andrei_bt (andrei_bt) wrote,
andrei_bt
andrei_bt

Categories:

Про перспективные танки 90-х.

Читаю вот книгу (спасибо А. Хлопотову) воспоминаний про конструктора В. Поткина и немного удивляюсь. Воспоминания Э. Вавилонского в основном даже не про Поткина (главный конструктор УКБТМ), а про представлявшего ХКБМ Ю. Апухтина, точнее критика его воспоминаний (ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»)).
И что-то мне говорит, что мнение Вавилонского далеко от объективности. Хотя, думаю, Ю. Апухтин сам может на это ответить.
Меня же интересует один вопрос - чего же создав такой шикарный ТИУС в УКБТМ в конце 80-х - самом начале 90-х он куда-то пропал и не показывается все эти 28 лет?
Вот это и есть пример «правильного» ТИУС-В -


Фрагмент отображаемой информации на дисплее пульта водителя ИУС-В

Что-то не вижу в такой логике ТИУС никаких преимуществ, просто большой спидометр и указатель температуры масла.
Кроме того в отрывке весьма интересный момент про 6ТД как единый двигатель для Харьковских и Тагильских танков. Но вот поздно уже было для такого решения.

....
Долгие годы все руководство ХКБМ, включая главного конструктора Н.А. Шомина, слепо верило Апухтину, что тот стоит на верном пути в создании ТИУС для перспективного танка. Любые задержки в выполнении работ он мог объяснить сложностью стоящих перед ним проблем.

Организация работ по ТИУС, основанная на изолированности отдела и его замкнутости, плохом знании основ электроники в других отделах, вначале создали в КБ ореол исключительности подразделения Апухтина, находившегося много лет вне критики администрации.


Но шло время, ХКБМ приступило к выполнению работ по созданию перспективного танка в рамках ОКР «Боксер», а работы по ТИУС пришлось перевести на этап НИР.
По состоянию на 10 июля 1990 года ни одно ТЗ на алгоритмы, разработанные в отделе Апухтина, не имело согласующих подписей на титульном листе.

Из этого следовало, что отработанных образцов ТИУС еще долго не видать. Такая же картина наблюдалась нами и в части создания пультов ТИУС. Они многократно перекомпоновывались.


Окончательную конструкцию пультов нам не предъявили. Бросалась в глаза плохо продуманная организация рабочего места механика-водителя харьковского изделия «477А» в сравнении с изделием «187». Например: – У «Броши-1» на пульте водителя были расположены 34 индикатора, рассредоточенные по всей площади пульта водителя!

Всю информацию для механка-водителя на изделии «187» ИУС-В выводила только на экран дисплея;

– В харьковском ТИУС информация, снимаемая с температурных датчиков, выводилась на экран дисплея в цифровом виде, а в ИУС-В – в графическом. Цифровая индикация неудобна в работе, поскольку из-за мелькания цифр плохо запоминается и не позволяет определять скорость изменения измеряемого параметра;

– В яркий солнечный день при положении водителя «по-походному» в харьковском танке информация на экране будет не видна, поскольку яркость свечения в два раза ниже (100…130 канделл/м2), чем в ИУС-В, а цвет свечения – оранжевый.
Яркость свечения выводимой на экране дисплея ИУС-В информации – 250…300 канделл/м2, цвет свечения – зеленый;

– Экран дисплея «Брошь-1» перенасыщен информацией. На нем постоянно высвечивались четыре параметра, а «по вызову» – четырнадцать параметров одновременно!


Но было уже поздно. Апухтин был сломлен неудачами. У него отбирали куски работ, как неоправдавшего надежды многих руководителей. Его ругали все от заместителя главного конструктора до заместителя министра обороны...

А в результате нашей совместной работы с харьковчанами было принято согласованное решение принять для последующей разработки единое МТО с харьковским двигателем 6ТД-2, но со всеми танковыми системами двигателя, созданными тагильчанами.

Кроме того, новый генеральный конструктор ХКБМ Михаил Демьянович Борисюк без колебаний принял для изделия «477А» в качестве базового комплекса ИУС-В, созданную уральскими конструкторами. Для меня эти решения были двойной радостью, как для специалиста по силовым установкам и менеджера по проведению работ в части ИУС.
К сожалению, из-за распада СССР эта интересная работа не получила дальнейшего развития.
Но вернемся к делам УКБТМ. Начиная с 1990 года особой «фишкой» для демонстрации достижений УКБТМ стал обязательный показ высокопоставленным руководителям информационно-управляющей системы в действии.
27 апреля 1990 года Уралвагонзавод посетил Президент СССР М.С. Горбачев
со своей супругой [74].

Читателю может показаться, что я излишне подробно рассказал о работе, в которую был вовлечен В.И. Поткиным. Но эти вопросы никогда не освещались в печати и могут быть полезны для историков военной техники. А сделанная попытка бывшего начальника отделения ХКБМ Ю.М. Апухтина унизить уральских конструкторов потребовала моих доказательных комментариев.


А вскоре наступил худший период 1990-х годов, когда инженеры оборонки начали искать любые способы заработка на стороне.
И отдел № 8 СКБ «Ротор» в прежнем составе перестал существовать.
Работы по ИУС-В возобновились только через несколько лет благодаря настойчивому требованию и энергичным действиям В.И. Поткина.

Э.Б. ВАВИЛОНСКИЙ
(начальник отдела силовых установок, ведущий конструктор отдела нового проектирования УКБТМ. С 2007 г. – на пенсии)
Источник - ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ВЛАДИМИР ПОТКИН. ТАНКОВЫЙ ПРОРЫВ. Сборник статей. – Нижний Тагил: ООО Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2013.

По теме:
Танк Т-14 "Армата"
Тяжелая БМП Т-15
Объект 195 "Т-95" (ОАО "УКБТМ")
Объект 640 «Черный орел» (ОАО КБТМ)
Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ")
Перспективная самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» (ОАО ЦНИИ "Буревестник")
Объект 299 (ОАО "Спецмаш")
Объект 292 (ОАО "Спецмаш")
Проект танка «Объект 225» и «Объект 226» (КБ ЛКЗ, "Спецмаш")
Танки "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477)




Tags: 6ТД-2, Молот, Объект 187, ТИУС
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo andrei_bt october 25, 2018 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments