Эдвин У. Беш
Танк M-1A1 является новейшим основным танком армии США. Он будет использоваться в морской пехоте США вместо танка M-60A1. В конструкцию танка
М-1А1 по сравнению с танком М-1 внесен на основе шестилетнего опыта эксплуатации последнего ряд усовершенствований. Основными из них являются: установка 120-мм пушки западногерманской конструкции; усиление броневой зашиты, в том числе за счет использования блоков брони на основе обедненного урана; улучшение зашиты от оружия массового поражения; повышение надежности газотурбинного двигателя; установка тепловизионных приборов наблюдения и прицеливания. Эти усовершенствования повысили боевую живучесть танка.
Эффективным методом оценки боевой живучести танка являются его испытания обстрелом различными типами противотанковых средств.
Испытания обстрелом танков М-1А1 начались в августе 1967 года на Абердинском полигоне и будут проводиться в два этапа. Первый этап продолжительностью 12 месяцев имеет целью оценить уязвимость танка различными противотанковыми средствами и разработать мероприятия по ее уменьшению. Второй этап продолжительностью 6 месяцев будет проводиться с целью оценки эффективности мероприятий, разработанных на первом этапе.
Комплексным испытаниям обстрелом будут подвергнуты четыре танка M-1A1 и один танк М-1, а также большое количество усовершенствованных узлов и систем этих танков. Это дорогостоящие испытания, они обойдутся армии США в 66 миллионов долларов (не считая стоимости опытных узлов и систем, которые будут проверяться в ходе испытаний). Несмотря на высокую стоимость этих испытаний, армия решительно настаивала на их проведении. Испытаниями руководит министерство сухопутных войск; в них принимают участие 12 государственных учреждений США. Стоимость этих испытаний отражена в законе о военных ассигнованиях.
Испытания танков М-1А1 обстрелом проводятся в рамках общей программы испытаний обстрелом разрабатываемых и приобретаемых для вооруженных сил США обычных видов вооружений. Эта программа была утверждена в марте 1984 года уже после принятия на вооружение танка М-1, и после окончания разработки танка М-1А1.
Результаты испытаний танка М-1А1 обстрелом должны обеспечить более точное определение его уязвимых мест и устранение некоторых из них, создать базу данных для моделирования на ЭВМ поражающего действия по танку различных видов боеприпасов и уязвимости его систем, получить данные для разработки танка будущего.
Особо важное значение придается получению в результате испытаний танков обстрелом данных о поражаемости членов экипажа. Основными видами поражений членов экипажа танка при попадании в танк снарядов являются: поражения проникающими в забронированный объем сердечниками снарядов и осколками брони при ее пробитии и отколами тыльных слоев брони при ее непробитии, поражения от повышенного давления во фронте ударной волны, поражения ядовитыми газами, шок от удара снаряда или близкого разрыва, ожоги от воспламенения топлива, гидравлических жидкостей, боеприпасов и одежды.
Оценка поражаемости членов экипажа непроста даже по результатам испытаний танка обстрелом. Поэтому для такой оценки дополнительно привлекаются накапливаемые годами данные о поражаемости экипажей танков в различных вооруженных конфликтах, данные о травматизме в результате транспортных аварий и преступлений и другие подобные данные.
Вероятность выживания танка при обстреле (Ps) определяется выражением:
PS = 1 - PD x PA/D x PH/A x PK/H , где
PD - вероятность обнаружения танка;
PA/D - вероятность выстрела по танку при условии его обнаружения;
PH/A - вероятность попадания в танк при условии выстрела по нему;
PK/H - вероятность поражения танка (или выхода его в ремонт) при условии попадания.
PD - вероятность обнаружения танка;
PA/D - вероятность выстрела по танку при условии его обнаружения;
PH/A - вероятность попадания в танк при условии выстрела по нему;
PK/H - вероятность поражения танка (или выхода его в ремонт) при условии попадания.
Боевая живучесть танка определяется не только его броневой защитой, но и такими факторами как маневренность и огневое превосходство над танками противника, а также умелым использованием местности, взаимодействием с другими танками, БМП "Брэдли" и машинами М-901 с ПТУР "Toy", поддержкой артиллерией, ударными вертолетами и самолетами, то есть разумной тактикой использования общевойсковых формирований. Снижению поражаемости танков способствует массированное применение превосходящих бронетанковых сил с поддержкой их огнем, что подавляет способность противника точно и эффективно стрелять.
При испытаниях обстрелом танков М-1/М-1А1 условия обстрела будут следующими:
с 28 позиций, выбираемых по методике комитета сухопутных войск по науке и технике, обстрел будет проводиться со случайными попаданиями снарядов в различные места танка;
с 20 позиций обстрел будет проводиться с попаданиями снарядов в заранее выбранные места с целью технической оценки.
При обстреле танки будут полностью заправленными топливом, боеприпасами, гидравлической жидкостью и смазками; экипажи в них будут имитироваться манекенами, оборудованными измерительной аппаратурой; двигатели танков будут работать, все системы будут под давлением и разогретыми до рабочих температур.
Подробности о боеприпасах, которыми будут вести стрельбу по танкам М-1 / М-1А1, и данные о дальностях обстрела засекречены. Каждая страна строго охраняет информацию об уровне защиты своих бронированных машин и эффективности своих противотанковых средств.
Армия США полагает, что танк М-1А1 является самым лучшим по боевой живучести танком для технологии начала 80-х годов. Испытания танка М-1А1 обстрелом расширят знания армии о его сильных и слабых баллистических сторонах, ремонтопригодности и методологии испытаний, а на втором этапе испытаний - и о возможных усовершенствованиях танка.
Оценка, толкование и использование результатов испытаний танка М-1А1 обстрелом будут самыми трудными и секретными задачами. Повышение боевой живучести танка обеспечит положительный результат для армии и морской пехоты, а также для тех танковых экипажей, которым, возможно, когда-нибудь придется вести бой в танке М-1А1. Совершенствование огневой мощи, подвижности, надежности и живучести - непрерывный процесс, который не закончится испытаниями танка М-1А1 обстрелом.
Совершенствование танков М-1 и М-1А1 необходимо из-за постоянного совершенствования парка советских танков, противостоящих НАТО и, особенно, силам США в Центральной Европе. Недавнее оснащение советских танков реактивной броней грозит свести к нулю эффективность большинства американских противотанковых средств. Отношение количества дислоцированных в Центральной Европе советских танков с реактивной броней к количеству танков M-1A1 составляет примерно три к одному. В противовес реактивной броне советских танков армия США принимает также на вооружение противотанковую управляемую ракету "Тоу-2А", которая оснащена тандемным кумулятивным зарядом. Вспомогательный заряд, расположенный в носовом стержне ракеты, служит для предварительной детонации реактивной брони. Это обеспечивает возможность основному заряду пробить основную броню танка.
Оснащение советских танков реактивной броней, сводящее на нет эффективность большей части противотанковых средств НАТО, и размещение значительного количества этих танков против находящихся в Западной Германии сил США, делают необходимым как увеличенное размещение танков М-1А1, которые способны поражать новые советские танки, так и ускоренное размещение ПТУР "Тоу-2А" в Европе.
Танки благодаря мощному бронированию являются наиболее живучим видом наземного вооружения. Но они и наиболее часто подвергаются воздействию наземных и воздушных средств поражения, так как представляют собой смертельную угрозу для других систем на поле боя. Очевидно, нет способа сделать танк абсолютно неуязвимым от всех средств поражения, поэтому следует найти компромисс между живучестью, массой, подвижностью, стоимостью и так далее.
Состязание между броневой защитой и противотанковыми средствами не закончится с окончанием второго этапа испытаний танка М-1А1 обстрелом; достижения в обеих областях будут продолжаться. Проведение испытаний танка М-1А1 обстрелом окажет важную помощь в повышении боевой живучести этого уже и сейчас превосходного танка.
EDWIN W.BESH
ABRAMS UNDER FIRE.
ARMY, 1988, August, p.63-65, 69-70, 72
Journal information