?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читаю вот книгу (спасибо А. Хлопотову) воспоминаний про конструктора В. Поткина и немного удивляюсь. Воспоминания Э. Вавилонского в основном даже не про Поткина (главный конструктор УКБТМ), а про представлявшего ХКБМ Ю. Апухтина, точнее критика его воспоминаний (ПОСЛЕДНИЙ РЫВОК СОВЕТСКИХ ТАНКОСТРОИТЕЛЕЙ (дневник участника разработки танка «Боксер»)).
И что-то мне говорит, что мнение Вавилонского далеко от объективности. Хотя, думаю, Ю. Апухтин сам может на это ответить.
Меня же интересует один вопрос - чего же создав такой шикарный ТИУС в УКБТМ в конце 80-х - самом начале 90-х он куда-то пропал и не показывается все эти 28 лет?
Вот это и есть пример «правильного» ТИУС-В -


Фрагмент отображаемой информации на дисплее пульта водителя ИУС-В

Что-то не вижу в такой логике ТИУС никаких преимуществ, просто большой спидометр и указатель температуры масла.
Кроме того в отрывке весьма интересный момент про 6ТД как единый двигатель для Харьковских и Тагильских танков. Но вот поздно уже было для такого решения.

....
Долгие годы все руководство ХКБМ, включая главного конструктора Н.А. Шомина, слепо верило Апухтину, что тот стоит на верном пути в создании ТИУС для перспективного танка. Любые задержки в выполнении работ он мог объяснить сложностью стоящих перед ним проблем.

Организация работ по ТИУС, основанная на изолированности отдела и его замкнутости, плохом знании основ электроники в других отделах, вначале создали в КБ ореол исключительности подразделения Апухтина, находившегося много лет вне критики администрации.


Но шло время, ХКБМ приступило к выполнению работ по созданию перспективного танка в рамках ОКР «Боксер», а работы по ТИУС пришлось перевести на этап НИР.
По состоянию на 10 июля 1990 года ни одно ТЗ на алгоритмы, разработанные в отделе Апухтина, не имело согласующих подписей на титульном листе.

Из этого следовало, что отработанных образцов ТИУС еще долго не видать. Такая же картина наблюдалась нами и в части создания пультов ТИУС. Они многократно перекомпоновывались.


Окончательную конструкцию пультов нам не предъявили. Бросалась в глаза плохо продуманная организация рабочего места механика-водителя харьковского изделия «477А» в сравнении с изделием «187». Например: – У «Броши-1» на пульте водителя были расположены 34 индикатора, рассредоточенные по всей площади пульта водителя!

Всю информацию для механка-водителя на изделии «187» ИУС-В выводила только на экран дисплея;

– В харьковском ТИУС информация, снимаемая с температурных датчиков, выводилась на экран дисплея в цифровом виде, а в ИУС-В – в графическом. Цифровая индикация неудобна в работе, поскольку из-за мелькания цифр плохо запоминается и не позволяет определять скорость изменения измеряемого параметра;

– В яркий солнечный день при положении водителя «по-походному» в харьковском танке информация на экране будет не видна, поскольку яркость свечения в два раза ниже (100…130 канделл/м2), чем в ИУС-В, а цвет свечения – оранжевый.
Яркость свечения выводимой на экране дисплея ИУС-В информации – 250…300 канделл/м2, цвет свечения – зеленый;

– Экран дисплея «Брошь-1» перенасыщен информацией. На нем постоянно высвечивались четыре параметра, а «по вызову» – четырнадцать параметров одновременно!


Но было уже поздно. Апухтин был сломлен неудачами. У него отбирали куски работ, как неоправдавшего надежды многих руководителей. Его ругали все от заместителя главного конструктора до заместителя министра обороны...

А в результате нашей совместной работы с харьковчанами было принято согласованное решение принять для последующей разработки единое МТО с харьковским двигателем 6ТД-2, но со всеми танковыми системами двигателя, созданными тагильчанами.

Кроме того, новый генеральный конструктор ХКБМ Михаил Демьянович Борисюк без колебаний принял для изделия «477А» в качестве базового комплекса ИУС-В, созданную уральскими конструкторами. Для меня эти решения были двойной радостью, как для специалиста по силовым установкам и менеджера по проведению работ в части ИУС.
К сожалению, из-за распада СССР эта интересная работа не получила дальнейшего развития.
Но вернемся к делам УКБТМ. Начиная с 1990 года особой «фишкой» для демонстрации достижений УКБТМ стал обязательный показ высокопоставленным руководителям информационно-управляющей системы в действии.
27 апреля 1990 года Уралвагонзавод посетил Президент СССР М.С. Горбачев
со своей супругой [74].

Читателю может показаться, что я излишне подробно рассказал о работе, в которую был вовлечен В.И. Поткиным. Но эти вопросы никогда не освещались в печати и могут быть полезны для историков военной техники. А сделанная попытка бывшего начальника отделения ХКБМ Ю.М. Апухтина унизить уральских конструкторов потребовала моих доказательных комментариев.


А вскоре наступил худший период 1990-х годов, когда инженеры оборонки начали искать любые способы заработка на стороне.
И отдел № 8 СКБ «Ротор» в прежнем составе перестал существовать.
Работы по ИУС-В возобновились только через несколько лет благодаря настойчивому требованию и энергичным действиям В.И. Поткина.

Э.Б. ВАВИЛОНСКИЙ
(начальник отдела силовых установок, ведущий конструктор отдела нового проектирования УКБТМ. С 2007 г. – на пенсии)
Источник - ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР ВЛАДИМИР ПОТКИН. ТАНКОВЫЙ ПРОРЫВ. Сборник статей. – Нижний Тагил: ООО Рекламно-издательская группа «ДиАл», 2013.

По теме:
Танк Т-14 "Армата"
Тяжелая БМП Т-15
Объект 195 "Т-95" (ОАО "УКБТМ")
Объект 640 «Черный орел» (ОАО КБТМ)
Разработка унифицированного боевого отделения, тема «Бурлак» (ОАО "КБТМ")
Перспективная самоходная артиллерийская установка «Коалиция-СВ» (ОАО ЦНИИ "Буревестник")
Объект 299 (ОАО "Спецмаш")
Объект 292 (ОАО "Спецмаш")
Проект танка «Объект 225» и «Объект 226» (КБ ЛКЗ, "Спецмаш")
Танки "Бунтарь", "Боксер", "Молот" (объект 490, объект 490А, объект 477)




Recent Posts from This Journal

  • Люки, девушки и Т-80У-Е1

    Такой вот пиар от МО РФ. Дело конечно веселое, но опасное. Но из хороших новостей – впервые на биатлоне будут Т-80. Причем в самой своей…

  • Такой вот «Алтай» после испытаний.

    На изначальном варианте установки КАЗ на объекте «490А» 2 блока пусковых установок планировали разместить на верхней детали носового…

  • Хороший кадр

    Одинокого французского велосипедиста преследуют Т-72 и Челленджер.

  • Из истории «Центурионов»

    У захваченного танка "Олифант" ВС ЮАР, район Куиту-Куанавале. Слева направо: специалист по боевому применению средств ПВО ст. л-т. С.…

  • Радоваться рано

    Привезли С-400 в Турцию. Событие важное, может даже исторически. Но радоваться пока рано. Все еще может развернуться на 180. Такой вот…

  • Неплохо замаскировались

    Даже джавелин не найдет )))

  • Лучше бы в музей сдали

    Допиливают Забайкальские укрепрайоны. Лучше бы в музей сдали. Охотники за металлоломом распиливают советские танки (ИС-2, ИС-3, Т-54/55) в…

  • Как обычно поспешили

    Такой вот комментарий от Mikhail Barabanov к нижеприведенному материалу - Немцы 20 лет отрабатывали пермазиновский электродвигатель на надводном…

  • Новый береговой ракетный «Рубеж» представлен на МВМС-2019

    Только недавно был в патенте, теперь на выставке. IX Международный военно-морской салон, открывшийся 10 июля в Санкт-Петербурге, преподнес…

promo andrei_bt октябрь 25, 19:47 82
Buy for 50 tokens
Один из самых необычных и принципиально новых проектов в истории танкостроения. Компоновка, обеспечивающая не имеющие аналогов уровни защиты экипажа, подвижности и огневой мощи: - защита экипажа с уровнем, эквивалентным ~2000 и ~4500 от БПС и КС, 200 и 600 с верхней полусферы; - 32…

Comments

eburg1234
Sep. 27th, 2018 10:59 am (UTC)
Ну так и навигацию наверное закладывали и модную сетецентричность. Андрей почему-то не показывает внутрянку Т-90МС (да и в 187 ЕМНИП приборов и кнопочек побольше было), а бюджетного Т-72Б3 с урезанными возможностями.
Что МО оплатило, то и получило.

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner