?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

БТР-4Е – из истории



Сейчас какой-то неожиданно повышенный интерес к теме БТР-4Е, как по мне что тут вообще обсуждать, приплыли уже давно.
Цитата из книги М. Д. Борисюка «Броня крепка». Речь про историю заключения контракта на поставки БТР-4 для Ирака.  Это было написано еще до известных событий с провалом контракта и интересно уже с исторической точки зрения.


Так, уже в сентябре 2009 года к нам приехала представительная военная делегация Ирака, возглавляемая руководите­лем департамента закупок вооружений и военной тех­ники. Потенциальных поку­пателей представляли со­трудники внешнеторговой фирмы «Прогресс». Тогда же мы продемонстрирова­ли иракским военным танк «Оплот», БТР-4Е и бронеавто­мобиль «Дозор-Б». Конечно, я стремился максимально заинтересовать представи­телей Ирака танком «Оплот», который уже был принят на вооружение в Вооруженные силы Украины. В то время имелся и заказ для изготов­ления 10 танков для украин­ской армии, на завод была передана техническая доку­ментация. Но иракцы боль­ше заинтересовались броне­транспортером.
После работы с деле­гацией я сразу же уехал в командировку в одну из ев­ропейских стран. И очень удивился, когда по приезде в аэропорту меня встретили представители фирмы «Про­гресс» и попросили проехать с ними в офис для встречи с иракской делегацией.
Ди­ректор «Прогресса» Тарас Владимирович Шейко, что называется, с порога вы­дал мне: «Иракская сторона готова закупить 420 броне­транспортеров на базе БТР- 4». Выяснилось, что Ирак, в частности, собирается при­обрести 270 линейных бро­нетранспортеров, 80 коман­дирских, 30 медицинских, 30 командно-штабных, и 10 ре­монтно-эвакуационных ма­шин. Кроме того, заказчик нуждался в 10 мастерских технического обслуживания и ремонта, 10 комплексных тренажерах экипажа броне­транспортера, 10 групповых комплектах ЗИП и в стольких же комплектах эксплуатаци­онных материалов. А еще предусматривалось обуче­ние 120 членов экипажей в Украине в течение двух ме­сяцев. И если мы соглаша­емся, завтра будет подписан контракт. Я, конечно, опешил в первый момент. Но затем стал разбираться, анализи­ровать ситуацию, прежде всего, предлагаемые ирак­ской стороной сроки постав­ки и стоимость всех состав­ляющих материалов и работ. Я попросил сутки для прове­дения такого полноценного анализа и расчетов. Помню, что всю ночь с 24-го на 25-е сентября я считал и прово­дил расчеты, размышлял, как поступить в сложившей­ся неординарной ситуации.


Вас пугали гигантская ответственность и междуна­родный уровень вопроса?

Не то чтобы пугали. Но все надо было предельно просчитать, потому что одно дело подписаться под кон­трактом, и совсем другое - его выполнить. Это было не­простое решение, ведь речь шла не только о больших деньгах. Контракт напрямую был связан с имиджем госу­дарства и имиджем украин­ской бронетанкостроитель­ной школы. С одной стороны, заключение контракта даст возможность на два года загрузить оплачиваемой работой более 40 предприятий страны. И, главное, будет содействовать ускоренно­му освоению производства в Украине легких брониро­ванных машин. Но, с другой стороны, на тот момент не была завершена опытно­конструкторская работа по семейству бронетранспор­теров, не разработана доку­ментация на спецмашины, не изготовлены все образцы семейства, и даже не завер­шены испытания линейного образца БТР-4Е. К этому мож­но добавить, что производ­ство подготовлено не было, отсутствовал опыт изготов­ления бронетранспортеров на других предприятиях, кроме самого Харьковского конструкторского бюро по машиностроению имени А.А. Морозова. Да и условия кон­тракта не предусматривали целевого финансирования подготовки производства.

Утром 25 сентября 2009 года я полностью, не скры­вая нюансов, доложил о сложившейся обстановке руководству Министерства промышленной политики Украины. И вместе мы приш­ли к выводу, что лучше ра­ботать в тяжелых условиях, чем спокойно завершить разработку БТР-4Е, а потом сидеть без работы и без за­работной платы. И вечером того же дня был подписан контракт на поставку армии Ирака 420 бронетранспор­теров. Единственное, что мне удалось сделать - мак­симально, насколько со­глашалась на это иракская сторона, отодвинуть сроки поставок техники. Затем на­чалась напряженная, где-то даже ожесточенная схватка со временем. Порой одни сутки, как бы не заверша­ясь, перетекали в другие. В соответствие с договором комиссии ХКБМ от СВТФ «Прогресс» получило 20-про­центный аванс, что состави­ло 72209512,50 долларов или 577758639,95 гривен. В ХКБМ в короткие сроки было выпущено 35 прика­зов и распоряжений началь­ника и генерального кон­структора по организации производства и выполне­ния всего комплекса работ по контракту. В результате в начале января 2011 года были завершены предвари­тельные испытания БТР-4Е с присвоением КД литеры «О», и рабочая конструкторская документация была переда­на на серийный завод. А пер­вая партия бронетранспор­теров в составе 26 единиц, изготовленная в рамках налаженной в Украине про­изводственной кооперации и собранная на ХКБМ, была сдана заказчику в апреле 2011 года. Правда, с опозда­нием на 4 месяца. Но одно­временно была разработана и доведена всем предприятиям-соисполнителям систе­ма предоплаты по второй и третьей партиям БТР-4Е, обе­спечивающая непрерывный производственный процесс.

Были слухи о том, что при приеме партии иракские специалисты обнаружили не­достатки техники...

 Да, это правда. В про­цессе проведения приемос­даточных испытаний пер­вых 11 бронетранспортеров были выявлены многочис­ленные случаи задержек при стрельбе пушек З ТМ-1 производства Каменец-Подольского завода точной механики. По результатам установки в боевые моду- испытательных стрельб на полигоне из 14 пушек 10 оказались с дефектами. По­этому 28 декабря все 72 пушки были возвращены на завод на доработку. Показа­тельно, что при испытании на боевом стенде ДП ЗТМ на двух пушках разорвало стволы. Для выявления при­чин и принятия мер была создана комиссия в составе представителей ХКБМ, ГК «Укрспецэкспорт», КП «Звез­да», Министерства промыш­ленной политики Украины, Министерства экономиче­ского развития и торговли Украины и СБУ. В резуль­тате напряженной работы всех коллективов в апреле 2011 года Ираку была по­ставлена первая партия из 26 машин. Несмотря на все трудности, Украина стала серийным производите­лем бронетранспортеров. В дальнейшем, чтобы уско­рить выполнение контрак­та, требуется расширять производство корпусов, двигателей, коробок пере­дач, раздаточных редукто­ров, а также повысить каче­ство всех комплектующих семейства бронетранспор­теров.

Tags:

Posts from This Journal by “БТР-4” Tag

promo andrei_bt october 25, 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
shamaner
May. 24th, 2017 04:52 pm (UTC)
кстати повезло шо иракцы отказались, экспорт - хорошо, когда своя армия броней обеспечена. еще Дебальцево освобождать придется.
elvis_s_presni
May. 24th, 2017 05:16 pm (UTC)

Аплодирую стоя)))))но чета ржу, извините)) ( сарказм моуд офф)



Edited at 2017-05-24 05:22 pm (UTC)
Abbat Faria
May. 24th, 2017 08:18 pm (UTC)
Да, да,да. И "молотов" побольше. Кстати на экспорт идет? Не?
sgmc
May. 24th, 2017 10:53 pm (UTC)
Компьютерную игру, где украинские войска, освобождают Дебальцево - еще не сделали. И даже не анонсировали.
Завязывали бы вы уже со влажными мечтами. . .
Big Macintosh
May. 25th, 2017 12:07 pm (UTC)
Стоит отметить, что в Мосуле иракцы воюют совершенно безжалостно и к чужим, и к своим. Хороша же броня от которой отказались даже они отказались.
shamaner
May. 25th, 2017 03:29 pm (UTC)
тем не менее те, которые таки добрались до иракцев, местный МО нахваливает:
andrei_bt
May. 25th, 2017 03:31 pm (UTC)
А что он там вещает министр их?
shamaner
May. 25th, 2017 03:36 pm (UTC)
легенды:
БТР-4 неоднократно доказывал свою живучесть на поле боя в Ираке. Например, выдержал прямое попадание противотанковой управляемой ракеты во время нападения террористов в то время, когда основной боевой танк был уничтожен.

kexafer
May. 25th, 2017 04:25 pm (UTC)
А там есть чем выдерживать?
shamaner
May. 25th, 2017 04:36 pm (UTC)
можыд решетка помогла. зачем-то ж они их обваривают.
Walter Kurtz
May. 25th, 2017 08:31 am (UTC)
Спешка,запуск в производство сырого изделия, утрата или отсутствие компетенций в производстве узлом и механизмов,проталкивание "своих" поставщиков, воровство денег ( с половины). В таких условиях даже супер талантливый коллектив не состоянии выдать годный продукт. В РФ Т-72 и БТР-80 по двадцатому разу перепиливают при наличии всего производственного цикла и то косяки вылазят.
Vadim Sekret
May. 25th, 2017 06:12 pm (UTC)
БТР это БТР
А по факту вечное стремление его как БМП на колесах применять ...отсюда и результат...
( 12 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner