andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

История ГТД в Харькове

Завод имени В.А. Малышева была изготовлена установочная партия танков Т-80У в количестве 45 шт.


Для серийного производства в Харькове разрабатывался новый двигатель - ВГТД-1000ФМ мощностью 1250 л.с. в стендовых условиях. Его отличительной особенностью являлось использование осецентробежиого компрессора, увеличение температуры газа, введение охлаждения турбин компрессора и лопаток соплового аппарата первой ступени, наличие двухступенчатой силовой турбины с регулируемым сопловым аппаратом.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 июля 1977 г. №577/178 предусматривалась передача предприятию «Завод имени В.А. Малышева» конструкторской документации:


для подготовки производства - в 1978 г.;
для серийного производства - в 1980 г., т.е. на создание двигателя отводилось три года. Это была нереальная задача и решить ее в заданные сроки было невозможно.
Несмотря на отсутствие отработанной конструкции двигателя и соответствующей конструкторской документации, тем же Постановлением предусматривалось создание производственных мощностей для выпуска двигателя ВГТД-1000ФМ на заводе имени В.А. Малышева. Отечественная история оборонной промышленности не знает случаев, чтобы в мирное время принимались решения о создании производственных мощностей для изделия, которое не существовало еще даже на бумаге.
Огромные строительные работы развернулись на заводе. Одновременно велось возведение цехов жаропрочного литья и механической обработки. Работы велись круглосуточно силами строительных организаций Харькова и строительных отрядов Советской Армии.
Предусматривалось использование использования импортного оборудования в количестве 428 единиц, в том числе из капиталистических стран - 168 единиц.
Постановлением срок передачи конструкторской документации - 1980 год - не был выполнен.
Но никакие репрессии уже не могли спасти двигатель ВГТД-1000ФМ: срок предъявления его на приемочные испытания в июле 1983 г. опять не был выдержан. Даже перед самыми большими оптимистами и сторонниками ГТД встал вопрос: в каком направлении двигаться дальше? Стало очевидным, что дальше упорствовать в доводке ВГТД-1000ФМ нет смысла.
Вскоре, 29 сентября 1983 года, было принято решение:
- работы по двигателю ВГТД-1000ФМ прекратить, задел использовать с целью накопления научно-технического опыта для двигателей следующих поколений;
- организовать на заводе им. В.А. Малышева серийное производство форсированного двигателя мощностью 1200-1250 л.с, созданного на базе серийного двигателя мощностью 1100 л.с.
Указанные предложения вскоре были официально утверждены Постановлением №604-137 от 11.06.84 г.
Это значит, что затраченные средства на проектирование и изготовление оснастки в объеме примерно 30% первоначальной стоимости, изготовление и доводку двигателя и танка с ним выброшены на ветер. Виновных не искали, оргвыводы не делали.
Началась новая гонка - теперь по двигателю ГТД-1100Ф, который существенно отличался от предыдущего двигателя ВГТД-1000ФМ.
Переход на новый двигатель существенно облегчал задачу его доводки в ЛНПО им. В.Я. Климова, так как он базировался на серийном двигателе, но усложнил задачу заводу им. В.А. Малышева, так как разработку всех техпроцессов, построение производственных линий нужно было начинать с нуля.

По книге Н.К. Рязанцева "Моторы и судьбы".
Tags: ГТД, Т-80, Т-80У
Subscribe
promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments