?

Previous Entry | Next Entry

В продолжение темы

РАЗРАБОТКА СИСТЕМ КОМФОРТНОГО
И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ
ДЛЯ БОЕВЫХ ГУСЕНИЧНЫХ И КОЛЕСНЫХ МАШИН


А.А. Вивденко, начальник отдела, к.т.н., академик Международной академии холода (НТК "Криогенная техника", г. Омск)
В.Г. Деньгин, зам.директора, к.т.н., академик МАХ (НТК "Криогенная техника", г. Омск)
Ю.Г. Кропотин, директор, к.т.н., академик МАХ (СКБ "Криос" ОАО "Сибкриотехника", г. Омск);
В.А. Пискарев, исполнительный директор, к.т.н., академик МАХ (СКБ "Криос" ОАО "Сибкриотехника", г. Омск)

     Эффективность использования современных наземных военно-транспортных средств (ВТС) в значительной мере определяется температурно-влажностными условиями в их обитаемых и приборных отсеках. Вместе с тем, разработка средств комфортного и технологического кондиционирования российских боевых гусеничных и колесных машин в настоящее время находится не на должном уровне. Особенно это стало очевидно, когда российские экспортеры вооружений начали осваивать рынки стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и других, среднегодовая температура которых существенно превышает европейский уровень.
      В связи с изложенным в специальном конструкторском бюро "Криос" (г. Омск) совместно с разработчиками военной техники (ОАО "СКБМ" г. Курган, ОАО "Мотовилихинские заводы" г. Пермь, ФГУП "УКБТМ" г. Нижний Тагил, ОАО "НИЭМИ" г. Москва и др.) начиная с 1994 г. был создан ряд специализированных систем кондиционирования воздуха (СКВ). Характеристики некоторых из них представлены в таблице 1. Все приведенные в таблице системы кондиционирования воздуха успешно прошли полные циклы испытаний стендовых и в составе изделий, для которых они предназначены. Некоторые из них эксплуатируются в течение нескольких лет: КБМ-ЗМ в составе БМП-3 в ОАЭ, СКС-1 и СКС-2 в составе РСЗО "Смерч" в Алжире и Кувейте.
      Опыт создания систем кондиционирования воздуха для наземных военно-транспортных средств позволил сформировать определенные подходы к их разработке.

1.      Невозможно создать некую универсальную систему кондиционирования, пригодную для военно-транспортных машин даже одного класса. Особенности разных машин, в том числе и аналогичных по своим функциональным назначениям заставляют создавать разные системы кондиционирования. Например, система кондиционирования СКС-3, предназначенная для танков Т-72С, имеет механический привод компрессора, а система кондиционирования СКС-5, разработанная для танка Т-80У - электропривод. Речь может вестись в лучшем случае о поузловой, а чаще поэлементной унификации.
2.      Анализ возможных типов холодильных установок, на базе которых возможно построение СКВ, позволяет утверждать, что наиболее целесообразно использовать в качестве базовой парокомпрессионную холодильную машину. Известно, что такой тип холодильного устройства наиболее эффективен, особенно при ограниченных энергоресурсах транспортного средства. В то же время традиционные транспортные СКВ имеют неприятную особенность - утечки хладагента через торцовое уплотнение компрессора. Чтобы избежать этого, в СКВ "Криос" был разработан унифицированый ряд специальных поршневых компрессоров (патент РФ № 2064088), в которых при штатной работе полностью исключены утечки хладагента в окружающую среду.
3.      Для обеспечения разнообразных требований, предъявляемых ВТС к системам кондиционирования целесообразно строить их по блочно-разнесеному варианту. При этом все основные узлы СКВ располагаются на определенном расстоянии друг от друга, зачастую в разных отделениях транспортного средства. Разнесенный вариант построения системы кондиционирования обеспечивает многовариантность компоновки СКВ на транспортном средстве, позволяет расширить функциональные возможности СКВ (например, организовать охлаждение питьевой воды - патент РФ № 2113663), облегчает ремонт и обслуживание как собственно узлов системы кондиционирования, так и других агрегатов транспортного средства, установленных в зоне расположения последних.
     Перечисленные выше положения, относящиеся к оснащению современных наземных военно-транспортных средств системами кондиционирования воздуха, являются наиболее общими. Наряду с этими существуют и другие, более специфичные, обусловленные характером назначения военно-транспортного средства. В каждом конкретном случае возможно появление каких-то своих оригинальных требований. Очевидно, что при расширении круга наземных ВТС, оснащаемых СКВ, перечень особенностей систем кондиционирования может увеличиваться. В то же время вполне определенно можно сказать о том, что базовые конструкции и принципы построения транспортных СКВ, разработанных в СКВ "Криос", являются надежной основой их дальнейшего успешного внедрения в различные области специализированных транспортных средств.
Изделие КБН-2 КБМ-ЗМ2 СКС-1, СКС-2 СКС-3 СКС-5 СКС-6 СКС-6-1 СКС-б-06 СКС-9 СКС-11 СКС-12
Заказчик ОАО "СКБМ" г. Курган ОАО "СКБМ" г. Курган ОАО "МЗ" г. Пермь ФГУП УКБТМ г. Н. Тагил ФГУП КБТМ г. Омск ОАО "НИЭМИ" г. Москва ОАО "ВНИИТМ" г.Санкт-Петербург ЦКБ "Титан" г.Волгоград ГУП КБП г.Тула
Объект кондиционирования БМП-2 БМП-3 РСЗО "Смерч" Т-72С, Т-90С Т-80У С-300 РХМ-7 М1, 9Т248 Панцирь - М1
Выполняемые функции охлаждение и осушение воздуха охлаждение и осушение воздуха, охл. воды охлаждение и осушение воздуха охлаждение и осушение воздуха охлаждение и осушение воздуха охлаждение и осушение воздуха охлаждение и осушение воздуха охлаждение и осушение воздуха охлаждение и осушение воздуха охлаждение и осушение воздуха охлаждение и осушение воздуха
Сдаточные условия:

  • темпер. воздуха, 0С;

  • относит, влажность воздуха, %

50
45
50
45
53
25
50
45
50
45
50
45
50
45
50
45
50
45
45
45
35
45
Холодопроизводи-тельность, не менее, Вт 7000 8000 6000 6500 3500 7500 5000 4500, 7500 6000 7500 4500
Потребляемая механическая мощность, не более, Вт 5000 6000 4000 5000 - - - - 4000 - -
Потребляемая электрическая мощность, не более, Вт 500 500 500 500 3000 7200 4100 7200 1500 8000 4000
Расход охлажден. воздуха, м3/ч 370 600 360 400 240 600 300 600 1000 900 500
Масса, не более, кг 90 90 90 90 110 250 160 250 130 180 130
Хладагент R22 R22 R22 R22 R22 R22 R22 R22 R22 R22 R22
Режим работы вентилятора 1-скоростной 2-скоростной 2-скоростной 2-скоростной 2-скоростной 2-скоростной 2-скоростной 2-скоростной 2-скоростной 1-cкоростной 1-скоростной
Автоматическое поддержание заданного уровня температуры один темпер. уровень один темпер. уровень три темпер. уровня три темпер. уровня один темпер. уровень три темп. уровня три темпер. уровня три темпер. уровня три темпер. уровня один темпер. уровень три темпер. уровня





Recent Posts from This Journal

Latest Month

March 2023
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner