримо стоят ещё более двух десятков имен, Александр Александрович Морозов берёт на себя ответственность за первый шаг. Чертеж этого проекта начальник конструкторского бюро М.И. Кошкин подпишет 14 марта. Пройдет немногим более двух лет и Морозов сменит умершего Кошкина на его посту. Каллиграфическая подпись – Морозов – теперь будет стоять первой: в чертежах танков Т-34, Т-44, Т-54…
Удивительная судьба у Александра Морозова. Четырнадцатилетнего подростка отец привел на Харьковский паровозостроительный завод. С того дня он, вместе с заводом, шёл по жизни через войну, эвакуацию, возвращение в Харьков – до последнего вздоха.
Родом из Брянска, сын рабочего, не получивший высшего образования, оставил далеко позади себя многих дипломированных конструкторов, ибо был у него редкий дар провидения машин будущего.
После Великой Отечественной войны Морозов, вернувшись с Урала в Харьков, в том самом КБ, где начинал свою деятельность, создаёт вместе с коллективом танки серии Т-64 – уникальной боевой машины, рассчитанной на применение в радиоактивном пространстве, ставшем актуальным в XX веке.
У него было скульптурное лицо: бритый наголо, со впадинами щёк, с пронзительным взглядом глубоко посаженных глаз. У него был резкий, нелицеприятный характер. Педант до мозга костей. Язвительный. Остроумный. Его выступления на профессиональные темы поражали смелостью и яркостью мышления. Довоенные сослуживцы, любившие давать прозвища друг другу, называли его «Кепкой» – этим головным убором он всегда прикрывал лысину. Было у него и другое прозвище...
Вторая половина жизни Александра Александровича была подвигом, как и первая. Он совершал его вместе со своим творческим коллективом, работая над модификациями танка Т-64, танка будущего. Он был человеком огромного творческого потенциала и, как говорили, «конструктором от Бога». Не случайно, вторая кличка у Морозова в КБ была «да Винчи». В истории танкостроения Морозов смотрится победителем. За спинами конструкторов адвокатами всегда стоят их танки, а танкисты, как свидетели защиты, воевавшие на них, не дают в обиду «шестьдесятчетверку».
Морозов не был обделен наградами, почетом, уважением, вниманием писателей и журналистов. И сам оставил записи о своей деятельности, ставшие книгой. Сборник материалов его и о нем, предлагаемый читателям, содержит уникальные документально-исторические материалы. В большинстве они публикуются впервые.
Journal information