Самое интересное. что даже по сей день очень мало из сказанного реализовано.
Проблема обеспечения живучести танков первого послевоенного поколения решалась, в основном, путем усиления гомогенной стальной брони. Повысилось дифференцирование бронирования, т. е. защита обеспечивалась при определенных курсовых углах, которые были выбраны с учетом законов обстрела, выявленных из опыта Великой Отечественной войны.
Были внедрены отдельные мероприятия, направленные на повышение противоснарядной стойкости танка: исчезли "заманы" на башнях, усилилось крепление погона башни и самого подбашенного листа корпуса, появилась система противопожарного оборудования и др.
Однако экспериментальными исследованиями и анализом боевого использования этих танков было выявлено, что топливо и боеприпасы очень уязвимы при пробитии брони, а частость возгорания осталась на уровне второй мировой войны.
Более остро встал вопрос о воздействии снарядов на танк без пробития брони,
так как с одной стороны, резко возрос уровень энергии, передаваемой конструкции танка при ударе, с другой - усложнилось оборудование танка.
Развитие противотанковых средств наряду с другими факторами способствовало созданию нового поколения танков 60-70-х годов.
Дальнейшим наращиванием стального бронирования поставленные задачи решить было невозможно.
Разработчики нашли технические решения, позволившие резко повысить характеристики бронирования танка без существенного увеличения веса за счет комбинированной (многослойной) брони лобового узла корпуса комбинированной (с наполнителем) брони и др.
Вместе с тем вопросы обеспечения живучести танка при попадании снарядов без пробития и с пробитием брони остались актуальными. Это объясняется прежде всего чрезвычайно плотной компоновкой танка, усложнением и появлением новых систем и узлов (автомат заряжания, система противоатомной защиты, усложненная система управления огнем и др. ).
ВЛИЯНИЕ НЕКОТОРЫХ КОМПОНОВОЧНЫХ И КОНСТРУКТИВНЫХ РЕШЕНИИ НА ЖИВУЧЕСТЬ ТАНКА