Суть недостатка на примере Т-72.
Известное устройство содержит первый и второй элементы с беговыми дорожками и шариками, расположенными между ними, закрепленные каждый посредством кругового ряда болтов, соответственно, на вращающейся и неподвижной частях боевой машины. Первый из элементов устройства (нижний погон) присоединен к неподвижной части боевой машины - подбашенному листу корпуса - посредством кругового ряда болтов с пружинными шайбами. Второй элемент устройства (верхний погон) прикреплен ко вращающейся части боевой машины - донному листу башни - также посредством кругового ряда болтов через амортизационные втулки. Элементы устройства взаимодействуют друг с другом посредством уложенных в их беговые дорожки тел качения - шариков.
Недостатком известного устройства является то, что болты крепления первого элемента к неподвижной части боевой машины имеют низкую живучесть в осевом и радиальном направлениях, выражающуюся в отрыве головок болтов от воздействия максимальной внешней нагрузки, образующейся от взрыва осколочно-фугасного снаряда при попадании его в башню боевой машины.
Решение
Устройство для крепления вращающейся части боевой машины к неподвижной, содержащее первый и второй элементы с беговыми дорожками и шариками, расположенными между ними, закрепленные каждый посредством кругового ряда болтов, соответственно, на вращающейся и неподвижной частях боевой машины, причем на болтах крепления первого элемента установлены пружинные шайбы, отличающееся тем, что на каждом из болтов крепления первого элемента, расположенных в зоне наиболее вероятного воздействия максимальной внешней нагрузки, вместо пружинной шайбы или в поверхностном контакте с ней установлена сминаемая в осевом и радиальном направлениях от внешней нагрузки деталь, выполненная, например, из малоуглеродистой стали.
Работа осуществляется следующим образом.
При взрыве осколочно-фугасного снаряда при попадании его в боевую машину, образуется многофакторная внешняя нагрузка, основным фактором которой является ударная волна. Силовой поток ударной волны передается от башни боевой машины через болты 5 на элемент 2, далее через шарики 3 на элемент 1 и через болты 4 на корпус боевой машины. При этом в каждом болтовом соединении возникает нагрузка растяжения и среза. Часть этой нагрузки воспринимается деталью 7, установленной под опорную поверхность головки болта 4. В результате восприятия деталью 7 горизонтальной и вертикальной составляющей нагрузки происходит смятие детали 7 в вертикальном направлении и ее растяжение (появление овальности отверстия) в горизонтальном направлении. При таком характере деформации детали 7 болт 4 не разрушается.
Положительный эффект предложенного устройства состоит в сохранении живучести боевой машины от взрыва осколочно-фугасного снаряда при попадании его в башню машины.