andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

ВОЕННОЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ УКРАИНЫ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Часть 1



17 марта 1994 г. министр машиностроения, ВПК и конверсии Украины Д.Черненко подписал вновь разработанную специально созданной межведомственной рабочей группой ведущих специалистов 30 основных предприятий отрасли «Национальную Программу развития судостроения и кораблестроения Украины до 2000 года».

«Программа» представляла собой капитальный труд, состоящий из двух частей, посвященный вопросам развития судостроения (1-я часть) и кораблестроения (2-я часть). Во 2-й, закрытой части документа, рассматривались вопросы военного кораблестроения, оценивались потребности ВМСУ в новых кораблях и на основании прогнозных оценок развития обстановки в Черноморском регионе определялось количество подлежавших постройке новых боевых кораблей и вспомогательных судов.

Помимо достройки в Николаеве РКР пр.1164 («Украина»), предполагались к постройке многоцелевые фрегаты водоизмещением до 4-5 тыс. тонн (дальняя перспектива), многоцелевые корветы водоизмещением до 1,5-2 тыс. тонн (ближняя перспектива, основной корабль ВМС), тральщики, десантные корабли, малые артиллерийские корабли и другие корабли, катера и суда обеспечения.

Для них предполагалось разработать ряд образцов вооружения и специальной техники. Важное место занимало создание системы внутри украинской производственной кооперации  с максимальной заменой, что особенно важно,  изделий российского производства на отечественные.

Если оценивать разработку этого безусловно важного документа с позиций современности, то, по большому счету, «Программа» основывалась на чрезмерно оптимистической оценке перспективы и возможностей Украины. По словам одного из экспертов, ее можно считать образцом раннего украинского романтизма первой половины 90-х гг. По ряду объективных и субъективных причин, главным образом, экономического порядка, эта «Программа» так и не была принята.

Между тем, когда по итогам состоявшегося в 1997 г. раздела Черноморского флота бывшего СССР Украина получила  сразу 138 кораблей и судов (еще 117, подлежавших передаче Украине единиц, оставили России в порядке взаимозачетов), это принесло и новые проблемы.

Все, очень скромные средства, выделявшиеся на ВМСУ, пошли на ремонт полученных кораблей, передававшихся нам зачастую разукомплектованными, без ЗИП и с умышленными повреждениями, например, оборудования и кабельных трасс.

В таких условиях говорить о новом кораблестроении было сложно. Тем не менее, по мере возможности предприятия отрасли налаживали кооперацию, продолжалось проектирование по отдельным направлениям, включая потенциальную возможность выхода украинской продукции на внешние рынки.

Так, в Исследовательско-проектном центре кораблестроения (ИПЦК) прорабатывался вариант создания на базе пр.1124М нового корвета (главный конструктор А.Балабушко) с оснащением его новым, в т.ч. ударным ракетным оружием и РЛС отечественного производства. Речь шла о возможности строительства серии новых корветов в корпусе 1124М, но уже с украинской «начинкой». Но поскольку это все требовало времени, возникла идея построить корабль переходного типа. Такой корабль под названием «Запорізька Січ» (заводской №  С-014) даже предлагалось заложить на том же заводе после сдачи корвета «Тернопіль». К сожалению, корабль не был заложен.

Но если МО Украины было ограничено в средствах на новое кораблестроение, то другое силовое ведомство – Госкомитет по охране государственной границы находился в лучшем положении, благодаря чему в ИПЦК в начале 90-х гг. было начато проектирование пограничного патрульного корабля по теме «Кордон» (главный конструктор А.Балабушко). Одновременно прорабатывали и его экспортную версию под названием «Дозор».

В 1997 г. ИПЦК завершил разработку вполне современного и отвечавшего всем требованиям заказчика технического проекта  «Кордон» полным водоизмещением в 960 т. После защиты проекта в установленном порядке «Завод имени 61 коммунара» в Николаеве приступил к подготовке производства. К сожалению, из-за резкого сокращения финансирования  постройку отменили.

В то же время, для морских пограничников по проекту, разработанному в КБ ФПО «Море» построили серию из 18 новых патрульных катеров пр. 50030 («Калкан»). Большинство катеров построили на ФПО «Море» (г. Феодосия), еще один или два – на частном ССЗ «Лиман» (г. Николаев). Причем николаевская версия (пр.09104 «Калкан-П») при меньшей стоимости отличалась наличием более совершенных средств связи и навигации, а также американских дизелей 3176С Caterpillar взамен прежних танковых. Соответственно, катер получился менее шумным и более комфортным для личного состава. Водоизмещение (т): полное — 8,5. Главные размерения (м): 11,6х3,3х0,6. ГЭУ дизельная в составе двигателя 475К (496 л.с.), движитель-водометный. Скорость полного хода-34 узла. Вооружение: один 7,62-мм или 12,7-мм пулемет и ПЗРК. Экипаж – 2 человека (без учета досмотровой группы).

Одной из важнейших составляющих военного кораблестроения любой страны является возможность реализации своей продукции на внешнем рынке. И Украина здесь не исключение.        Малоизвестный факт: параллельно с работой  по подготовке известного впоследствии  крупного танкового контракта с Пакистаном  ИПЦК совместно с СВТФ «Прогресс» активно прорабатывалась также возможность заключения контракта на постройку фрегата. Но если танки можно было показать и испытать в любых условиях, корабль существовал пока только на бумаге. Здесь мы проиграли китайцам.

Одновременно украинская делегация посетила военно-морскую базу Карачи и провела переговоры с командованием ВМС Пакистана на предмет возможности переоснащения кораблей типа «Amazon» украинскими газотурбинными установками. К сожалению, контакт не получил развития.

Зато Украина активно поставляла на экспорт катера различных проектов, например, типа «Калкан-М». Так, в 2001 г. в ходе визита в Киев президента этой страны С.Ниязова была достигнута договоренность о поставках пограничных катеров Туркмении в обмен на поставки туркменского природного газа. В частности, в эту страну поставили 5 катеров в версии «Калкан-М» с дизелями MTU, построенных на ФПО «Море» в Феодосии.

Кроме того, в Туркменистан поставили один (по другим данным — два) катер типа «Гриф-Т» (шифр «Кондор»). Несколько катеров этого проекта были построены во Вьетнаме в версии с водометными движителями.

В рамках реализации Государственной целевой программы «Обустройство и реконструкция государственной границы» на ФСК «Море» планировалась постройка 8 катеров модифицированной версии пр. 58130 (шифр «Орлан»), доработанного под требования Госпогранслужбы Украины. Правда, до аннексии Крыма реализовать программу не успели. Украинским морским пограничникам успели передать только головной BG200 «Балаклава», вступивший в строй 11 декабря 2012 г.

BG200 «Балаклава» имеет следующие ТТХ: полное водоизмещение 42,5 т, главные размерения: 26,8х5,1х2,8х1,3(м), ГЭУ дизельная в составе 2-х двигателей MTU 10V2000M93, скорость полного хода 38 узл, экипаж 9 человек.  Вооружение: один 12,7-мм пулемет. Проект разработан КБ ФСК «Море» под руководством главного конструктора В.Алексеева для замены устаревших ПСКА советской постройки пр.1400М (шифр «Гриф»).

Помимо поставки МДКВП пр.12322 типа «Зубр» в Грецию, о чем говорилось выше, украинская промышленность сумела, потеснив российских конкурентов, самостоятельно выйти с этой продукцией также на китайский рынок. В 2010 г. ГК «Укрспецэкспорт» выиграла крупный контракт на поставку 4-х малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП) проекта 958 (шифр «Бизон», украинизированная версия МДКВП пр.12322 «Зубр») для правительства Китая на сумму в 315 млн долларов США.

Условиями контракта предусматривалось, что два корабля будут построены в Украине (ФПО «Море»), еще два — в Китае с украинской технической помощью. Все 4 корабля оснащались морскими газотурбинными установками производства ПО «Зоря-Машпроект» (г. Николаев). При этом Китай также получил в свое распоряжение весь комплект технической документации по проекту 958.

Первый МДКВП отправили в Китай в апреле 2013 г., второй – 1 марта 2014 г., буквально накануне аннексии Крыма. Оба построенных на ФПО «Море» МДКВП благополучно прибыли в Китай и поступили на вооружение ВМС НОАК. Одновременно в Китае с украинской технической помощью продолжается постройка двух очередных кораблей. К настоящему времени  первый «Бизон» китайской постройки спущен на воду и готовится к испытаниям, а второй находится в постройке.

В общей сложности, ВМС НОАК намерены иметь в своем составе от 10 до 15 таких кораблей. Украина после передачи техдокументации на МДКВП, пока сохраняет за собой производство для них морских газотурбинных установок. Правда, с учетом строительства в Китае завода по производству морских газовых турбин нельзя исключать того, что китайцы в дальнейшем могут приобрести лицензии и организовать у себя собственное производство.

В 2004-2005 гг. Украина построила и передала Узбекистану два пограничных сторожевых катера типа «Гюрза», предназначенных для оснащения специальных подразделений пограничных войск Узбекистана, ведущих борьбу с наркотрафиком на участке узбекско-афганской границы по р.Аму-Дарья. Разработчик проекта – Исследовательско-проектный Центр кораблестроения (ИПЦК), главный конструктор – С.Кривко.

Владимир Заблоцкий,

Специально для «ОПК»

http://opk.com.ua/военное-кораблестроение-украины-сос/
Tags: ВМФ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt октябрь 25, 2018 19:47 85
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments