Очень интересный обзор истории развития советских (и российских) танковых прицелов подкинули сслыку на пдф в комментариях.
Особо стоит отметить, что история описана достаточно объективно, без всевозможных«неимеющиханалогов». Если что-то заимствовали то это упоминается (у немцев например). Если были проблемы с ФПУ (тепловизионные прицелы) то это тоже не умалчивается.
Но вот теперь возникает главный вопрос затронутый в начале статьи –
Сейчас много пишут о Российском танке нового поколения «Армата». Одним из основных отличий его от танков предыдущих поколений и, вообще, мировых аналогов называется высокий уровень защиты экипажа за счет размещения его не в башне, а в корпусе танка в специальной капсуле. Но никто не пишет каких трудов в начале 90-х годов стоило убедить Главных конструкторов танков, Головные институты Миноборонпрома и Минобороны принять новые технические решения по прицельным системам, позволившие перейти на новую компоновку танка. Они упорно отстаивали в качестве основного канала наблюдения оптический канал, что служило самым большим препятствием для перехода к танку нового поколения. Именно переход к каналам технического зрения, как основным позволил не только обеспечить защиту экипажа, но автоматизировать все процессы поиска, идентификации целей, производства выстрела. Совокупность этих особенностей и определяет новизну поколения танка.
К компоновке танка «Армата» тоже много вопросов, требующих обсуждения, в том числе по живучести танка в бою и его ремонтопригодности.
Ну вот если отставание по техническому зрению, то зачем делать танк, компоновка которого построена на этом техническом зрении? Вполне разумно бы сделали «бурлак» и был бы танк, а с «Арматой», посмотрим, есть сомнения. Не удивлюсь, что на нее помучавшись еще года 4-5 поставят классическую башню с экипажем.
….
Хотя, изначально задумка была еще более грандиозная (для «Совершенствования 88»)
В итоге на конец 80-х гг. были достигнуты близкие характеристики по точности стрельбы для отечественных и зарубежных танков; при этом был, практически, исчерпан, научно-технический задел для существенного повышения точностей.
Это, с одной стороны, и появление новой оптико-электронной компонентной базы, с другой стороны, привели к возможности переключить основное внимание разработчиков на оптимизацию времени подготовки выстрела. При этом, изменилось понятие времени на подготовку: в него вошло, также, время на поиск, обнаружение, опознавание, идентификацию целей, определение степени их опасности и ранжирование на поражение. При близкой точности стрельбы победит тот, кто раньше во всех условиях боевого применения обнаружит цель и выстрелит.
Решение этих задач возможно только по пути автоматизации всех перечисленных процессов, что возможно только за счет развития каналов технического зрения. При этом оптические визирные каналы становятся дублирующими, что снимает требование непосредственной связи экипажа с оружием и, тем самым, позволяет разместить экипаж в любом месте боевого отделения с высоким уровнем защиты.
После автоматического ранжирования целей на поражение происходит автоматически наведение марки на первую цель, измерение дальности, выбор типа боеприпаса, вычисление и ввод в стабилизатор вооружения углов прицеливания и стрельба.
Предстоит большая работа по созданию банков признаков по идентификации целей во всех возможных условиях работы, по определению и ранжированию целей по степени опасности.
Но это важнейший этап на пути создания безэкипажного роботизированного танка.
Исключение экипажа из всех этих процессов и применение каналов технического зрения приводит к ухудшению поисковых возможностей танка из-за малых полей зрения этих каналов по сравнению с оптическими визирными каналами. Решить задачу минимизации временных параметров можно разными путями, но наиболее предпочтительным представляется вариант введения в состав СУО танка обзорного радиоканала, как это было проработано в рамках ОКР «Совершенствование-88»
Конечно, введение радиолокационного канала в состав системы управления огнем приводит к увеличению вероятности обнаружения танка противником, но кратковременность его включения (включение для одноразового «прохода» локатором зоны возможного нахождения противника) снижает эту вероятность; при этом, бортовая вычислительная машина запоминает координаты целеподобных объектов и, затем, в автоматическом режиме каналы технического зрения производят идентификацию и все последующие операции по подготовке и производству выстрела.
Конкретное исполнение СУО и радиолокатора даст возможность просчитать или промоделировать эти процессы для принятия решения.
ЭВОЛЮЦИЯ ТАНКОВЫХ ПРИЦЕЛОВ -
ОТ МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИЦЕЛОВ К СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ
(Аналитический обзор)
Научно-технический журнал «Контенант». Том 16. № 3. 2017 http://contenant.ru/2magazine/