?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Любопытный материал на все еще актуальную тему.
Все замечают, что даже в ходе боев в различных точках  мира советские и постсоветские танки в основном применяют с открытыми люками.
Даже на всевозможных показухах как биатлон и прочее.
Про одну из причин в статье из ВБТТ №2 за 1984.

МИКРОКЛИМАТ В ТАНКЕ НА МАРШЕ
С. М. ПЕРЕГОНЦЕВ, А. К. ЩЕДРИН

С целью изучения микроклимата в современных танках были проведены восемь 10-часовых маршей в режиме «По-боевому» в летних условиях сред­ней полосы страны в дневное и ночное время. Ис­следования проводились на двух танках:            Т-72
(№ 1) и Т-80 (№2). Определение показателей внутри и снаружи танков проводилось стандартны­ми методами [1]. Показания приборов считыва­лись водителем в отделении управления и навод­чиком — в боевом отделении во время кратковре­менных остановок. Проводились измерения темпе­ратуры тела и интенсивности потовыделения, а также расчеты средневзвешенной температуры I кожи и средневзвешенного теплового потока Ф от танкистов [1].
Субъективное тепловое состояние людей учитыва­лось по 7-балльной шкале: 1—очень холодно, 2 — холодно, 3 — прохладно, 4—комфортно, 5— теп­ло, 6—жарко, 7 — очень жарко.
Температура окружающей среды изменялась в те­чение суток от 13 до 24°С, составляя в среднем 19,4°С. Интенсивность суммарной солнечной ра­диации примерно равнялась 820 кал/(см2-мин). Скорость ветра была днем 0,1—0,9, ночью — 0,18— 0,8 м/с, а относительная влажность составляла в среднем за марш 75—78 %.
В этих условиях температура воздуха в отделении управления была 28,7 днем и 28,1 °С ночью; в бое­вом отделении соответственно 30,7 и 28,8 °С. Тем­пература внутри машины на 8,7—11,3 °С превыша­ла наружную.
Высокий уровень абсолютной влажности в танке обусловлен тем, что испаряющаяся влага с дыха­тельных путей и с поверхности кожи задерживает­ся в машине. При этом образуются застойные зоны из-за низкой подвижности воздуха, поэтому тяже­лый воздух, насыщенный влагой, скапливается в нижней части обитаемых отделений. Использова­ние индивидуальных вентиляторов не снижает уровня абсолютной влажности, а лишь способст­вует равномерному ее распределению внутри танка.
В равных метеорологических условиях температу­ра в танке № 1 была на 0,4—4,6 °С выше, чем в танке № 2. Уровни абсолютной влажности в обеих машинах были примерно одинаковыми. Температура тела водителей в ходе маршей подни­малась до 37,8, у командира и наводчика — до37,9 °С, что свидетельствует о перегревании орга­низма. Однако недопустимо высокой температуры тела (38,5 °С) не отмечалось, поэтому экипажи смогли выполнять работу в течение 10 ч. Теплопотери сухим способом (конвекция и радиа­ция) у водителей составляли днем 40,0; ночью 26,8 Вт/м2. Уменьшение теплоотдачи сухими путя­ми сопровождалось подъемом средневзвешенной температуры кожи. Если в комфортных условиях t=33 °С, то в наших исследованиях она была на 2°С выше. По-видимому, микроклимат в танке не­благоприятен для теплоотдачи сухим способом, при этом подключаются механизмы. потовыделе­ния. За счет этих механизмов и обеспечивалось поддержание теплового равновесия организма тан­кистов с рабочей средой.
Теплопотери испарением у водителей на 8,6, а у остальных танкистов на 11,8 Вт/м2 превышали фи­зиологический оптимум, о чем свидетельствуют и теплоощущения, выраженные в баллах. Результаты исследований показали, что поддер­жание нормальной [2] температуры воздуха в обоих танках за счет существующей системы вен­тиляции при температуре наружного воздуха 20 °С затруднительно. Уровни относительной влажности воздуха в обитаемых отделениях танков соответст­вовали МТТ СВ—81. Повышенные уровни абсо­лютной влажности воздуха указывают на недоста­точную проветриваемость машин.

Вывод
Летние марши танков в режиме «По-боевому» по­казали напряженное тепловое состояние экипажей. Одним из эффективных путей улучшения микро­климата в танках может явиться оборудование их кондиционерами воздуха.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Методы оценки обитаемости военно-технических объек­тов.— М.: Воениздат, 1977.

  2. Медико-технические требования к обитаемости подвижных наземных объектов вооружения и военной техники Сухопут­ных войск (МТТ СВ—81). — М.: Воениздат, 1983.


Поступила в редакцию 16.11.83.

Recent Posts from This Journal

  • Маловато

    Корпорация MBDA сообщает, что в марте новейшая ракетная система Brimstone 3 успешно достигла важной вехи своего развития,завершив свое первое…

  • Интересная была машина.

    152 мм ГСП с оперенными БПС. Пробивала снарядами 60-го года все зарубежные танки, созданные до конца 80-х (310 мм на Д=3000 м). Из минусов –…

  • Рано радуются

    123:5. Такой вот счет у Аэробуса против Боинг. В Ле-Бурже заключены контракты на 123 самолёта Аэробус (13 млрд. $). У Боинг пока нечем особо…

  • Ремонтное

    Под патронажем начальника штаба армии генерал-майора Отмана аль-Ганми 9-я бронетанковая дивизия провела церемонию и выставку по случаю окончания…

  • Сергей Друзин: ракеты С-500 могут работать за пределами атмосферы

    Друзин Сергей Валентинович: заместитель генерального директора по научно-техническому развитию . Одними из самых обсуждаемых…

  • Всегда работало

    Пентагон показал любопытные кадры с невзорвавшейся прилипающей миной на борту танкера «Kokuka Courageous». Также сообщили о том, что…

  • Долгоиграющий проект

    Армия Чехии модернизирует около 30 танков Т-72 к 2023 году Армия Чешской Республики планирует обновить более 30 основных боевых танков до уровня…

  • Из истории швейцарских танков

    По сообщению Molotа477 в 80-е годы конструктор китайских танков Жань Рюшен (Zhang Ruisheng) посетил Швейцарию для ознакомления с разработками…

  • Видео танка «Аль Кафиль-1» (Kafeel-1)

    Презентация танка начальникам. Идеология танка и пояснения разработчиков (на арабском). Судя по кадрам много усилий ушло на покраску,…

promo andrei_bt октябрь 25, 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…

Comments

(Deleted comment)
mechnik
Oct. 8th, 2017 04:13 pm (UTC)
"Вот если бы всё так просто было - люди болели и умирали от бани и от купания"
Во первых, это лишь возможность заболеть, а не обязательно заболеть. Все зависит от степени переохлаждения, микрофлоры гортани, иммунитета реципиента...
Во вторых, нужно не просто из теплой зоны зайти в холодную (без теплой одежды), а хорошо, перед этим, пропотеть.
Но да, на основе не очень точных наблюдений, как ты заметил, сложилась "кондицеонерофобия" и страх перед сквозняками.

" выходя зимой из дома,"
Тут мы одеты и нам, как бы, немного по барабану.
(Deleted comment)
mechnik
Oct. 8th, 2017 04:42 pm (UTC)
"Ни один фактор - ни резкий перепад температуры окружающей среды (купание, баня и т.п.), ни холодный воздух сам по себе (зимой вы вдыхаете его) не способен привести к болезни. "
Хех... если бы ты читал внимательно мои реплики, то обнаружил бы, что я этого и не утверждал.

Вдыхание холодного воздуха и массированная отдача тепла всем телом - это немножко большие разницы, по степени теплоотдачи.

"Кондей в этом смысле не опаснее"
Разумеется, не опаснее. Обычный напольный вентилятор (т.к. дует сильнее) - в разы опаснее.

"Тут только выход за компенсаторные возможности организма если."
Собственно, это, как раз, и происходит.
(Deleted comment)

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner