andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Category:

УКРАИНСКИЙ ВИНТОКРЫЛЫЙ ОХОТНИК: СТАВКИ НА НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Боевой вертолет , оснащенный высокоточными управляемыми ракетами и круглосуточной обзорно-прицельной системой с тепловизионным, телевизионным и лазерным каналами для ведения ночного боя —  давняя мечта украинских военных. Наряду с современными ракетными комплексами, это один из тех видов оружия, которые меняют поколение армии и оборонного потенциала на стратегическом уровне. Специалисты указывают, что легендарные американские вертолеты AH-64 Apache в обеих иракских кампаниях уничтожили больше бронетехники противника, чем все наземное вооружение вместе взятое, уступив пальму первенства только штурмовику A-10 Thunderbolt II.


Французская история с невеселым концом

Вот почему Украина стремилась приобрести такое оружие для своей армии. С этой целью более десятилетия тому стартовал вполне перспективный украинско-французский проект модернизации боевого Ми-24 до версии Ми-24ПУ2. Модернизация предусматривала замену штатных устаревших советских управляемых ракет «Штурм-В» на новый отечественный комплекс управляемого вооружения «Барьер-В» производства ГП «ГосККБ «Луч», а также установку круглосуточной обзорно-прицельной системы OLOSP-410LI с тепловизионным и телевизионным каналами производства французской компании Sagem. После реализации проекта армия должна была получить возможность воевать ночью и при любой погоде.

Проект с самого начала двигался тяжело, возможно, потому, что наряду с идеей создания корвета для ВМСУ, был первой пробой организации военно-технического сотрудничества (ВТС) с иностранными государствами в интересах украинской армии. Ведь до того времени ВТС сводилось попросту к оружейному экспорту. Второй причиной оказалось скептическое отношение западных оборонных компаний с ВТС с Украиной и вообще идее военного усиления Украины. Так или иначе, после смены власти и создания в 2010 г. ГК «Укроборонпром» проект ВТС с Францией был продолжен, а компании Sagem за интеграцию в Ми-24 круглосуточной обзорно-прицельной системы OLOSP-410LI было уплачено, как утверждают осведомленные люди, около 23 млн евро. Если честно, значительные деньги, принимая во внимание, что конкурент компании Sagem — Selex, — предлагал установку одного подобного комплекса менее, чем за 1,5 млн евро. В итоге – увы, — дорогостоящий проект не помог Украине улучшить качество перевооружения, а две французские обзорно-прицельные системы до сих пор ожидают своей участи в Конотопе – интегратором модернизации вертолета выступал Конотопский авиаремонтный завод «Авиакон»). Более того, французские системы имеют  не военное, а полицейское предназначение. Кто и на каком участке недоработал — уже другая история. Правда, один нюанс стоит отметить: специалисты неофициально указывали, что с 2014 г. к субъективным проблемам проекта добавилось фактически негласное эмбарго с французской стороны на поставку систем военного назначения Украине, ввиду чего часть заказанного Sagem оборудования для вертолета так и не была получена. Хотя наблюдатели за процессом утверждают, что еще в начале 2014 года «Авиакон» все же успел получить из Франции предназначенный для установки на прототип Ми-24ПУ2 экземпляр обзорно-прицельной гиростабилизированной оптоэлектронной системы Sagem Euroflir 410 в исполнении HOSP410L1 с интегрированным в ее состав лазерным каналом ЛКК-В управления ПТУР «Барьер-В» (изготовитель аппаратуры ЛКК-В — ГП «Изюмский приборостроительный завод»).

Но «Укроборонпром» от модернизации не отступился – уж больно необходимо для ВСУ обзавестись вертолетами с управляемым вооружением для ночного боя. Рассматривались и прорабатывались разные версии. Так, в связи с возникшими проблемами с поставками из Франции украинскими разработчиками в 2015 г. было решено переориентироваться в исполнении части модернизированных элементов борта Ми-24ПУ2 на изделия польской компании PCO S.A.: комплексом PNL 3 «Bielik» и шлемом THL-5NV, используемых на польском ударном вертолёте W-3PL Głuszec. Чтобы сосредоточить внимание читателя на главных аспектах модернизации, автор намеренно опускает ряд предусматриваемых, тоже весьма важных работ: установку новых двигателей ТВЗ-117ВМА-СБМ1В-02, установку станции оптико-электронного противодействия «Адрос» КТ-01АВ для защиты от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения, а также новую электронику, упрощающую управление вертолетом.

Так или иначе, в мае 2016 г. наблюдатели зафиксировали завершение работ над опытным образцом Ми-24ПУ2 и поднять его в воздух для проведения испытаний. Впрочем, были высказаны и сомнения в возможности организации серийной модернизации по варианту Ми-24ПУ2 для вооруженных сил Украины в ближайшем будущем.

Альтернативная версия: «524Р»

Не случайно во все времена украинские инженеры славились во всем мире, а первый в мире вертолет сконструировал и поднял в воздух киевлянин Игорь Сикорский. Так и в этом случае – когда стало ясно, что никто не заинтересован передавать Украине ключевые технологии (как вышло с пресловутой обзорно-прицельной гиростабилизированной оптоэлектронной системой), — отечественные компании взялись сами решать эту задачу.

Разумеется, взялись не вдруг, не с началом войны. А задолго до нее, причем, используя старый испытанный способ – внешние контракты, в которые традиционно включались ОКРы – опытно-конструкторские работы. Именно такой контракт – на модернизацию Украиной партии из 12 Ми-24 в интересах Азербайджана, — помог открыть счет в решении технических задач. Так вот, за три года, пока выполнялся проект для Азербайджана, ГП «ГосККБ «Луч» практически удалось выполнить опытно-конструкторскую работу по интеграции боевой управляемой ракеты в вертолет – при помощи оборонной компании ЮАР, которая занималась поставками обзорно-прицельных гиростабилизированных оптоэлектронных систем. В результате, в Азербайджане было произведено порядка 30 пусков украинской вертолетной ракетой РК-2В комплекса «Барьер-В», причем максимальная дальность стрельбы была увеличена в два раза. Заказчик был доволен, но довольны были и украинские исполнители, причем не только оплатой оборудования и работ. Главным достижением оказались технические результаты по интеграции новой сверхзвуковой ракеты в вертолет.

ПОЛНУЮ ВЕРСИЮ МАТЕРИАЛА МОЖНО ПРОЧИТАТЬ В ЖУРНАЛЕ DEFENSE EXPRESS «ЕКСПОРТ ЗБРОЇ ТА ОБОРОННИЙ КОМПЛЕКС УКРАЇНИ», №3, 2018

Артур Лантан,
Центр исследований армии, конверсии и разоружения
http://opk.com.ua/украинский-винтокрылый-охотник-став/

Tags: Авиация
Subscribe
promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments