?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Статья Ю. Апухтина



Почему и как появились танки Т-64, Т-72, Т-80

История советского танкостроения включает сложные и неоднозначные процессы, где были взлеты и серьезные падения. Одной из таких страниц является очень не простая история разработки и становления танка Т-64 и создания на его базе танков Т-72 и Т-80. Вокруг этого ходит много домыслов, конъюнктурных заявлений и искажений фактов и обстоятельств.

На том этапе родился действительно революционный танк, определивший развитие советского танкостроения на десятилетия вперед. Историческая справедливость требует объективного рассмотрения процесса создания этих танков. Тем более, когда из трех конкурировавших КБ в России осталось только одно, объективность иногда жертвуется в угоду конъюнктуре.

История создания этих танков охватывает громадный период в советском танкостроении, страшно подумать – более 50 лет! От утверждения тактико-технических требований в 1955 году до начала разработки танка «Армата». Целая эпоха, через которую прошли тысячи судеб конструкторов, ученых, военных, государственных и политических деятелей разного уровня.

Мне пришлось быть участником этих событий в период с 1972 по 1996 годы и пройти путь в ХКБМ от молодого специалиста до одного из руководителей проекта последнего советского танка «Боксер». Что-то прошло через меня непосредственно, что-то узнавал от коллег, по рассказам и воспоминаниям конструкторов, министерских чиновников и военных, с которыми я проработал почти четверть века. А что-то я узнал спустя десятилетия уже из мемуаров.

Историю этих танков нельзя рассматривать в отрыве от их разработчиков и борьбы разных школ танкостроения, где была как честная конкуренция, так и лоббирование и использование рычагов властных структур. Как бы там ни было, танки рождались, и люди в каждом КБ боролись и отстаивали не свои личные интересы, а идеи и концепции танков и стремились претворить их в жизнь.

При оценке танков необходимо учитывать предъявляемые к ним требования того времени, а не смотреть с позиции сегодняшнего дня. Тем более, не считать истиной в последней инстанции оценку специалистов, таких, как Карцев или Костенко, далеко не всегда объективную и вырванную из контекста, а объективно рассмотреть все процессы создания этих танков, их преимущества и недостатки.

Советское танкостроение зарождалось в Ленинграде. Там до войны появилась первая школа танкостроения, на ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). Затем в Харькове сложилась вторая школа, в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению (ХКБМ) и после войны — третья, на Уральском вагоностроительном заводе (УВЗ). Для простоты изложения далее эти названия сохранены.






В Ленинграде начинали с легкого танка Т-26, потом сделали ставку на тяжелые танки Т-35, линейку серий «КВ», «ИС» и завершили тяжелым танком Т-10. В Харькове сначала пошла линейка легких танков серии «БТ», потом была реализована инициатива Кошкина по среднему танку Т-34 и далее при участии УВЗ линейка танков Т-44 и Т-54.

В Нижнем Тагиле до войны своей танковой школы не было. Харьковское КБ в 1941 году было эвакуировано туда, и почти 10 лет (до 1951 года) сотрудники КБ во главе с Морозовым должны были работать там. В начале 70-х мне приходилось беседовать с некоторыми из них и они рассказывали, насколько тяжело им приходилось жить в отрыве от дома. Мне до сих пор непонятно, почему их так долго держали в эвакуации.

Харьковское КБ на территории Нижнего Тагила продолжало совершенствовать Т-34 и там появилась модификация Т-34-85. Этого никто и никогда не отрицал, но сам танк был создан в другом месте и в другое время.

После отъезда Морозова и группы ведущих конструкторов в Харьков КБ в Нижнем Тагиле сохранилось, продолжало совершенствовать танк Т-54 и разработало следующие модификации: Т-55 и Т-62. Таким образом, на Урале начала формироваться своя школа танкостроения.

Так сложились конкурирующие между собой три школы танкостроения, каждое из которых выдвигало свою версию создания танков Т-64,Т-72 и Т-80. Можно задаться вопросом: обоснованно или нет было содержание в стране трех мощных КБ, разрабатывающих практически одни и те же машины? Наверное, в этом был смысл, они сформировались в процессе развития танкостроения. При этом были издержки и необоснованные расходы, но в итоге это способствовало созданию уникальных образцов военной техники.

Каждое КБ отстаивало свою точку зрения на концепцию танка и стремилось сделать танк лучше и естественно обойти конкурентов. Сейчас осталось только одно КБ в Нижнем Тагиле, которое не имеет альтернативы. Закрыт и ВНИИТрансмаш, который мы называли «противотанковым» институтом. Он был независимым арбитром, хотя далеко не всегда соответствовал этому. Все-таки конкуренция должна быть, она стимулирует конструкторскую мысль.

Я прошел школу ХКБМ и сразу хочу отметить, что никогда не отстаивал и не собираюсь отстаивать «украинское танкостроение». В подтверждение своих слов приведу цитату из моей книги, которую написал в 2009 году: «Для меня Советский Союз и Россия всегда были словами с большой буквы, а Украина – так, ничего не значащий для меня пустой звук… Все мои действия в последующие годы направлены были на борьбу за восстановление исторической справедливости, при которой и история танкостроения в моем родном КБ является не историей Украины, а принадлежит всем нам, работавших в разных республиках под руководством Москвы».

В связи с этим история танкостроения, как бы мы ни спорили и ни выясняли отношения между собой, — наша общая история, мы ее создавали и должны объективно оценивать имевшие место факты и события. Сегодня ХКБМ по многим объективным причинам не может разрабатывать перспективные танки, но его вклад в общее дело несомненен.

Практически все танки рождались не по приказу свыше, а из инициативной работы конкретного КБ. Так было с Т-34, так же создавался и Т-64. При этом очень много зависело от личности главного конструктора, именно он определял каким быть будущему танку. Мне пришлось работать при трех главных конструкторах и я могу сравнивать и оценивать их деятельность. Морозов был гений, создание танков было смыслом его жизни. Таким же гением был и Кошкин, пришедший, между прочим, в Харьков из Ленинграда.

Могу предположить, что, если бы Морозов не вернулся из эвакуации, то танк Т- 64 родился бы не в Харькове, а в Нижнем Тагиле. Такие люди знали и умели формировать коллективы, способные создавать шедевры конструкторской мысли. Можно еще привести пример Королева, благодаря гениальности и организаторскому таланту которого родился советский космос.

Танк создает не только танковое КБ, под руководством главного конструктора над ним работают десятки конструкторских, научных и производственных организаций разного профиля и назначения, без которых создать машину невозможно. Двигатель, броня, вооружение, боеприпасы, прицельные комплексы, электроника и много еще чего разрабатывается в специализированных организациях. Головное КБ увязывает все это в единое целое и обеспечивает выполнение заложенных характеристик.

В середине 50-х в Советском Союзе начинает доминировать тенденция свертывания работ по легким, средним и тяжелым танкам и принимается концепция создания единого танка. Военные разрабатывают тактико-технические требования на такой танк и его разработка поручается ХКБМ.

Можно задаться вопросом: почему выбрали именно это КБ?

Ленинградское КБ занималось тяжелыми танками, и это был не его профиль. Разработку нового среднего танка Морозов в инициативном порядке начал, находясь ещё в Нижнем Тагиле. Вернувшись в 1951 году в Харьков, он продолжил эту работу (объект 430). В Нижнем Тагиле незавершенный проект продолжил новый главный конструктор Карцев (объект 140).

В двух КБ были разработаны эскизные и технические проекты, которые были рассмотрены в ЦК КПСС и Совете Министров. По результатам рассмотрения в июне 55-го были разработаны ТТТ на перспективный танк, изготовлены опытные образцы танков и в 1958 на Кубинке проведены испытания.

Объект 430 успешно прошел испытания, а объект 140 их не выдержал. Работы по этому танку были свернуты и УВЗ сосредоточил свои усилия на создании танков Т-55 и Т-62. Несмотря на успешные испытания, объект 430 не был принят на вооружение, поскольку он не давал существенного повышения ТТХ по сравнению с танком Т-54.

В инициативном порядке объект 430 принципиально перерабатывается, устанавливается новая гладкоствольная 115-мм пушка с выстрелами раздельного заряжания. По результатам рассмотрения этого проекта в феврале 1961 года принимается постановление ЦК КПСС и Совета Министров о разработке нового танка массой 34 тонны, с пушкой калибра 115 мм, механизмом заряжания и экипажем 3 человека. Так был дан старт разработке танка Т-64 (объект 432), реализация проекта поручается ХКБМ.

Танк Т-64 был революционным на то время и стал родоначальником нового поколения советских танков. В нем много было нового, но принципиальными — автомат заряжания и экипаж 3 человека, ходовая и никогда ранее не применявшийся двигатель. Все эти новшества стали проблемами этого танка и особенно двигатель, приведшие к появлению танков Т-72 и Т-80.

Для уменьшения внутреннего объема и массы танка Морозов применил специально сконструированный для этого танка низкий оппозитный двухтактный дизель 5ТДФ с горизонтальным расположением цилиндров. Применение этого двигателя позволило создать низкий моторно-трансмиссионный отсек с эжекционной системой охлаждения. Работы над этим двигателем были начаты еще в 1946 году на базе немецкого авиационного двигателя Junkers Jumo 205.

Применение этого двигателя повлекло серьезные проблемы, связанные с его освоением в производстве. Ранее уже было известно, что попытки Англии и Японии освоить этот двигатель в производстве закончились неудачей. Тем не менее, решение было принято, и разработку такого двигателя поручили Чаромскому, известному специалисту в создании авиационных двигателей.

На заводе Малышева в 1955 году создается специальное КБ по дизелестроению, Чаромский назначается главным конструктором и впоследствии строится завод по производству этих двигателей.

Продолжение следует…

Автор: Юрий Апухтин

Источник - https://topwar.ru/142246-pochemu-i-kak-poyavilis-tanki-t-64-t-72-t-80.html

Материалы по теме:
К 90-ЛЕТИЮ ХКБМ ИМЕНИ А.А. МОРОЗОВА. Часть 1. Отдел 60
ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова
ТАНКИ И ЛЮДИ. Дневник главного конструктора Александра Александровича Морозова. Часть 2
ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»)

ДОРОГИ И ПОЛИГОНЫ ИСПЫТАНИЙ ХАРЬКОВСКИХ ТАНКОВ
Воспоминания ветерана КБ-60М
О моей работе в ХКБМ. В.И. Гошков, д.т.н.





Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…

Comments

( 47 comments — Leave a comment )
aminazin_na_dom
May. 29th, 2018 07:42 pm (UTC)
Обломок былой империи. Забавная борьба за прошлое. Вечно вчерашние.

Edited at 2018-05-29 07:42 pm (UTC)
abeilard
Jun. 1st, 2018 09:38 pm (UTC)
За свою Историю всегда приходится бороться, иначе ее "перепишут" ветровичи и Компания.
Можно ли прожить без своей Истории и родословной, думаю нет...
(no subject) - aminazin_na_dom - Jun. 2nd, 2018 04:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - Niko Wynd - Jun. 10th, 2018 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - aminazin_na_dom - Jun. 30th, 2018 09:07 pm (UTC) - Expand
Vadim Sekret
May. 29th, 2018 07:42 pm (UTC)
Поверхностно...
Это если очень кратко и с натяжкой...
andrei_bt
May. 29th, 2018 07:45 pm (UTC)
Re: Поверхностно...
Пока всем известные вещи.
Там написано, что будет продолжение, так что надеюсь на что-то ранее неизвестное.
Re: Поверхностно... - Vadim Sekret - May. 29th, 2018 07:52 pm (UTC) - Expand
Re: Поверхностно... - salamnick - May. 30th, 2018 12:22 am (UTC) - Expand
Re: Поверхностно... - abeilard - Jun. 1st, 2018 09:48 pm (UTC) - Expand
Dmitriy Ivanchenko
May. 29th, 2018 07:59 pm (UTC)
Не серьезно всё это
...А что-то я узнал спустя десятилетия уже из мемуаров.

Все мемуары лживы в большей или меньшей степени. Нельзя на них ориентироваться при написании истории. Пересказ чужих баек получается.

Там до войны появилась первая школа танкостроения, на ленинградском Кировском заводе (ЛКЗ). Затем в Харькове сложилась вторая школа, в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению (ХКБМ) и после войны — третья, на Уральском вагоностроительном заводе (УВЗ).

и

Так сложились конкурирующие между собой три школы танкостроения, каждое из которых выдвигало свою версию создания танков Т-64,Т-72 и Т-80.

Весьма досадно, что автор забыл такую школу танкостроения как челябинское ГСКБ-2. А ведь там создавали весьма разнообразную технику. Тут тебе и танки (включая ракетные) и БМП и БМПТ. Их уровень в 50-ых и 60-ых годах ХХ века был выше чем у "Харькова".
abeilard
Jun. 1st, 2018 09:54 pm (UTC)
Re: Не серьезно всё это
Челябинская школа танкостроения умерла в июне 1974, когда П.П. Исаков с группой ведущих компоновщиков переехал в Питер.
К ЧТЗ МОП всегда относился как к сельхознавозу. Это не его иерархия...
telesyk
May. 29th, 2018 08:41 pm (UTC)
Вопщем Морозов случайно увидал буржуинский движок Юмо и сразу же осознал всю бесперспективность рабоче-крестьянских двигателей семейства В-2. Так родился танк Т-64.

Совдэпия из руин Дессау вывозит в Харьков оборудование Юнкерса, велит пролетарским кулибиным нарезать дизелей, чтобы как у фрицев было. Но руки-то, руки... Пролетарии чай университетов не кончали. Но даже в 1973-м году Морозов не терял надежд - 5ТДФ, пролетарская реплика Юмо, была ему милей В-2, он верил в то, что надо только немного допилить. Конечно пилить надо было прежде всего совдэповские руки. А лучше рубить.
tvsexycop
May. 30th, 2018 06:02 am (UTC)
Дурень, эта схема была разработана ещё до ПМВ и лишь отсутствие работоспособных турбонагнетателей позволило существовать некоторое время. Узнай свинота про АЧ-30, нагибал Юнкерс по всем параметрам.
(no subject) - VLad Medved - May. 30th, 2018 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - Сергей Рогатнев - May. 30th, 2018 06:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - VLad Medved - Jun. 4th, 2018 07:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tvsexycop - May. 30th, 2018 06:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - VLad Medved - Jun. 4th, 2018 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abeilard - Jun. 1st, 2018 10:00 pm (UTC) - Expand
алексей синиченков
May. 29th, 2018 08:51 pm (UTC)
То что эти танки появились у трех КБ это неплохо, плохо то что их производили все вместе сразу.
mechnik
May. 30th, 2018 04:24 pm (UTC)
Ну, там свои задолбы.
1. Наделали Т-64. ,крутые, но сложные в обслуживании и на них не посадишь мобилизированного Ваню, если вдруг война. Да и ходовая капризная.
2. Сделали Т-72, с ходовой понадежнее и учитывая, что за рычагами может быть не шибко обученный Ваня, которого за них загнали, после 9 лет школы и двух недель КМБ.
3. Захотели танки на Дальнем Севере и чтоб еще, если по европам, то чтоб носился, как ужаленный. Запилили Т-80.
(no subject) - abeilard - Jun. 1st, 2018 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mechnik - Jun. 2nd, 2018 09:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - abeilard - Jun. 3rd, 2018 09:06 am (UTC) - Expand
shurikk77
May. 29th, 2018 08:59 pm (UTC)
Т-72 разработали, когда оказалось, что Т-64 для зерг-раша на Ла-Манш, с учетом времени жизни танка в бою 5 минут, слишком дорог и сложен.
А Т-72 как раз подходил – простой, с механическими вычислителями, ремонтируемый и эксплуатируемый любым трактористом... Ну и косяки Т-64 в нем учли...
алексей синиченков
May. 29th, 2018 09:04 pm (UTC)
Ну а зачем производить сложный дорогой танк, если можно производить более простой и дешевый с практически такими же ТТХ. Только лоббизмом ВПК можно обьяснить подобное глупое разбазаривание денег.
(no subject) - fedor_frank - May. 30th, 2018 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - abeilard - Jun. 1st, 2018 10:17 pm (UTC) - Expand
Т-72 не простой... - Vadim Sekret - May. 29th, 2018 09:17 pm (UTC) - Expand
Re: Т-72 не простой... - salamnick - May. 30th, 2018 12:31 am (UTC) - Expand
Re: Т-72 не простой... - Vadim Sekret - May. 30th, 2018 04:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - алексей синиченков - May. 30th, 2018 06:24 pm (UTC) - Expand
Обоснуй - Vadim Sekret - May. 31st, 2018 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - andrei_bt - May. 29th, 2018 10:51 pm (UTC) - Expand
lugansk_ukraine
May. 29th, 2018 11:37 pm (UTC)
Юрий Михайлович Апухтин родился в Мухосранске Курской области в 1948 году.
В украинском Харькове его выучили, дали высоко оплачиваемую работу - сделали человеком.
Все равно Украина для него пустой звук, но в родном Мухосранске он жить не согласен, он требует превратить Украину в большой Мухосранск.

А про Кошкина он в кино видел, как тот с немецкими мотоциклистами воевал.

Edited at 2018-05-29 11:38 pm (UTC)
artemiyrussia
May. 30th, 2018 02:51 am (UTC)
Да уж. Без смеха твой высер читать нельзя
(no subject) - lazy_man2 - May. 30th, 2018 03:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - fedor_frank - May. 30th, 2018 04:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - salamnick - May. 30th, 2018 05:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - Сергей Рогатнев - May. 30th, 2018 06:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - fedor_frank - May. 30th, 2018 10:15 am (UTC) - Expand
Для lugansk ukraine - abeilard - Jun. 1st, 2018 10:36 pm (UTC) - Expand
tvsexycop
May. 30th, 2018 06:16 am (UTC)
Статья конечно интересная, тем более если пишет ее специалист, но вот упущено в ней про МС-1 и Т-28, как два очень значимых советских танка. Так же две параллельные ветки ленинградцев с ИС-3 и челябинский ИС-4. Я конечно понимаю, что харьковчане хотят выделится с Т-34, но все таки по сути изначально он был неудачным танком, сливавшему тому же Т-28Э. Поздние модификации существенно отличались от чрезвычайно нетехнологичных, ненадежных и с кучей конструкторских промахов первых моделей. Эпопея с Т-54 говорит о том же. Соответственно ожидать той же ломучести и промахов следовало от Т-64.

Наверное даже хорошо что не успели принять на вооружение Ноту, я представляю чего бы натерпелись танкисты. Ленинградцы как всегда концептуально значительно опередили своих коллег, да ещё и установив на нормальное шасси. Тагил как всегда был консервативен, тем не менее используя компоновочные решения 299 частично использовали на 195. А челябинцы дали дизель и трансмиссию.
bullet_223
May. 30th, 2018 12:26 pm (UTC)
Андрей, вы знаете, что стало с танками Т-10? Все на метал распилили? Почему никуда не продавали?
vladlitovchenko
May. 31st, 2018 01:34 pm (UTC)
@и сразу хочу отметить, что никогда не отстаивал и не собираюсь отстаивать «украинское танкостроение». В подтверждение своих слов приведу цитату из моей книги, которую написал в 2009 году: «Для меня Советский Союз и Россия всегда были словами с большой буквы, а Украина – так, ничего не значащий для меня пустой звук… Все мои действия в последующие годы направлены были на борьбу за восстановление исторической справедливости, при которой и история танкостроения в моем родном КБ является не историей Украины, а принадлежит всем нам, работавших в разных республиках под руководством Москвы@

интересно, в современной московии можно что-то опубликовать без таких ритуальных реверансов в сторону всесветлой москвы и ничтожности хохлов?
abeilard
Jun. 1st, 2018 10:54 pm (UTC)
Можно, они сами предложат опубликовать материал, если он представляет интерес для широкого читателя. По крайней мере так было с нашей книгой "Основной танк Т-64. 50 лет в строю".
С "Дневниками А.А. Морозова" было совсем по-другому. Никто не захотел финансировать их издание. Пришлось брать кредит в Приватбанке и издавать за свой счет, а потом гасить кредит. Кое-как свели концы с концами, о прибыли речи быть не могло, но дело сделали...
( 47 comments — Leave a comment )

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner