andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

В чём заслуга Т-64



Еще интересные цитаты из книги «Николай Кучеренко – пятьдесят лет в битве за танки СССР».

 
Особую роль в развитии отечественного танкостроения занимает тан к Т-64 и его модификации: Т-64А. Т-64Б. Т-64Б1. Предшественником этой машины был танк Т-62, который явился завершающей моделью прекрасно зарекомендовавшего себя во всём мире семейства танков первого послевоенного поколения Т-54 и Т-55, имеющих более десяти различных модификаций. Общая структура компоновки послевоенных танков, в основе которой стоял Т-34. была принята как классическая танкостроителями всех стран мира. И действительно, больше вроде бы и придумать было что-то очень сложно, да и ни к чему. Не случайно компоновка современных английских (а они — первые танкостроители в мире) танков «Челленджер», да и немецких «Леопардов» несут в себе то далёкое, что было заложено в Т-34 и продолжено в других советских танках. При этом танк Т-55 с его многочисленными модификациями был самым массовым в мире, как автомат Калашникова. Он и сейчас находится на вооружении десятков стран мира.
Но период военно-технической революции, с одной стороны, дал новые технические возможности, а с другой — предъявил требования к созданию новой боевой техники для новых условий противодействия на моле боя. И вот здесь проявился новой гранью конструкторский созидательный гений соратников М.И. Кошкина и, в первую очередь, А.А. Морозова.
Читая рабочие записки А.А. Морозова, с волнением узнаёшь, каких усилий воли и мудрости понадобилось ему, чтобы доказать ортодоксам необходимость создания танков совершенно нового облика, конструкторских качеств и новых боевых и технических возможностей. Безусловно, танк Т-64, как прародитель нового послевоенного поколения, создавался на основе опыта структурных проработок, достигнутых к этому времени всеми танкосоздателями мира, но сама идея построения машины была рассчитана на будущее. Именно это выводит А.А. Морозова из общей шеренги создателей танков всех стран мира и ставит его впереди них, как самого выдающегося учёного, конструктора, практика современности. Мудрее А.А. Морозова не оказалось никого.
Он понимал, что в условиях ядерной войны надо изменить габаритные и весовые характеристики танка, но в то же время возросшая защита, требовала увеличения мощности вооружения. Новая война требовала и совершенно другой манёвренности и, самое главное, понимания того, что оружие массового поражения, так или иначе, приведёт к роботизации всех видов боевой техники на Земле. Все эти требования впервые в мировом танкостроении были реализованы в танке Т-64.
Судьба этого танка, так же как и всего того, что появляется впервые, незавидна. Видимо, тут есть какая-то жизненная логика и нельзя обижаться на тех, кто отрицает новое, так как в их отрицаниях есть побудитель к развитию. Безусловно, рассчитывать, что новую машину сразу примут войска с распростёртыми объятиями, нельзя. Машина более сложная в эксплуатации, с новыми конструктивными решениями, которые сложно освоить привыкшим к простоте Т-54 и Т-55 танкистам. На первых порах машина ничего кроме головной боли у командиров и заместителей по технической части не вызывала. Куда было проще посадить всех на привычные Т-55 или Т-62 и гуляй, сколько душа хочет. Тем более что в условиях мирного времени трудно оценить боевое превосходство, так как даже тактические условия не требовали в полной мере реализации боевых качеств. Вот это всё и легло в основу злопыхательства. Но злопыхатели не хотели понимать, что эта машина — есть очередной скачок вперёд в нашей советской науке и конструкторской мысли, что на новых решениях сформируется совершенно новый облик отечественной наземной боевой техники. Время не заставило себя ждать.
Огневая мощь значительно возросла с применением гладкоствольной пушки калибра 125 мм с более высокой дульной энергией, что увеличило начальную скорость снаряда и почти в 1,5 раза увеличило броне пробиваемость подкалиберным снарядом гомогенной брони. Оснащение комплексом вооружения «Кобра» обеспечивало стрельбу противотанковыми ракетами через ствол пушки. В состав системы управления огнём вошли: лазерный прицел-дальномер, впервые созданный баллистический вычислитель и уникальный стабилизатор орудия. Моногенная броня как средство зашиты к этому времени уже исчерпала себя, и впервые в отечественном танкостроении на танке Т-64 была применена разнесённая броня с наполнителями из полимеров. Манёвренность машины значительно увеличилась за счёт установки впервые двухтактного дизельного двигателя 5ТДФ мощностью 700 л.с. Это первое серийное воплощение идей, которое сразу выдвинуло наше танкостроение на десятилетия вперед по отношению к другим странам. Такого никогда не было ни в одной стране мира, создающей танки.
Безусловно, новые узлы, агрегаты и системы требовали совершенно нового подхода к их освоению и эксплуатации. Многое требовало конструкторских доработок, и эти доработки проводились на протяжении многих лет. Но всё это вполне вписывается в логику создания совершенно нового типа вооружения. Все это было. Результатом стало появление нового ракетно-пушечного танка в Советских Вооруженных Силах, который стал своеобразным локомотивом и потащил за собой, или на себе, всё развитие отечественной наземной боевой техники.
Танки Т-72 и Т-80, а в последующем - российский танк Т-90 и украинский Т-84, появились не вопреки Т-64. а стали его младшими братьями. Именно в них были учтены и доработаны те же самые мысли и идеи, которые великий А.А. Морозов и его коллектив вкладывали в Т-64. но по разным причинам не смогли реализовать. Т-64 - родоначальник нового ряда отечественных танков второй послевоенной пятилетки. Принципы роботизации, заложенные в Т-64, являются и в настоящее время основными направлениями, по которым будет выстраиваться мировое танкостроение в XXI веке. И нет сомнения в том, что где-то после пятидесятых годов текущего столетия танкостроители зададут себе вопрос: «А кто же был первым?» и, скрупулезно изучая историю танкостроения, узнают, что первыми были А.А. Морозов и его детище Т-64.

Начальник ГБТУ (2001-2005)
генерал-полковник С. МАЕВ,
2008 г.

Tags: Т-64
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments