andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

6ТД или 2В-12

Вопрос выбора двигателя для танка активно всегда был актуален в отечественном танкостроении. Если история двигателей В-46, 5ТДФ, ГТД-1000 для советских танков в 60-е 70-е годы  хоть немного раскрыта в ряде публикаций и в интернет, то вопросы конца 80-х освещены очень мало и однобоко, тогда стоял вопрос выбора двигателей двухтактного 6ТД и четырехтактного Х-образного 2В-12 . Несколько страниц из книги Н.К. Рязанцева «Моторы и судьбы. О времени и о себе» по этому вопросу.





 

Нам казалось, что все проблемы по танковому двигателестроению решены: выбран тип двигателя, ведется его серийное производство, организован выпуск танков Т-80УД с этим двигателем, двигатель типа 6ТД используется в перспективных разработках. Но дальнейшие события показали, что мы напрасно успокоились.

30 июня 1989 года состоялась коллегия Министерства обороны СССР под председательством Д. Т. Язова, на которую были приглашены руководители и ведущие специалисты Министерств оборонной и авиационной промышленности, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения,  Госплана,  ЦК КПСС.

Темой коллегии вновь был вопрос о перспективе развития танкового двигателестроения. И опять, как и 17 мая 1985 г., докладчиком был заместитель Главкома Сухопутных войск по вооружению генерал-полковник Павел Иванович Баженов. Но если на предыдущей коллегии П.И. Баженов доказывал, что альтернативы двигателю 6ТД не существует и он должен заменить ГТД на заводе имени В.А. Малышева, то на данной коллегии его выступление было абсолютно противоположным двигатель 6ТД имеет высокий уровень форсирования, ненадежен, не имеет перспективы развития. Хотя завод и выпускал Т-80УД он рекомендовал его только для модернизации Т-64. А перспективным двигателем по его мнению являлся 2В-12 ЧТЗ который разработан по технологии В-2.

Его выступление было неожиданным для многих, к примеру, начальник ГБТУ генерал-полковник Галкин сказал: «П.И. Баженов в своем заявлении задал не правильный тон. У нас сложившиеся КБ и заводы, которые работают по заданию Министерства обороны.  А двигателя 2В-12 пока нет».

Выступление А.А. Галкина поддержал заместитель Министра оборонной промышленности М.А Захаров: «У нас есть ясность по двигателям. Закончена подготовка производства двигателя 6ТД-1. Организован его выпуск. Проведены МВИ двигателя 6ТД-2. Есть двигатель на перспективный танк. Чтобы оценить двигатель 2В-12, нужно провести испытания хотя бы 20 двигателей в танке».

После выступления В.И. Бутова и Н.С. Попова было предоставлено слово мне. До начала совещания до нас дошли слухи, что П.И. Баженов будет выступать с ревизионистской речью. Но мы не знали ее содержания. Поэтому было подго­товлено два варианта моего выступления:

первый - лояльный в случае нейтрального доклада, второй - резкий ответ докладчику в случае отступничества его от прежней идеологии. После объявления моего выступления, сидящий впереди меня Генеральный директор В.В. Пивоваров повернулся и сказал: «Карпович, выступай по второму варианту».

В выступлении я сказал, что, обосновывая необходимость двигателя 6ТД для Советской Армии, буду использовать аргументы, которые приводили Вы, тов. Баженов, на предыдущей коллегии: разработаны двигатели мощностью 1000, 1200, 1500 л.с: опыт эксплуатации показал, что двигатель 6ТД-1 надежен, ремонтопригоден; целесообразно устанавливать двигатель 6ТД-1 в танк Т-80У. На этом основании выпущено постановление об организации производства двигателя 6ТД-1. сегодня Вы это опровергли и сказали все наоборот. Так когда же вы были искренни и когда говорили правду?

Если каждые три – четыре года заказчик будет изменять свои убеждения на противоположные, то наши деловые заседания превратятся в дискуссионный клуб.

Подводя итоги коллегии, Министр обороны Д.Т. Язов отметил, что его не пугает наличие в танках трех видов двигателей в авиации их гораздо больше. Говоря о выборе типа двигателя он отметил: «Мы много говорим, но мало делаем. Мне уже который год говорят о 2В-12, но до сих пор не определились где же его изготавливать? По ГТД и 6ТД у нас есть полная ясность».

Сейчас не главное - дать оценку, а нужно разобраться с целесообразным типом двигателя, как для танка, так и других родов войск. Должны быть отражены интересы всех видов вооруженных сил. Этим мы и должны заниматься».

После окончания коллегии и бурных обсуждений, я задержался в зале и продолжал разговор с А.А. Галкиным и его окружением. В это время кто-то подошел ко мне и взял меня за плечи. Огля­нувшись, я увидел, что сзади стоял Д.Т. Язов, дружески улыбаясь, он сказал: - Я согласен с Вашим выступлением. Можете не переживать - Харьков в обиду мы не дадим. Я искренне поблагодарил Министра за понимание существа ситуации. После этой исторической коллегии П.И. Баженов в Харьков больше не приезжал, не встречал его на совещаниях и в Москве. Он тихо отошел от дел.

Но на этом страсти по выбору типа двигателя не прекратились, 24-26 июля 1989 года Харьков посетил О.Д. Бакланов - председатель Совета национальной безопасности и обороны. Для участия в совещании были приглашены руководители Министерства оборонной промышленности Б.М. Белоусов, М.А. Захаров, В.А. Анищенко, начальник ГБТУ А.А. Галкин, главные конструкторы танков Н.С. Попов, Н.А. Шомин, заместитель главного конструктора танка Т-72 Н.А. Молодняков, главные конструкторы двигателей А.А. Саркисов, В.И. Бутов, руководители институтов Е.К. Потемкин, Н.И. Троцкий, представители партийных органов В.Д. Крючков, Я.Я. Гордиенко В.П. Мысниченко, Ю.Н. Свердлов, руководители завода В.В. Пивоваров, СИ. Мирошниченко и др.

На совещании рассматривался вопрос дальнейшего совершен­ствования танков. Во вступительном слове О.Д. Бакланов впервые заявил об ограничении финансирования оборонных программ.

…..

Затем каждый главный конструктор танка и двигателя доло­жили о направлениях модернизации. Главный конструктор Н.С. Попов считал, что в танк Т-80У следует устанавливать двигатель 2В-12 и организовать производство его в Нижнем Тагиле.

Заместитель главного конструктора Н.А. Молодняков доложил, что предусматривается два этапа модернизации танка Т-72: первый - установка двигателя В84-1, второй - установка двигателя 2В-12.

Главный конструктор ЧТЗ В.И. Бутов сообщил, что создается семейство двигателей типа 2В. Двигатели в 6 и 16-цилиндровом исполнении прошли приемочные испытания. Изготовлено шесть двигателей в двенадцатицилиндровом исполнении - 2В-12, три из которых установлены в танк Т-72, наработка их составляет 110-190 ч. По его мнению, надо решить вопрос, какому двигателю отдать приоритет - 6ТД или 2В-12?

Мне кажется, он получил правильный ответ от начальника ГБТУ А.А. Галкина: «Двигатели 6ТД и 2В-12 находятся на разных этапах развития. Двигатель с 1968 года серийно и устанавливается в танк Т-80УД. Двигатель 2В-12 не прошел никаких видов официальных испытаний, отсутствует постановление о его производстве».

…..

Прошло более 15 лет после коллегии и совещания под председательством О. Д. Бакланова в Харькове. Сегодня 2006 год. Распался Советский Союз. Мы со своим двигателем 6ТД оказались по другую сторону границы и не мешали развитию двигателя 2В-12. Но и сейчас этот двигатель не установлен в танк Т-80У, отсутствуют серийные образцы танков Т-72 с этими двигателями. Уралу по-прежнему продолжает служить «дедушка» В-2. Это лишний раз подтверждает ранее высказанный тезис о том, что создание танкового двигателя - очень сложный, трудоемкий и дорогой процесс. И совершенно недопустимо, если в технику вмешивается политика.



 

Tags: 2В-12, 6ДН12/2х12, 6тД-2, ГТД
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 32 comments

Recent Posts from This Journal