?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


В материале про тяжелые танки созданные в конце 50-х, начал е60-х в СССР были рассмотрены их особенности и бронирование. Но как же обстояла ситуация на западе в тот период? Одним из наиболее защищенных танков на тот период у стран НАТО был британский танк «Чифтейн». В танке основной акцент был сделан на бронирование и огневую мощь. Однако недавно появившиеся источники проливают свет на то, на сколько был защищен этот 55-тонный танк.

В тагильской агитационной литературе упоминается, что, якобы, военно-технический уровень Т-64А уступал танкам "Чифтейн Мк-1".

 

 

Довольно смелое утверждение опубликовано в лживой книжке "Танки 1960-х" авторов С.Устьянцев, Д.Колмаков. Серьезно к таким заявлениям конечно относиться невозможно, т.к. авторы не привели никаких источников на исследование военно-технического уровня, о котором они писали. Но, можно на основании доступных источников рассмотреть этот вопрос объективно.

 

Танк «Чифтейн» впервые появился в кануне 50-х годов, после изготовления первых двух опытных экземпляров в июне 1959 года были заказаны первые шесть образцов для испытаний в войсках. Поставка первых танков была завершена в Апреле 1962 года. Еще два танка были заказаны ФРГ для сравнения с их новой разработкой – «Леопард-1».

Но как же обстояло дело с броней?

Как видим не так уж хорошо, лобовая броня этого неповоротливого, крайне ненадежного и сложного в эксплуатации танка не защищала от кумулятивных снарядов даже калибра 84 мм! Защита от БПС калибра 115 мм обеспечивалась с дистанции 800-1000 м, что является неплохим показателем.

Естественно такое положение не удовлетворяло британских танкостроителей, начались разработки новой комбинированной брони, получившей название «Берлингтон».

Броня эта ничего особенного из себя не представляла и, по сути своей, напоминала аналогичную броню, разработанную для усиления защищенности танков Т-55 и Т-62, так называемых металополимерных блоков.

Были разработаны несколько вариантов применения такой брони для вновь изготовляемых танков, которые именовались «Чифтейн-5/2» (название по сути нового танка "Чифтейн" было в определенной степени для отведения глаз разведок от нового проекта).





Это был бы уже новый танк, точнее проект танка ,в полной мере его решения реализованы уже на "Челленжере".

Авторы книжки  «танки 60-х» С.Устьянцев, Д.Колмаков пишут:

«Превосходство советского танка в броневой защите и высокой бронепробиваемости 125-мм БПС западные машины с лихвой компенсировали более совершенными системами наблюдения за полем боя и управления огнем, лучшими приборами ночного видения, высокой точностью нарезных орудий и, что немаловажно, технической надежностью»

Расскажу подробнее о технической надежности «Чифтейнов».

В реальной эксплуатации танки «Чифтейн» показали исключительную ненадежность по всем параметрам, вооружения, силовой установки и ходовой части. На вооружение танк поступил в ноябре 1966 года, следующий полк получил «Чифтейны» в 1969 году (Британская Рейнская Армия). Несмотря на мизерные объемы поставок британцы встретились с тяжелыми проблемами переучивания на новый образец танка, основные проблемами были связанны с силовой установкой. Прежде всего, двигателем Л60. В начале 70-х годов ситуация с надежностью «Чифтейнов» стала настолько критической, что эксплуатация танков прекратилась, экипажи танков находились без дела. Такая ситуация продолжалась до конца 70-х, когда был реализован ряд мер по повышению надежности силовой установки и трансмиссии.

Интересной особенностью «Чифтейна» является то, что он оснащался двумя двигателями, работавшими параллельно, дополнительный использовался для питания потребителей электроэнергии. В отличие от применявшихся на отечественных танках вспомогательных силовых установок (ВСУ), которые предназначаются для применения в случае отключения основного двигателя, на стоянке, для экономии топлива.

Причем особенностью «Чифтейна» еще более увеличивающей его ненадежность было то, что танк мог выйти из строя, теряя боеспособность не только при выходе из строя основного двигателя, но и дополнительного.

Танк «Чифтейн» постоянно модифицировался, танков модификации Мк1 было выпушено около трех десятков, основной модификацией танка выпускаемой серийно стал «Чифтейн Мк5». Всего для британской армии выпустили 940 танков. В то же время в СССР выпустили порядка 1200 Т-64, только базовой модификации, что уж говорить про намного более массовые Т-64А и Т-64Б которые превосходили самый совершенный танк НАТО 60-70-х годов наголову.

Источники

Griffin, Rob. Chieftain, 2001, Crowood press.

Forty, George. Chieftain, 1979, 1st Edition, Ian Allen Ltd, Shepperton, Modern Combat Vehicles No. 1.

Форум http://208.84.116.223


promo andrei_bt october 25, 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
woozrael
May. 13th, 2009 03:48 am (UTC)
Спасибо, интересно!
tpaktopuct_1987
May. 14th, 2009 08:00 pm (UTC)
Интересная конечно статейка, но неполная. интересно было бы сравнение глянуть 2-х танков, броню. вооружение и т.п.
И кстати хорошо что поднят вопрос по количеству Чифтенов и их поставок, а то привыкли говорить что из-за Т-64 у нас образовалась брешь в танковых силах и что в части, находящиеся в Европе 64-ки долго не поступали. Когда как у НАТО был могучий Чифтен, с которым мы не в состоянии бороться (так говоррят как будто их там были тысячи...а не пару полков, как выясняется)
andrei_bt
May. 14th, 2009 08:38 pm (UTC)
Если сказать кратко, то по броне танк Т-64 (даже не Т-64А) обеспечивал защиту от 115 мм БКС. "Чифтены" не обеспечивали защиту даже от 85 мм БКС, по данным из таблицы, приведенной в статье.
Уровень защиты такой как на Т-64 британцами задавался для их перспективного танка с броней "Дорчестер", но реализован был только на "Челленджере" и на модификациях "Чифтейна" 80-х с накладной броней.

По огневой мощи "Чифтейн" не превосходил Т-64 и уступал Т-64А и Т-64Б. Естественно это очень обширный вопрос т.к. было множество различных модификаций, изменения по СУО и пр. Т.е. требует дальнейшего рассмотрения.

Но ясно одно, данные из книги «танки 60-х» где говорится об отставании Т-64А от «Чифтейн Мк1» это полнейший несусветный бред, тем более, что «Чифтейн мк1» вообще строились мизерным тиражом 30 машин и использовались как учебные, т.к. боевое применение их было малореально.
tpaktopuct_1987
May. 14th, 2009 09:29 pm (UTC)
Кстати, более того в случае реального столкновения наша промышленность могла наштамповать очень много 64-х, чего Британия никогда б не смогла. А как насчет этих 380-400 мм во лбу у чифтена? Вроде ж замеряли и все показали...на старом танке у нас в России...На форуме было дело.
govno666
May. 17th, 2009 03:19 pm (UTC)
85 мм по нормали. У ИС-2 было больше :3
andrei_bt
May. 17th, 2009 03:57 pm (UTC)
85 мм по нормали?
Вы вообще соображает что пишите? там около 300 мм "по нормали". Бронепробиваемость по нормали Д54ТС - 400 мм, У5ТС - 450, для 85 мм - наибольшая толщина пробития БКС - 350 мм.
Evgeny Patykov
Oct. 13th, 2015 08:18 am (UTC)
но " пушки примерно адинакавы . браня тоже . матор - тоже . пашто чифтен тяжелее ? за броневой объём ? но матор то адинаков ! лучшая абитаемасть ? вазможно ! + снарядов больше
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner