?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Автор: Юрий Апухтин



Вопрос создания танка с экипажем из двух человек всегда волновал танкостроителей. Попытки создания такого танка предпринимались. Рассматривал эту возможность в 1970-е гг. один из создателей танка Т-34 Александр Морозов при разработке концепции следующего за Т-64 поколения танков. Такую же попытку предпринимал и его сын Евгений Морозов в 1980-м году при выборе концепции танка «Боксер».

При выборе варианта танка «Боксер» с экипажем из двух или трёх человек мне (автору статьи) пришлось заниматься оценкой и обоснованием возможности создания танка с двумя членами экипажа. Такую работу до нас никто не проводил, и при обсуждениях этого вопроса с Евгением Морозовым он основной упор делал на существенном уменьшении забронированного объема при сокращении экипажа танка. При этом как-то в стороне оставалась оценка возможности экипажа выполнять свои функциональные обязанности.


Меня этот вопрос заинтересовал, и я решил провести работу в двух направлениях: оценить загруженность экипажа серийного танка Т-64Б и проанализировать функциональные обязанности членов экипажа. Я поручил одному из своих подразделений провести сбор и анализ информации по профильным отделам КБ об органах управления и функциональной загрузке членов экипажа. Впоследствии выбор варианта компоновки танка с двумя или тремя членами экипажа базировался на выводах этой работы.

Собрав все органы управления танка и разложив действия экипажа на элементарные операции, мы получили информацию, которая всех нас и руководство КБ удивила. Никто не ожидал, что органов управления в танке окажется так много. К тому времени мы начали получать закрытую информацию по эргономике в военной технике, в том числе и о загрузке экипажа космического корабля «Союз». Оказалось, что на танке органов управления было несколько сотен, и их больше, чем на космическом корабле!
Если для полетов на нем много лет готовят офицеров в звании полковника, то экипаж танка состоит в основном из 18-20-летних солдат, и это в дальнейшей работе заставило меня очень серьезно относиться к разработке пультов управления.

Получив информацию о загруженности экипажа, мы произвели оценку их функциональных обязанностей в различных ситуациях: марш, оборона, наступление, эксплуатация (обслуживание и текущий ремонт). Самая напряженная загрузка, естественно, была при ведении боевых действий в стрессовых условиях.
Функциональные обязанности экипажа направлены на решение четырех задач: управление огнем, движением, защитой танка и обеспечение взаимодействия танка в танковом подразделении и с приданными частями. Этот же подход был применен при создании танковой информационно-управляющей системы, объединяющей систему управления огнем — СУО, движением — СУД, защитой — СУЗ и взаимодействием — СУВ.
При выполнении экипажем этих задач часть функциональных обязанностей можно возложить на технические средства танка. Задачи по управлению защитой (противопожарная, противоатомная, оптико-электронного подавления, активная и т.п.) в основном решаются техническими средствами и участия экипажа практически не требуют.

Управление движением по максимуму можно автоматизировать, но полностью исключить человека из этого процесса пока еще невозможно. На сегодня, да и в ближайшей перспективе, нет технических средств, позволяющих в автоматическом режиме вести танк. Механик-водитель сосредоточен на управлении движением танка, отвлекаться для выполнения других обязанностей он не имеет возможности.
Он может только выполнять несвойственную ему вспомогательную операцию по обнаружению целей на поле боя, корректированию огня и сделать доклад командиру танка. То есть один член экипажа необходим для управления движением.

Управление огнем требует решения задач по поиску целей, целеуказанию, наведению оружия на цель, заряжанию оружия, прицеливанию, ведению и оценке результатов огня. Ранее все эти задачи реализовывали командир, наводчик и заряжающий танка. На начальном этапе разработки танка Т-64 экипаж состоял из четырёх человек, затем заряжающего заменили механизмом заряжания, и экипаж сократили до трёх человек.

Совместить функции поиска целей и ведения огня на одном человеке очень сложно. При поиске целей человек не может сосредоточиться на ведении огня, а при ведении огня невозможно вести поиск целей. У наводчика поле зрения через прицел очень ограничено, а при прицеливании он повышает кратность увеличения, и поле зрения резко уменьшается до небольшого сектора обзора.
Теоретически возможно создать СУО с автоматическим поиском, сопровождением и поражением цели, но это потребует сложнейших технических средств, неоправданных затрат и невозможности массового производства таких танков. К тому же такие средства так и не появились. Концепция «выстрелил — забыл» в 80-е долго обсуждалась, но дальше разговоров и сейчас, спустя более чем тридцать лет, дело не пошло. К тому же все равно именно человек должен будет определять приоритеты выбираемых целей и принимать решение на открытие огня.

Таким образом, функции поиска целей и ведения огня совместить на одном человеке не представляется возможным, и для управления огнем необходимо два человека.
Взаимодействие танка в танковом подразделении требует решения задач по определению на поле боя положения собственного и подчиненных танков, выявлению целей и осуществлению целераспределения между танками, оценке эффективности ведения огня подразделением, выдаче необходимых команд подчиненным танкам и приданным подразделениям, получению команд от вышестоящих командиров. Командиры линейных танков также должны принимать и исполнять команды. При этом за командиром подразделения остаются задачи по управлению огнем собственного танка.

Технических средств для качественного решения этих задач на танках практически не было, имелась только радиостанция и, на командирском танке, навигационная аппаратура. И это при том, что в танковых войсках каждый третий танк командирский.
При рассмотрении этой задачи надо иметь в виду, что одной из серьезных и пока не решенных проблем является обзорность из танка. Кто хотя бы раз сидел в танке, отлично знает, что при закрытых люках обзорность резко ухудшается, зачастую невозможно понять, где танк находится, тем более на незнакомой местности. Танку нужны «глаза»!

Мне неоднократно приходилось беседовать по этому поводу с главным конструктором генералом Шоминым, воевавшим в Великую Отечественную на Т-34. Он рассказывал, что для улучшения условий управления танком в экипаж добавили пятого члена — радиста, основной задачей которого являлось наблюдение за полем боя и обеспечение связи. Шомин вспоминал, что танки зачастую шли в бой с открытыми люками на башнях для возможности хотя бы изредка выглянуть и определиться, где находишься, и при поражении танка быстро покинуть его.

При разработке танка «Боксер» для решения этой проблемы рассматривалось несколько вариантов. Для командира разрабатывался многоканальный панорамический прицел, прорабатывались экзотические варианты выдвижных штанг с приборами наверху и применения беспилотников и вертолетов огневой поддержки в качестве источника информации с поля боя на борт танка. Все эти проработки не получили дальнейшего развития, и эта проблема до сих пор не решена.

В рамках этого проекта впервые разрабатывался приемник для работы танка с глобальной системой спутниковой навигации ГЛОНАСС. Разработчики приемника долго не могли решить эту проблему, он получался объемом не менее пяти литров, а сейчас это микрочип в мобильном телефоне.
Следует отметить, что даже с появлением таких технических средств решение задач управления подразделением переложить на них невозможно. Решать их придется все равно командиру, а эти средства могут только облегчить ему работу.

Выполнение функциональных задач экипажа танка при его обслуживании и текущем ремонте сегодня выполняются экипажем в три человека без привлечения дополнительного штата. Экипаж из двух человек с трудом может это выполнить, но времени потребуется значительно больше и с потерей качества выполняемых работ.
В итоге рассмотрения и анализа функциональных задач экипажа танка было доказано, что человек должен обеспечивать управление движением, ведением огня, поиском целей и управление подразделением. Переложить эти задачи на технические средства практически невозможно.
Оценивая возможности совмещения функций поиска целей и ведения огня одним членом экипажа при разработке танка «Боксер», мы пришли к выводу, что их совместить невозможно. Также невозможным оказалось возложение функций управления своим и подчиненными танками на наводчика или водителя. Эти функции по своей природе несовместимы, и выполнение одной ведет к прекращению выполнения другой.
Все попытки найти в этом проекте возможность возложить часть функций на технические средства и сократить численность экипажа до двух человек показали невозможность их реализации. После неоднократных рассмотрений этого вопроса на советах главных конструкторов и в НТК ГБТУ было принято решение разрабатывать танк с экипажем из трёх человек.
Работы в рамках этого проекта еще раз подтвердили, что минимальный состав экипажа танка должен быть не менее трех человек. Два человека не в состоянии качественно управлять танком и обеспечить выполнение возлагаемых на него задач.

Танк с экипажем из двух человек в Советской Армии был: это Т-60 и его преемник Т-70. Они выпускались в 1941-1943 годах. Этот легкий танк выпускался по необходимости, надо было срочно восполнять понесенные потери. Опыт применения Т-60 в боевых действиях в составе танковых подразделений и в качестве танка поддержки пехоты показал низкую эффективность, в том числе и по причине крайней перегруженности командира танка при выполнении многочисленных функциональных и взаимоисключающих задач. После понесенных потерь во время Курской битвы он был снят с производства.

Насколько серьезно рассматривался и анализировался вопрос численности экипажа при разработке танка «Армата», я не знаю. По крайней мере, принято обоснованное решение оставить экипаж из трёх человек: на сегодня нет технических средств, способных обеспечить качественное выполнение всех функциональных задач экипажа танка при его сокращении до двух человек.

источник - https://topwar.ru/142896-vozmozhen-li-tank-s-ekipazhem-dva-cheloveka.html

Материалы по теме -

Проект перспективного танка «Объект 299»

«Бунтарь», «Боксер», «Молот»

ВОЗМОЖНЫЙ ВАРИАНТ НЕТРАДИЦИОННОЙ КОМПОНОВОЧНОЙ СХЕМЫ ТАНКА

RDF/LT ARES

Разработки перспективного танка в США



Tags:

Recent Posts from This Journal

  • Из старого

    Из старого, раз уж пошла такая тема про Т-80. РАЗВИТИЕ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК ТАНКОВ: ПЕРСПЕКТИВЫ И ПРОБЛЕМЫ Высокие энергетические показатели…

  • Украине возвращают катера

    На фоне предстоящего саммита и все больших угрозах финансовых потерь (см. иски Нафтогаза против Газпрома) катера решили вернуть. Вполне явный сигнал…

  • «Сокол» взлетает

    Работа над перспективным российским комплексом управляемого вооружения 3УБК25 «Сокол-В» вышла на заключительный этап. Испытания пройдут…

  • 17 ноября 1970. 49 лет Луноходу-1

    17 ноября 1970. Луноход-1 приступил к работе. 17 ноября 1970 года автоматическая межпланетная станция «Луна-17» (Е-8 № 203) с первым в…

  • "Орион" рухнул

    Военный беспилотник "Орион" рухнул вблизи жилых домов в Рязанской области. В результате происшествия никто не пострадал.…

  • Очередной

    16 ноября 2019 года - МиГ-29К потерпел крушение в поле возле церкви после пожара двигателя в Гоа, Индия. оба пилота катапультировались. После взлета…

  • 16 ноября 1950 г. 69 лет БТР-40.

    Бронетранспортер БТР-40. Боевая масса - 5,3 т; экипаж - 2 чел., десант - 8 чел., оружие: пулемет - 7,62 мм; броневая защита - противопульная;…

  • 16 ноября. ЗРПК «Панцирь-С1» принят на вооружение

    16 ноября 2012 года распоряжением председателя правительства России Дмитрия Медведева ЗРПК «Панцирь-С1» на колесном шасси КамАЗ-6560 был…

  • Неожиданно

    Комплекс активной защиты (КАЗ) "Арена-Э" предназначен для защиты бронетанковой техники от всей номенклатуры противотанковых…

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
zipberlin
Jul. 3rd, 2018 11:55 am (UTC)
зачем вообще в танке люди?
stetson_hat
Jul. 3rd, 2018 12:40 pm (UTC)
Возможен, когда остальных убило.
(Deleted comment)
Vadim Sekret
Jul. 3rd, 2018 01:38 pm (UTC)
Штучний інтелект-ні?
Ви це питання не розглядаєте?
(Deleted comment)
Vadim Sekret
Jul. 3rd, 2018 02:04 pm (UTC)
Re: Штучний інтелект-ні?
На перших порах буде комбінація...
Але вже на сьогодні прогрес в алгоритмах такий що 98% розпізнавання цілей. й до Вашої уваги це не колегія аналітиків експертів ...а дешевий БПЛА...
(Deleted comment)
Vadim Sekret
Jul. 3rd, 2018 02:37 pm (UTC)
Re: Штучний інтелект-ні?
Я не знаю як там справи в РФ, але впевнений що США плідно працює й має позитивний результат в цьому напрямку. для початку Вони вирішили задачу комбінуя машини в конвоях (екіпаж/ШІ) по мірі напрацювання БД та ускладнення алгоритмів й завдань будить наступне розширене коло завдань/спроможностей.
Ви праві що повні автомати вийдуть в повітрі й вводі, а наземна техніка буде йти в комбінованій формі.
(Deleted comment)
60_hours_week
Jul. 3rd, 2018 07:11 pm (UTC)
Re: Штучний інтелект-ні?
Ваша ошибка, imho, состоит в предположении, что задачи непременно должны решаться на нейросетях. А это - необязательно. Для многих возникающих задач ANN - избыточны. Либо существует приемлемый по качеству способ решения задачи без ANN. Замечу, кстати, что ANN по крайней мере в области компьютерного зрения не один раз списывали со счетов по причине проигрыша другим, не основанным на нейросетях, методам.
Пример из другой области. Гугловский Альфа Зеро обыграл Стокфиш в шахматы (про равные условия, речь, правда, не идет). Но не видно покамест никакого вытеснения нынешних движков нейросетевыми.
(Deleted comment)
60_hours_week
Jul. 3rd, 2018 10:19 pm (UTC)
В начале 80-х была опубликована книга, которую Вы, безусловно, читали и сейчас вспомните. Речь там шла о системах оружия нашего с Вами времени и утверждалось, что ИИ там не будет. И вообще, системы вооруженич были описаны настолько логично и достоверно, что я воспринял и сейчас воспринимаю ту книгу как источник тайного знания, почему названия и не привожу :).

Про ИИ. Я не люблю этот термин, предпочитая конкретику: нейросеть, СВМ, экспертная система...
А под "ошибкой" я понимал то, что по моему твердому убеждению уже сейчас 2 человека - абсолютно реально. Вопрос вложений - и только. Ключ - технологии компьютерного зрения, позволяющие осуществить автовождение, поиск, и сопровождение целей и даже выдачу подсказки, что с целью делать. Ну и еще просто широчайшая автоматизация - от кучи кнопок, тумблеров, ручек и педалей к экрану, на котором можно, но не нужно, вмешаться в ход работы автоматизированной системы.
(Deleted comment)
Александр Казаков
Jul. 10th, 2018 12:51 pm (UTC)
Однако, до повсеместного введения беспилотных такси и грузовиков остались считанные годы. А это примерно тот же порядок сложности (попроще, конечно, но уже не в десятки раз).
(Deleted comment)
artem_kad
Jul. 3rd, 2018 01:33 pm (UTC)
Истребители есть и с одним пилотом. Если смогут создать систему наблюдения которая в автомате сможет гарантированно опознавать потенциально опасные цели не хуже человеческих глаз, то возможно будут танки и с двумя членами экипажа. А пока три это разумный минимум. Один рулит, второй ищет цели, третий ведет огонь по указанным целям.
novikoff_a
Jul. 3rd, 2018 03:50 pm (UTC)
зачем эта промежуточная ступень?
перспектива за безэкипажными танками
admiral_tirpit
Jul. 3rd, 2018 03:55 pm (UTC)
Ну как бы кроме Т-60 и Т-70, были ещё и БМП-1
currentname
Jul. 3rd, 2018 04:04 pm (UTC)
Пилот истребителя один решает все 4 задачи.
Когда то так же будет и у пилота танка.
Pavel Pavlov
Jul. 3rd, 2018 07:51 pm (UTC)
Отголоски 80-х
Вспомните вертолет КА-50. Идея, что один летчик за счет автоматики сумеет отработать в одиночку. Тем не менее эта идея не прижилась.
60_hours_week
Jul. 3rd, 2018 08:35 pm (UTC)
Я думаю, что будет эволюция, направленная на постепенную разгрузку всех членов экипажа с устранением более-менее рутинных задач и концентрации на задачах, требующих человеческого интеллекта. И с ограничением потока информации, передающегося от машины к человеку. Пока не наступит момент, когда объем передаваемой информации станет возможным уместить в канал дистанционного управления.
Саша Горец
Jul. 9th, 2018 04:56 am (UTC)
Современный танк
Современный танк необходимо уже рассматривать.как танк с башней -роботом и с экипажем 2 человека.Башня сама во всех диапазонах волн определяет цели и уничтожает их.Экипаж ведёт танк и оценивает обстановку.
( 22 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner