andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

БТР-4Е – из истории



Сейчас какой-то неожиданно повышенный интерес к теме БТР-4Е, как по мне что тут вообще обсуждать, приплыли уже давно.
Цитата из книги М. Д. Борисюка «Броня крепка». Речь про историю заключения контракта на поставки БТР-4 для Ирака.  Это было написано еще до известных событий с провалом контракта и интересно уже с исторической точки зрения.


Так, уже в сентябре 2009 года к нам приехала представительная военная делегация Ирака, возглавляемая руководите­лем департамента закупок вооружений и военной тех­ники. Потенциальных поку­пателей представляли со­трудники внешнеторговой фирмы «Прогресс». Тогда же мы продемонстрирова­ли иракским военным танк «Оплот», БТР-4Е и бронеавто­мобиль «Дозор-Б». Конечно, я стремился максимально заинтересовать представи­телей Ирака танком «Оплот», который уже был принят на вооружение в Вооруженные силы Украины. В то время имелся и заказ для изготов­ления 10 танков для украин­ской армии, на завод была передана техническая доку­ментация. Но иракцы боль­ше заинтересовались броне­транспортером.
После работы с деле­гацией я сразу же уехал в командировку в одну из ев­ропейских стран. И очень удивился, когда по приезде в аэропорту меня встретили представители фирмы «Про­гресс» и попросили проехать с ними в офис для встречи с иракской делегацией.
Ди­ректор «Прогресса» Тарас Владимирович Шейко, что называется, с порога вы­дал мне: «Иракская сторона готова закупить 420 броне­транспортеров на базе БТР- 4». Выяснилось, что Ирак, в частности, собирается при­обрести 270 линейных бро­нетранспортеров, 80 коман­дирских, 30 медицинских, 30 командно-штабных, и 10 ре­монтно-эвакуационных ма­шин. Кроме того, заказчик нуждался в 10 мастерских технического обслуживания и ремонта, 10 комплексных тренажерах экипажа броне­транспортера, 10 групповых комплектах ЗИП и в стольких же комплектах эксплуатаци­онных материалов. А еще предусматривалось обуче­ние 120 членов экипажей в Украине в течение двух ме­сяцев. И если мы соглаша­емся, завтра будет подписан контракт. Я, конечно, опешил в первый момент. Но затем стал разбираться, анализи­ровать ситуацию, прежде всего, предлагаемые ирак­ской стороной сроки постав­ки и стоимость всех состав­ляющих материалов и работ. Я попросил сутки для прове­дения такого полноценного анализа и расчетов. Помню, что всю ночь с 24-го на 25-е сентября я считал и прово­дил расчеты, размышлял, как поступить в сложившей­ся неординарной ситуации.


Вас пугали гигантская ответственность и междуна­родный уровень вопроса?

Не то чтобы пугали. Но все надо было предельно просчитать, потому что одно дело подписаться под кон­трактом, и совсем другое - его выполнить. Это было не­простое решение, ведь речь шла не только о больших деньгах. Контракт напрямую был связан с имиджем госу­дарства и имиджем украин­ской бронетанкостроитель­ной школы. С одной стороны, заключение контракта даст возможность на два года загрузить оплачиваемой работой более 40 предприятий страны. И, главное, будет содействовать ускоренно­му освоению производства в Украине легких брониро­ванных машин. Но, с другой стороны, на тот момент не была завершена опытно­конструкторская работа по семейству бронетранспор­теров, не разработана доку­ментация на спецмашины, не изготовлены все образцы семейства, и даже не завер­шены испытания линейного образца БТР-4Е. К этому мож­но добавить, что производ­ство подготовлено не было, отсутствовал опыт изготов­ления бронетранспортеров на других предприятиях, кроме самого Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А. Морозова. Да и условия кон­тракта не предусматривали целевого финансирования подготовки производства.

Утром 25 сентября 2009 года я полностью, не скры­вая нюансов, доложил о сложившейся обстановке руководству Министерства промышленной политики Украины. И вместе мы приш­ли к выводу, что лучше ра­ботать в тяжелых условиях, чем спокойно завершить разработку БТР-4Е, а потом сидеть без работы и без за­работной платы. И вечером того же дня был подписан контракт на поставку армии Ирака 420 бронетранспор­теров. Единственное, что мне удалось сделать - мак­симально, насколько со­глашалась на это иракская сторона, отодвинуть сроки поставок техники. Затем на­чалась напряженная, где-то даже ожесточенная схватка со временем. Порой одни сутки, как бы не заверша­ясь, перетекали в другие. В соответствие с договором комиссии ХКБМ от СВТФ «Прогресс» получило 20-про­центный аванс, что состави­ло 72209512,50 долларов или 577758639,95 гривен. В ХКБМ в короткие сроки было выпущено 35 прика­зов и распоряжений началь­ника и генерального кон­структора по организации производства и выполне­ния всего комплекса работ по контракту. В результате в начале января 2011 года были завершены предвари­тельные испытания БТР-4Е с присвоением КД литеры «О», и рабочая конструкторская документация была переда­на на серийный завод. А пер­вая партия бронетранспор­теров в составе 26 единиц, изготовленная в рамках налаженной в Украине про­изводственной кооперации и собранная на ХКБМ, была сдана заказчику в апреле 2011 года. Правда, с опозда­нием на 4 месяца. Но одно­временно была разработана и доведена всем предприятиям-соисполнителям систе­ма предоплаты по второй и третьей партиям БТР-4Е, обе­спечивающая непрерывный производственный процесс.

Были слухи о том, что при приеме партии иракские специалисты обнаружили не­достатки техники...

 Да, это правда. В про­цессе проведения приемос­даточных испытаний пер­вых 11 бронетранспортеров были выявлены многочис­ленные случаи задержек при стрельбе пушек З ТМ-1 производства Каменец-Подольского завода точной механики. По результатам установки в боевые моду- испытательных стрельб на полигоне из 14 пушек 10 оказались с дефектами. По­этому 28 декабря все 72 пушки были возвращены на завод на доработку. Показа­тельно, что при испытании на боевом стенде ДП ЗТМ на двух пушках разорвало стволы. Для выявления при­чин и принятия мер была создана комиссия в составе представителей ХКБМ, ГК «Укрспецэкспорт», КП «Звез­да», Министерства промыш­ленной политики Украины, Министерства экономиче­ского развития и торговли Украины и СБУ. В резуль­тате напряженной работы всех коллективов в апреле 2011 года Ираку была по­ставлена первая партия из 26 машин. Несмотря на все трудности, Украина стала серийным производите­лем бронетранспортеров. В дальнейшем, чтобы уско­рить выполнение контрак­та, требуется расширять производство корпусов, двигателей, коробок пере­дач, раздаточных редукто­ров, а также повысить каче­ство всех комплектующих семейства бронетранспор­теров.
Tags: БТР-4
Subscribe

Posts from This Journal “БТР-4” Tag

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments