? ?

Previous Entry | Next Entry

Материал известного испытателя танков (БТ, Т-34 и пр). Рассказано об особенностях работы, постоянные пожары ,ЧП и прочее.
Но, конечно, материал 70-х годов. Ничего точно не указано.


Прыжок в исполнении Кульчицкого

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ИСПЫТАТЕЛЬ ТАНКА
(записки испытателя)
Е. А. КУЛЬЧИЦКИЙ
ВБТТ 1971. №5

    Прежде всего надо уточнить, о каком испыта­теле пойдет речь.
Говоря об испытателе и его работе, я имею в виду прежде всего испытания, которые проводил служа в Советской Армии: на научно-испытатель­ном инженерном полигоне Военно-технического управления в должностях:       инженера, старшего
инженера и начальника лаборатории механическо­го транспорта; на научно-испытательном автобронетанковом полигоне — начальником автоброневой и танковой станций, помощником и начальником испытательного отдела полигона; в Главном бро­нетанковом управлении Красной Армии — замести­телем начальника танкового управления по опыт­ным работам, а также в гражданском ведомстве— в Министерстве транспортного машиностроения СССР в должности главного испытателя.
В 1927 г. я начал эту интересную работу с ис­пытаний мотоциклов, специальных машин повы­шенной проходимости, автомобилей, тракторов, автогрейдеров, аэросаней, а затем перешел к испы­таниям бронеавтомобилей и танков.
Параллельно с испытательной работой я увле­кался и участвовал в мото- и автопробегах, гонках и спартакиадах, которые были организованы в Со­ветской Армии, в ДОСААФ.
В зависимости от занимаемой должности и при­обретенного опыта я испытывал вначале отдельные механизмы и агрегаты, затем отдельные машины, группы машин, участвовал в работе специальных испытательных комиссий и в последнее время испытывал танки в качестве заместителя предсе­дателя и председателя министерских, междуведом­ственных и государственных комиссий.
Работа испытателя очень интересная, увлека­тельная и благодарная. Он связан с большим ко­личеством людей, специалистами различных про­филей, со всеми, кто проектировал и строил маши­ну. Испытатель участвует в составлении тактико­технических требований или технического задания на проектирование опытного образца. К этому он должен готовить себя заранее.
При испытаниях различных машин ему надо вести журнал, в который кратко заносить все ос­новные впечатления и свои пожелания относитель­но будущей машины, вытекающие из результатов испытаний разных машин (по двигателю, транс­миссии, ходовой части и т. д.). Таким образом, у испытателя всегда должно быть свое мнение, как бы свои тактико-технические требования к каж­дому типу машин. Эти требования могут меняться в зависимости от результатов испытаний, изучения и анализа дополнительных материалов и сведений.
   Участвуя в составлении тактико-технических требований или технического задания на опреде­ленный тип машины, испытатель докладывает свое мнение, которое учитывается и обсуждается конст­рукторами, военными, производственниками и дру­гими специалистами. Утвержденные общие такти­ко-технические требования всегда дадут что-то но­вое для испытателя, и он должен сделать соответ­ствующие записи в своем рабочем журнале.
Испытания опытного образца проводятся по ут­вержденной программе, в составлении которой ис­пытатель также должен принимать участие в каче­стве знающего и авторитетного специалиста.
Постепенно в работу по созданию опытных образцов включается все больше и больше людей различных специальностей. В отношениях с завод­скими работниками испытатель должен быть вы­держанным, аккуратным и честным, постоянно помня, что они выполняют очень трудную и необ­ходимую работу, он должен приложить максимум усилий, чтобы установить деловой контакт прежде всего с работниками опытного, сборочного и сда­точного цехов, ОТК, военной приемки, конструк­торского бюро. Испытателю надо добиться их до­верия, всячески помогать им, всегда прислуши­ваться к их мнению и предоставлять им возмож­ность больше участвовать в испытаниях. Чем луч­ше будут отношения и чем большим авторитетом у них будет пользоваться испытатель, тем легче ему будет проводить испытания.
    Участвуя в работе по созданию новых машин, общаясь с большим коллективом высококвалифи­цированных специалистов различных направлений, испытатель получает огромное удовлетворение, расширяя свой кругозор и приобретая все больший опыт.
Когда испытатель хоть один раз это удовлетво­рение прочувствует, да если ему еще окажут честь и дадут первому вдохнуть жизнь в мертвую до не­го машину и выехать на ней из цеха на испытания, он будет работать не щадя своих сил и использует все возможности, чтобы как можно больше при­нести пользы в этой большой, ответственной и по­четной работе. А если испытатель этих ощущений не заметит и такого вывода не сделает, значит хорошим испытателем он не будет — чего-то не дано.
Профессия испытателя очень сложная. Работа его требует высокой физической выносливости, потому что танк (или другая машина) должен испытываться в самых тяжелых и сложных усло­виях. Чем тяжелей условия работы для машины, тем тяжелей они и для испытателя.
      Он должен определить предел возможностей испытываемой машины, помня, однако, что ему никто не простит, если он ее безграмотно сломает, предъявляя требования выше ее конструктивных возможностей.
Испытания должны проводиться в любую по­году, в любое время суток, в любое время года и всегда на максимально возможных скоростях дви­жения, с безостановочными пробегами на запас хода (полный расход топлива), в боевом положе­нии и т. д.
Испытатель должен любить свою работу и по­стоянно повышать свои знания, обладать особой собранностью, быстрой реакцией, быть смелым и решительным, иметь крепкие нервы, быть хорошим организатором и помнить, что его работа сопря­жена с риском.
Самый серьезный риск — ошибиться в оценке машины при испытаниях и даче заключения.
Дать путевку в жизнь неполноценной машине — это означает в лучшем случае большие неприятно­сти при запуске ее в серию, ибо в процессе произ­водства придется на ходу вносить конструктивные изменения, проводить быстротечные испытания и доводить машину, выбрасывая детали, узлы и аг­регаты порочной конструкции.
В армии же, даже в мирное время, с такой машиной дело будет обстоять еще хуже. Она нару­шит жизнь и боевую подготовку части. Частые поломки, аварии, сопровождающиеся выходом ма­шины из строя на продолжительное время, повле­кут за собой срыв занятий, учений и дискредита­цию боевой машины. Восстановление такой маши­ны связано с вызовом представителей завода, раз­бором аварий, составлением актов, ожиданием получения запчастей и т. д.
    В военное же время недоработанная машина может привести к еще более серьезным последст­виям. Гитлеровцы были вынуждены во время вой­ны создавать новые танки, так как находящиеся у них на вооружении машины не могли успешно противодействовать нашим Т-34, KB и ИС. Ho во время войны невозможно создать принципиально новый танк, так как нет достаточного времени для доводки двигателя, трансмиссии и других агрега­тов, а также для организации большого серийного производства такого танка, да и военная обстанов­ка мешает создать необходимые условия для вы­полнения этих работ. Вот почему, даже при ис­пользовании промышленности всей Европы, в фа­шистской Германии сумели сделать только хоро­шие броневые корпуса и вооружение, а хороших, новых танков не смогли создать. Машины были ненадежны, обладали плохой проходимостью — заетревали на слабых грунтах, на косогорах и в рвах. На войне они были неполноценными боевы­ми машинами, не могли исправить тяжелого поло­жения немцев на фронте, не оправдали их надежд.
Ho вернемся к испытателю. Есть и другая сто­рона ошибочной оценки испытываемой им маши­ны. Плохо, когда испытатель, боясь ответственно­сти, бракует хорошую машину из-за непринципи­альных конструктивных и производственных де­фектов, когда он вообще не хочет рисковать, давая отрицательное заключение машине только потому, что имели место поломки и аварии во время испы­таний. Он должен уметь отличить принципиальные конструктивные и производственные дефекты от случайных и непринципиальных.
Если испытатель ошибется в оценке машины (в любом из рассмотренных выше случаев), то авторитет его будет потерян и ему никогда больше не поручат серьезных испытаний.
      При испытаниях могут быть различные несчаст­ные случаи. Внезапная поломка или выход из строя механизма, неисправность в ходовой части на большой скорости в сложных условиях, а так­же несвоевременно замеченный пожар на машине могут вызвать аварию, иногда с человеческими жертвами.
Совершая движение на максимально возмож­ных скоростях, всегда следует учитывать возмож­ность наездов на людей, повреждения зданий, мос­тов и т. д. Недостаточный опыт испытателя-руко- водителя или недисциплинированность одного из участников испытаний также могут вызвать нес­частный случай.
За все несчастные случаи, чрезвычайные происг, шествия, имевшие место на испытаниях, как пра­вило, отвечают испытатель (руководитель испыта­ний) и непосредственный виновник, поэтому испы­татель должен постоянно чувствовать ответствен­ность и принимать все необходимые меры для избежания всяких происшествий на испытаниях и прежде всего—несчастных случаев с людьми.
      Испытатель-руководитель, по неписанным зако­нам, должен самые опасные для жизни экспери­менты первый раз проводить сам (или выделять самого опытного испытателя из руководящего со­става), так как он считается более опытным, знаю­щим и тренированным, а следовательно, ему легче избежать несчастных случаев.
Чаще всего несчастные случаи происходят при испытаниях машин, когда в коллективе испытате­лей и особенно среди их руководителей есть недис­циплинированные люди, когда не выполняются ин­струкции и наставления, предупреждающие об опасности.
Я за свою жизнь был свидетелем многих нес­частных случаев и чрезвычайных происшествий с печальным исходом.
Однажды испытывался танк, отдельные конст­руктивные узлы которого были недоработаны, вследствие чего при перегрузках двигателя в тан­ке возникали пожары. После каждого конструк­тивного изменения, которое вносилось с цель
ликвидировать пожары, приходилось проверять его эффективность, создавая повышенные нагрузки на двигатель и вызывая этим пожары в танке (до тех пор пока дефект не будет окончательно устранен). За время моей многолетней работы испытателя было много случаев пожара в танке, но все они окончились благополучно, потому что мы предви­дели возможность пожаров и делали все, чтобы их ликвидировать сразу, как только они появлялись. На броне устраивали рабочее место помощника испытателя, который наблюдал за местом возник­новения пожаров, немедленно, по переговорному устройству, докладывал о нем и, пользуясь огнету­шителями и кошмой, начинал борьбу с пожаром. Получив сигнал о пожаре, танк быстро останавли­вали и весь- экипаж включался в работу по его ликвидации.
      Когда испытания были закончены и я уехал в Москву, завод продолжал доводку танка. В одном из пробегов в танке опять возник пожар, но наблю­дающего на броне танка не оказалось, своевремен­но огонь замечен не был, танк остановили с опозда­нием и экипаж с ликвидацией пожара не спра­вился — было «ЧП».
Часто нарушаются приказы и инструкции при проходах железнодорожных переездов, особенно неохраняемых. И у меня первое время было много неприятностей, пока всех испытателей не приучили строго выполнять приказы и инструкции в любых условиях. Некоторые мне доказывали, что это излишние предосторожности, что достаточно чело­веку, который стоит на сиденье и, высунувшись из башни, видит переезд, скомандовать «вперед» и безопасность будет обеспечена. Я же требовал обязательной остановки танка, выхода человека на переезд и чтобы только после его команды танк начинал движение. Был случай, когда зимой, пос­ле тяжелых и утомительных испытаний, с большим опозданием, ночью, мокрые и замерзшие испыта­тели возвращались на завод и, подъехав к переез­ду, хотели пройти его без выхода наблюдателя из танка на переезд. Я запретил. Мне с неудовольст­вием доказывали, что мой формализм слишком жесток, что все измучились и промокли и, если допустить остановку танка и выход наблюдателя, то возможны заболевания. Я вышел из танка и с переезда подал сигнал «вперед». Мы молча доеха­ли до завода и разошлись.
      После окончания испытаний я уехал на другой завод, где должен был проводить длительные ис­пытания очень интересной машины. Увлекся испы­таниями и забыл на время все остальное. Перед отъездом в Москву меня встретил главный конст­руктор этого завода и рассказал о большом несчастье на заводе, с которого я приехал к ним. Оказалось, что экипаж, который имел свои представления о выполнении приказов и инструкций, нарушил их, пошел на неохраняемый переезд без остановки танка и выхода наблюдателя. Когда танк уже сходил с рельсового пути, налетел поезд и задел за ствол пушки, установленной «по-походному» — назад. Ударом были сорваны крепления ствола и поворотный механизм, а башня заверте­лась с большой скоростью, нанося повреждения людям, сидевшим в боевом отделений и в башне. Один из испытателей, стоявший на сиденье, высу­нувшись из башни, был выкинут центробежной силой далеко от танка. После этого случая на всех заводах была проведена большая работа по укреп­лению дисциплины на испытаниях и «ЧП» прекра­тились.
Я сознательно привел эти примеры, так как почти все несчастные случаи и «ЧП» происходят из-за слабой дисциплины на испытаниях и нару­шения приказов и инструкций. Чем серьезнее ис­пытания, тем выше должна быть дисциплина.
   Испытатель должен отлично знать материаль­ную часть и тактико-технические характеристики танков (и других машин) разных типов:       наших, вероятного противника и других иностранных армий, знать и следить за изменениями характери­стик танкового и противотанкового вооружения нашей и иностранных армий, а также характери­стик противотанковых искусственных препятствий.
Все это необходимо знать для правильного со­ставления программы и методики испытаний, в ко­торых должны быть предусмотрены условия, поз­воляющие по результатам испытаний сравнить испытываемый танк (машину) с другими — нашими и лучшими иностранными.
  Испытатель обязан отлично водить не только танк одного типа (легкий, средний, тяжелый), а возможно большее количество танков (наших и иностранных) и любые транспортные и специаль­ные машины. Этот опыт поможет испытателю, во-первых, быстро освоить новый танк (машину), который он должен будет испытывать, и, во-вто­рых, скорее разобраться, что хорошо и что плохо в его конструкции, ему будет легче представить себе, что и как нужно будет сделать, чтобы устра­нить какой-нибудь дефект, усовершенствовать тот или иной конструктивный узел.
Готовясь к испытательной работе и увлекаясь вождением машин, я, кроме перечисленных выше, управлял самолетами, водил очень сложный в управлении грузовой автомобиль «Нортон» с дис­ком вместо рулевого колеса и с четырьмя ведущи­ми и управляемыми колесами, водил и очень прос­той в управлении трамвай.
  Чем больше разных машин испытатель знает, умеет их водить, стрелять из всех видов вооруже­ния, тем с меньшими ошибками, квалифицирован­ней и на более высоком техническом уровне он проведет испытания.
Испытатель должен так водить испытываемый танк (машину), чтобы создать для него наихуд­шие условия, которые могут встретиться при экс­плуатации как в мирных условиях, так и в боевой обстановке.
Он должен знать, как и в каких условиях мак­симально нагрузить двигатель, трансмиссию, ходо­вую часть. Он должен, управляя танком (маши­ной), знать, как работают отдельные механизмы (и когда они не работают), как облегчить или
ухудшить условия их работы, и, что очень важно, не менее 3040% километража, предусмотренного программой, самому управлять танком.
  Для того, чтобы отлично водить танк (машину) в различной обстановке, испытатель обязан посто­янно изучать дорожные условия, характерные осо­бенности дороги и местности и, в зависимости от времени года и суток, постоянно оценивать такие факторы, как ускорение, путь торможения, прохо­димость, устойчивость, усилия на рычагах и педа­лях управления и т. д.
Кроме всего сказанного выше, настоящий испы­татель должен обязательно любить свою профес­сию, увлекаться ею. Только это даст ему возмож­ность укладываться в сжатые сроки, данные на испытания, находить сложные дефекты в танке, объяснять их причины, правильно указывать меро­приятия для их устранения, а также ответить пра­вильно и исчерпывающе на все вопросы програм­мы испытаний, Он должен любить машину и ве­рить, что она не подведет его. Верить в свои силы, показать окружающим его специалистам (началь­никам и подчиненным), что он хорошо знает танк (машину), может лучше других его испытать, но делать это следует скромно, без хвастовства.
Надо стараться завоевать авторитет испытате­ля — чем выше он будет, тем легче работать, инте­ресней поручаемые работы, большее удовлетворе­ние получит испытатель.
  Испытатель должен знать танк, уметь его во­дить и стрелять не только для того, чтобы про­вести испытания, но и для показа его старшим начальникам и членам правительства. Уметь пока­зать его положительные и отрицательные качества. А это сделать иногда бывает труднее, чем провес­ти испытания по большой и сложной программе. Я знаю это из собственного опыта, когда показы­вал танки и боевые машины членам ЦК КПСС и правительства.
Для обстановки показа новой машины членам правительства характерно очень высокое нервное напряжение, оно значительно выше, чем при са­мых серьезных испытаниях. Показ всегда ограни­чивается временем, иногда приходится ждать не­делю, две и больше, пока он состоится, а потом все протекает в высоком темпе. Старшие начальники задают любые вопросы, иногда приказывают пока­зать в танке особенности, не предусмотренные программой и условиями показа.
   Бывают случаи, когда какой-нибудь механизм откажет в работе и показ сорвется — это самый худший случай для испытателя, так как чаще все­го бывает виноват в этом он, за что лишается права участвовать в следующих показах, да и в испытаниях. От таких случаев может избавить только знание и ощущение машины.
В своих последующих записках я постараюсь показать некоторые стороны работы и наиболее характерные случаи из жизни испытателей, кото­рые никогда не забываются очевидцами и всегда вызывают воспоминания и переживания в сердцах самих испытателей.







По теме:
ДОРОГИ И ПОЛИГОНЫ ИСПЫТАНИЙ ХАРЬКОВСКИХ ТАНКОВ
Воспоминания ветерана КБ-60М
О моей работе в ХКБМ. В.И. Гошков, д.т.н.

Recent Posts from This Journal

Latest Month

September 2023
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner